Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье (церк.-слав. Неделя сыропустная, Неделя Адамова изгнания, Сыропуст, Прощеный день, Целовальник, Заговенье; полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка) – 7-е воскресенье перед Пасхой, последнее из 4-х воскресений подготовки к Великому посту в Православии, наступает после Недели о Страшном Суде.

«Сыропустная» значит «сыр опускаю» («сыр оставляю»); дословный перевод с греческого – «Воскресенье сырное» или «Воскресенье сыроеда».

Описание

Прощеное воскресенье предваряет самый долгий пост в году – Великий пост. На службах читают Евангелие из Нагорной Проповеди, где идет речь о прощении обид ближним, о ценности небесных сокровищ и о тленности плотских удовольствий, о значении поста:

«ГЛАВА 6
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Евангелие от Матфея»

В этот день среди православных христиан принято просить прощения за причиненные обиды у своих близких и родных, прощать без злобы и упреков, от чистого сердца.

Традиция просить прощения и прощать именно перед наступлением Великого поста имеет огромное значение. Для того, чтобы провести пост в отказе от пищи и иных удовольствий, а сосредоточиться на своей бессмертной душе и ее чистоте, верующему человеку необходимо освободиться от обиды и гнева. Воскресение Иисуса Христа православные христиане встречают со светлой душой, очищенной постом и молитвами.

Разрешается скоромная пища, яйца и молоко (по Типикону), за исключением мяса:

«В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир – это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)»

На вечернем богослужении в церквях принято проводить чин прощения.

Этот ритуал берет свое начало от монахов Египта. Для большего отречения от земных радостей и подготовки души к встрече праздника Пасхи, монахи проводили все 40 дней поста в пустыне.

Один монах в пустыне не всегда мог противостоять нападению диких зверей, иногда они умирали без воды и пищи. Чтобы в случае смерти душа монаха не была очернена обидами и согрешениями, которые бы не позволили ему попасть в Царство небесное, монахи перед тем, как разойтись в разные стороны на время поста, искренне просили друг у друга прощения и также прощали своих собратьев. Традиция египетских монахов распространилась во все православные церкви.

Богослужение

Прощеное воскресенье называют также «Адамово изгнание». Название это дано не зря: в этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая после его грехопадения.

Песнопения говорят о том, что греховная часть души человека подобна состоянию Адама после утраты им невинного блаженства и грехопадения. Перед началом Великого поста Церковь призывает православных христиан вспомнить о своих грехах и искренне в них раскаяться.

На литургии в этот день читается Евангелие от Матфея зачало 17 (Мф. 6:14-21), в котором Церковь призывает раскаяться в своих грехах, искренне покаяться в причиненных обидах и задуматься о духовных ценностях, ведущих к единству с Господом и вечной жизни.

Чин прощения совершается настоятелем в повечерие после молитвы: он просит у всех прощения, прихожане следуют его примеру и просят прощения и прощают.

После этого, православные христиане с чистой душой и открытым Богу сердцем встают на путь следования Великому посту.

В католичестве

В католичестве до 1969 года существовал аналогичный день (лат. Quinquagesima, переводится как «пятидесятый»). Название появилось еще в VI веке, а название объясняется тем, что отмечали его за 50 дней до праздника Пасхи. Сейчас празднование Quinquagesima сохранилось лишь в форме римского обряда.

Это воскресенье также называли Estomihi – «будь мне» (по первым словам входного песнопения, Пс. 30:3). До реформы Римского календаря (в 1969 году), этот день был включен в подготовительный период перед Великим постом, цвет литургии – фиолетовый. Когда было отнесено к Рядовому времени, то утратило свои названия. В западных цивилизациях это воскресенье совпадало с периодом карнавала.

Славянские традиции

Прощеное воскресение является кульминацией масленичной недели. Начиналось заговенье перед началом Великого поста, было принято посещать друг друга с просьбой простить за все грехи и обиды, при этом надо было троекратно поклониться тому, у кого просишь прощения.

В Прощеное воскресенье ходили в баню. Остатки угощений и еды, оставшейся после празднования масленичной недели, сжигали, а посуду тщательно мыли.

В этот день принято посещать своих умерших родственников на кладбище, просить у них прощения за обиды, причиненные им при их жизни. Некоторые оставляют блины на могилах своих близких.

В конце сжигали чучело Масленицы, что символизировало окончание зимы и приход долгожданной весны. Пепел после сожжения рассеивали по полю.

В Костромской губернии организовывали «обоз»: наряженные мужчины с соломенными колпаками на головах выезжали за город и сжигали свои колпаки – «сжигали Масленицу». А вечером в деревнях брали по пучку соломы, собирали в кучу и поджигали – «сжигали соломенного мужика».

Цитаты

«Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя».
Святитель Иоанн Златоуст

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии