Почему память против искусственных систем запоминания?

Статья особенно интересна для тех, кто старается найти главную причину какого-либо явления и проследить за ее развитием. Отсюда же читатель имеет возможность уяснить себе необоснованность притязаний многих распространенных систем запоминания быть чем-то новым, между тем как на деле оказывается, что «ничто не ново под луной», поскольку это же относится и к «запатентованным» ныне системам.

В продолжение более двух тысяч лет появлялись многочисленные методы заучивания наизусть, которые восхвалялись и усиленно рекомендовались их изобретателями или приверженцами. Многие из них были очень популярны и доставили своим изобретателям громкую славу, а в особенности – много денег. Все такие методы лишь теоретические, на практике очень затруднительны и к тому же поразительно похожи друг на друга, хотя и возникли в разных странах и в разные столетия. Основанием для них служили законы ассоциации, сходства, смежности, противоположности и пр. Не отказывая в остроумии изобретателям и приверженцам этих систем, как будто чудом запоминавшим массу разнообразных предметов, вы, ознакомившись подробнее с такими системами, все-таки вынесете неудовлетворительное о них заключение. Всякий, даже мало знакомый с основными принципами таких систем, может заучить по ним много, но результат в конце концов окажется плачевным, потому что эти системы, ввиду искусственности их, являются чем-то вроде «фокусов», как бы их ни восхваляли изобретатели и поборники. Главная их беда в том, что, помогая лишь запомнить некоторые вещи, они сами по себе нисколько не укрепляют и не развивают памяти как таковой, потому что, утомляя в конце концов ум, даже ослабляют и до того посредственную ее способность. Большинство таких систем пользуется различными «цепями», «звеньями», «значками» и т.п., с помощью которых связываются подлежащие запоминанию предметы. Вначале как будто дело налаживается, а потом для ученика является непреодолимая трудность помнить все такие «звенья», за которыми сам предмет, быть может при других условиях запоминаемый легко, теряется для памяти окончательно.

Начало первой «искусственной» системе запоминания положил Симонид, греческий поэт, живший за 500 лет до P. X. По рассказам, он был приглашен на пир, где должен был прочитать одно из своих стихотворений. Ближе к концу пира он был вызван из зала каким-то посланцем и с сожалением покинул собрание. Едва он вышел вон, как потолок обвалился, стены порушились и все гости с хозяином во главе были раздавлены. Тела так оказались обезображены, что для родственников не представлялось никакой возможности узнать их, поэтому они и были в отчаянии, но на помощь им пришел Симонид, заявив, что он хорошо заметил место каждого гостя и хорошо его помнит. Он сделал план зала и отметил место каждого приглашенного. Так как трупы оставались на местах, то и были легко найдены по его рисунку. Такой случай объясняется одной из систем заучивания наизусть, известных вообще под названием «мнемоника».

Вскоре после этого Симонид изобрел систему искусственного запоминания, имевшую громадный успех во всей Греции. Основанием его системы было запоминание местоположения гостей на пиру. Последователям этой системы предлагалось нарисовать умственную картину здания с подразделением на целые серии комнат, коридоров, прихожих и пр. Далее следует твердо запомнить все эти подразделения и ассоциировать с ними запоминаемое. Каждая комната имела свой номер, и в нее должна была помещаться подлежащая запоминанию вещь или часть последней. Затем заполнялась другая комната и т.д. Некоторые современные защитники такой системы предлагают своим ученикам запомнить расположение предметов в каждой комнате своего дома и связать их с запоминаемыми предметами или лицами, а потом последовательно переходить умственно из одной комнаты в другую, припоминая, что в них находится в действительности и что связано для запоминания. Впоследствии систему Симонида развил в Риме Метродор, а затем она послужила основой для бесчисленного множества других систем, как древних, так и современных. Каждый новый основатель что-нибудь прибавлял от себя или изменял в частностях, утверждая, что «изобрел»
новую систему.

Несколько столетий тому назад Конрад Цельтий предложил систему, имевшую громадный успех, но в действительности представлявшую собой лишь видоизменение метода Симонида, где комнаты греческого дома заместились буквами.

В конце шестнадцатого столетия Томас Ватсон, английский поэт, изобрел систему, сходную с вышеупомянутыми, но с заменою комнат и букв мысленною стеною с различными занумерованными частями. Какой-то немец, по имени Шенкель, тоже предложил вариацию этой системы, за что его чуть не казнили, усмотрев в его изобретении колдовство. Преподавая свою систему, он нажил много денег, пока секрет его способа не был обнаружен его же учеником в 1619 г.

Станислав Винкельман в 1848 г. придумал новый вид в области мнемоники, причем его система легла в основание всех последующих систем. Хотя он и использовал с некоторым изменением систему Симонида, но все же подвинулся дальше, предложив то, что известно теперь под названием «азбука цифр». Все последующие «изобретатели» предлагали только различные «азбуки цифр», но для нас достаточно будет ознакомиться с этой азбукой в ее первоначальном виде.

Азбука цифр Винкельмана

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
B C F G L M N R S T
P R V J         Z D
W                  

Гласные, глухие согласные и немая «H» не принимаются здесь во внимание. Слова передавались согласно выговору, но не написанию. Эту таблицу следовало хорошо заучить, а затем цифры перевести на буквы, а буквы на цифры. Буквы, переведенные с цифр, с прибавлением гласных, обращались в слова, имеющие действительную или воображаемую связь, например, с годом, который хотели запомнить. Некоторые из последователей Винкельмана придумали лучшие формы «азбуки цифр», но принцип оставался тот же. Исходя из такой системы, последователям Винкельмана, дабы запомнить и без того легко запоминаемый год или число, приходилось запоминать самые нелепые сочетания букв и слов.

Один из наших знакомых, руководствуясь этой таблицей, запомнил год битвы при Ватерлоо при помощи слов: «Bonaparte licked» («Бонапарт побит»): первые буквы этих слов составляют 15 – год битвы. B=1, L=5. Он также запомнил битву при Йорктауне при помощи слов: «Brave Novices Routed British» («Храбрые новички разбили британцев»). Начальные буквы означают 1781. Для нашего ума гораздо труднее запоминать все такие звенья и связи, чем самое число. Винкельман пользовался словами «Big», «Rat» для обозначения 1480 г., хотя раньше нужно знать историю события 1480 г., чтобы уяснить себе связь слов «Big» и «Rat» («большая крыса»). Другие изобретатели придумали множество остроумных сочетаний такой цифровой азбуки, но нам такой принцип мнемоники представляется скорее интересным, чем полезным.

Поляк Беньковский в 1840 г. преподавал систему, где впервые вводилось «взаимоотношение» и тому подобные теории, вошедшие и в большинство восхваляемых «современных» систем. В 1845 г. Американец Майлс распространял свою собственную систему, в которой среди иных способов предлагалось пользоваться изречениями, относящимися к запоминаемому событию, и последнее слово которых обозначало год, как и в системе «цифровой азбуки». Он также придумал план для запоминания названий знаменитых мест и событий, связывая их с хорошо известными предметами, например, «Borodino» (Бородино) созвучно с «Barrow a dinner» («обедайте в долг»). «Saskatchewan» (Саскатчеван) – с «Sis catch a swan» («сис, поймайте лебедя») и т.д. Но самым важным его нововведением была «номенклатурная таблица», заменившая «цифровую азбуку». Таблица эта состояла из ряда слов, причем каждое из них представляло число от 1 до 100. Заучив такой перечень слов, запоминали и им соответствующие даты.

В 1848 г. немец д-р Коте развил систему, впоследствии очень распространенную среди его последователей. Главная ее особенность состояла в применении между словами связующих слов, которые не имели бы без них никакого отношения друг к другу. Например, слова «камин» и «лист» могут быть связаны так: «камин» – «дым» – «дрова» – «дерево» – «лист». Слова «подушка» и «чернила» связываются таким образом: «подушка» – «пух» – «перья» – «стальное перо» – «чернила». Впоследствии такую систему вводили многие учителя, окончательно запутывая и разочаровывая своих учеников, которые все-таки хотели бы развить свою память.

Около 1818 г. Джон Сэмрок применил в Англии систему, основанную на гласных, входящих в названия первых девяти чисел, что, пожалуй, интересно лишь для англичан, но не для всех остальных, и, вообще, едва ли полезно для развития памяти даже у англичан.

Система «Shedd» (Шед) может, при некотором изощрении, применяться при заучивании дат не только англичанами. Для этого подыскивают фразу, в которой число букв в словах соответствовало бы цифрам даты, например: «Рим сгорел в 64 г. до Р. X». Дата 64 запомнится при помощи фразы «сожгли Римъ», потому что первое слово имеет 6 букв, а второе – четыре . Год рождения Наполеона – 1769 – можно запомнить при помощи фразы: «и родился смелый командиръ», год его поражения при Ватерлоо – 1815 – фразою «и прозевал я битву». Комичность фраз не мешает делу, даже скорее помогает, но главное, чтобы количество букв соответствовало числам даты.

Другие же авторы предлагали запоминать что-либо с помощью рифм или стихов. Остатки таких систем и теперь еще видны в некоторых грамматиках, где стихами пишутся исключения, правила правописания и пр. Такая же система стишков употребительна у студентов-юристов и медиков, с помощью которых они легко группируют различные термины, определения и т.п.

«Фигурная азбука» есть своего рода фокус для довольно простого и успешного заучивания. Она состоит в том, что выписывают подряд числа, например до ста, причем им придают значение букв; затем, если нужно заучить какое-нибудь стихотворение, то переводят буквы на цифры и обратно.

Иногда же применяют закон ассоциации, чтобы связать между собою какие-нибудь предметы с общим соотношением. Например, д-р Уортс придумал слово «Vibrior», чтобы запомнить названия и порядок цветов спектра, причем входящие в него буквы являются начальными в словах названия этих цветов, то есть «Violet, indigo, blue, green, yellow, orange, red» (фиолетовый, синий, голубой, зелёный, желтый, оранжевый, красный). Слово «News» (новость) состоит из начальных букв стран света: «North, East, West, South». Имя вице-президента при Линкольне можно запомнить в таком виде: «abraHAMLINcoln». Запомнить обстоятельство, что Франклин Пирс был 14-м президентом, можно при посредстве начальных букв его имени «F» (fourteenths 4), «Р» (president). Примеры эти приведены лишь для того, чтобы показать, сколько существует различных «гвоздей», на которые можно бы повесить запоминаемые предметы, но запомнить которые представляет еще большую трудность, чем самые предметы, так что в конце концов природа памяти возмущается против их искусственности.

В заключение можно сказать, что метод Симонида, или «система мест», был первым в деле запоминания и живет и поныне. За ним пришла «фигурная азбука», пользующаяся, хотя и в сильно измененном виде, большим успехом и в настоящее время. Далее идет метод заучивания посредством слов с определенным числом букв, он хотя и легок, но скоро надоедает и довольно запутан. Наконец метод «соединяющий» – интересен, но для развития памяти непригоден. На все такие системы можно смотреть как на костыли, но отнюдь не как на средства для развития памяти и других, связанных с нею способностей.

Самое лучшее – это планомерно развивать все способности, помогающие в деле восприятия впечатлений и удерживания их, а стало быть, и в их оживлении, причем наравне с ними попутно будет развиваться и память.

Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии