Бхакти Йога и прием пищи

В «Бхагавад-гите» Господь, заключая описание метода Бхакти Йоги (Йога преданности Богу), говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни жертвовал или отдавал, какие бы аскезы ни совершал – делай это, о сын Кунти, как подношение Мне» (Бхагавад-гита 9.27).

Там же Он говорит, что человек должен есть только то, что было сначала предложено Ему. Итак, предложение пищи Богу – неотъемлемая часть системы Бхакти Йоги.

Господь также описывает виды подношений, которые Он принимает: «Если человек предложит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, и Я приму это» (Бхагавад-гита 9.26).

Господь намеренно не включает в этот перечень мясо, рыбу или яйца, поэтому преданный Бога не предлагает Ему подобную пищу. Из любви к Богу преданный предлагает Ему только самую лучшую, самую чистую пищу. Само собой разумеется, что гниющая плоть забитых на бойне животных или зародышей курицы к ней не относится.

Занимаясь духовной практикой, верующий человек предлагает Богу пищу, выражая тем свою любовь к Нему. Даже в обычной жизни человек готовит еду для другого в знак любви и привязанности к нему, и тот ценит не только саму пищу, но и любовь, с которой она приготовлена. Так же и с предложением пищи Богу – этот процесс поможет нам развить свою любовь к Нему и преданность Ему.

Конечно, трудно любить того, кого мы никогда не видели, но уникальные ведические писания подробно описывают личностные черты Бога. В священных писаниях других основных религий мира о Боге говорится как о Верховном Отце, но о Его личности приводится на удивление мало сведений. Христос говорил о себе как о сыне Бога, Магомет был Его пророком, но кто же тогда Сам Бог? Он только косвенно проявляет Себя – то как глас небесный, то как горящий куст и так далее.

Однако признавая, что Бог сотворил нас, мы не можем логически отрицать, что и Сам Он обладает всеми атрибутами личности – телом, индивидуальностью и всеми возможностями и способностями различных чувств и органов. Если исходить из предположения, что мы обладаем определенной формой и характером, а у Бога их нет, то, следовательно, в этом отношении мы превосходим Его. Но было бы нелогично предполагать, что творение Бога может в чем-то превзойти своего Творца. Следовательно, если мы обладаем качествами личности, то и Бог является личностью, которая, обладая безгранично могущественной духовной формой, тем не менее, остается личностью. В конце концов, говорится же, что мы созданы по образу и подобию Бога.

Бог – могучий старец с бородой?

Пуская в ход собственное воображение, западные художники обычно рисуют Бога могучим старцем с бородой. Но в ведической литературе приводится точное описание внешности и личностных черт Бога, причем писания древней Индии – единственный источник сведений такого рода. Прежде всего, Бог вечно юн. Кроме того, Он обладает необычайными качествами, привлекающими сердца и умы даже безгрешных душ. Он удивительно красноречив и безгранично мудр, весел и отрешен. Кроме того, Он являет неповторимые духовные деяния со Своими вечными спутниками. Бесконечны описания привлекательных черт Верховной Личности Бога, содержащиеся в Ведах. Поэтому Его называют «Кришной», или «всепривлекающим». Когда мы постигнем личность Бога, нам будет значительно легче сосредоточивать на Нем свои мысли, особенно предлагая Ему еду.

Поскольку Господь обладает наивысшим могуществом и абсолютно духовен, все, что приходит в соприкосновение с Ним, также становится абсолютно чистым и духовным. Даже в царстве материальной природы некоторые объекты обладают очищающей способностью. Так, например, Солнце своими мощными лучами может извлекать чистую, свежую воду из озера, вода которого загрязнена. Если Солнцу – материальному объекту – присуща такая способность, то мы не можем даже представить себе очищающую силу Верховной Личности Бога, без каких бы то ни было усилий творящего миллионы солнц.

Прасад

С помощью Своих трансцендентных энергий Кришна может превратить материю в дух. Если мы поместим в огонь железный прут, вскоре он раскалится докрасна и приобретет все основные качества огня. Так же и пища – материальная субстанция – если ее предложить Богу, становится полностью духовной. Такая пища превращается в прасад, что на санскрите означает «милость Господа».

Прасад в Бхакти Йоге имеет очень большое значение. В других системах Йоги человек должен искусственно сдерживать свои чувства, тогда как в Бхакти Йоге он может занимать их разнообразной приносящей удовлетворение духовной деятельностью. Благодаря такой деятельности, чувства постепенно одухотворяются, и их начинают привлекать духовные наслаждения, далеко превосходящие те, что доступны нам в материальной жизни.

В ведической литературе содержится множество описаний прасада и его воздействия на человека. Господь Чаитанйа, воплощение Верховного Господа, явившийся в Индии 500 лет тому назад, так говорил о прасаде: «Каждому доводилось прежде пробовать эти материальные блюда, однако сейчас они приобрели необыкновенный вкус и удивительный аромат; даже их аромат, не говоря уж о вкусе, прельщает ум и заставляет человека забывать о всех прочих лакомствах, потому что духовный нектар с губ Кришны (Господа Бога) коснулся этой обычной пищи, и ей передались все Его духовные качества».

Если человек принимает только пищу, предложенную Господу, то это – вегетарианство высшего порядка. В конце концов, многие животные, в частности голуби и обезьяны, тоже не едят мяса, так что вегетарианство само по себе еще не является большим достижением. В Ведах говорится, что цель человеческой жизни – восстановление изначальной связи души с Богом, и прасад очень способствует этому.

Понимание высшей цели вегетарианства определяет прежде всего выбор продуктов, которые мы собираемся предложить Богу. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что пищу можно подразделить на 3 категории, в зависимости от гун материальной природы: благости, страсти и невежества – к которым она относится. Молочные продукты, злаки, сахар, овощи, фрукты и орехи – это пища, относящаяся к гуне благости, и ее можно предлагать Богу. Как правило, пищу, относящуюся к гунам страсти и невежества, не предлагают Богу, который Сам говорит в «Бхагавад-гите» (17.9-10), что такая пища «вызывает страдания, несчастья и болезни», и что она «безвкусная, разложившаяся и дурно пахнущая». Как нетрудно догадаться, мясо, рыба и яйца – это пища, относящаяся к низшим гунам материальной природы, так же как и чеснок, лук и грибы. Их не следует предлагать Богу. Кофе и чай, содержащие кофеин, представляют собой наркотические средства, и их также нельзя предлагать Кришне. Взамен можно собирать или покупать травы и заваривать чай из них.

Покупая продукты, следует помнить, что мясо, рыба и яйца могут входить в состав других продуктов, поэтому необходимо внимательно изучать этикетки и в сомнительных случаях спрашивать продавца или обращаться на фабрику. Например, некоторые сорта кисломолочных продуктов и сметаны содержат желатин, который делается из рогов, копыт и костей забитых на бойне животных. Необходимо также убедиться, что сыр, который вы покупаете, не содержит сычуга – фермента, извлекаемого из тканей телячьего желудка.

Следует также избегать пищи (в особенности из злаков), которую приготовили люди, не ведущие чистый, духовный образ жизни. Тонкие законы природы таковы, что сознание повара воздействует на пищу не только на физическом уровне, но и на тонком. Такая пища становится проводником неуловимого воздействия на наше сознание. Другой пример, иллюстрирующий этот принцип,- картина, которая является не просто набором мазков на холсте, но выражает также настроение художника, передающееся разглядывающему ее человеку.

Подобно этому, если мы едим пищу, приготовленную людьми, не имеющими духовного сознания (например, работниками какой-либо фабрики), мы, безусловно, поглощаем определенную дозу их материалистического сознания. Кроме того, насколько возможно, мы должны употреблять только свежие натуральные продукты.

При приготовлении пищи необычайно важно соблюдать чистоту, поскольку чистоплотность и праведность – родные сестры. Господу нельзя предлагать ничего нечистого, так что старайтесь содержать кухню в чистоте. Прежде чем начать готовить, обязательно вымойте руки. Готовя пищу, не пробуйте ее. Приготовление – это часть медитативного процесса, ведь вы готовите пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Богу, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею. Если вы готовите по испытанным рецептам, у вас все получится. Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Богу.

Хорошо иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные исключительно для Бога. В идеале этот столовый прибор должен быть новым, и никто другой никогда не должен им пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда.

Самый простой способ предложения – просто сказать: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, прими эту пищу». Нужно помнить, что истинная цель всего этого – выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Бога всю вашу любовь к Нему, и Он примет ваше подношение. Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что это подношение – способ выражения нашей любви к Нему и благодарности. Предложив Господу еду, нужно в течение нескольких минут повторять мантру Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Затем прасад можно подавать на стол. Вся приготовленная пища считается теперь предложенной Богу, но та, что непосредственно находилась на тарелке Господа, особенно почитается и называется маха-прасадом (великой милостью Бога).

Каждый должен кроме всего остального получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада. Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!

Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Режим дня»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии