3 уровня ума и 2 уровня «я»

3 уровня ума | 2 уровня «я»

3 уровня ума

В структуре ума различается 3 основных уровня:

  • Внутренний ум состоит из глубинного ядра ощущения и знания. В нем заключены наши потаенные наклонности, которые могут так никогда и не проявиться во внешней жизни.
  • Промежуточный ум – это наша способность переносит внутрь внешние впечатления и выражать внутренние тенденции вовне. Это посредник между поступающими от органов чувств мимолетными впечатлениями и эмоциями, с одной стороны, и глубокими, устойчивыми внутренними ощущениями – с другой. Промежуточный ум проявляется в рассудке и актах восприятия и помогает нам выносить суждения и принимать решения.
  • Внешний ум – это та часть ума, в которой доминируют чувства и эмоции, та часть, которой мы пользуемся в своей обыденной деятельности, накапливая впечатления и совершая действия во внешнем мире.

Эти 3 аспекта ума действуют по той же модели, что и вата, питта и капха (или воздух, огонь и вода), но на более глубоком уровне.

Внутренний ум (глубинное сознание) – воздух

Воздух присутствует в уме ума как изначальная психическая восприимчивость или глубинная природа чувств. Это базовое поле энергий, привычек и тенденций, которые формируют ум и благодаря которым поддерживается непрерывный процесс мышления. Воздух – способность ума находить взаимосвязи, идентифицировать себя и чувствовать свое существование. Благодаря ему мы двигаемся, действуем и функционируем как сознательные существа. Воздух – сердце, ядро сознания, которое не всегда проявляется на поверхности, но является глубинным мотивом, движущей силой, которая лежит в основе других функций ума.

Подобно воздуху, ум обладает способностью к переменам, реагированию и трансформации и состоит из различных энергетических импульсов, действующих в некотором ограниченном поле. Наше сознание – это поле движения, взаимозависимых динамичных тенденций, латентных свойств и впечатлений, лишь немногие из которых достигают внешнего, сознающего ума, доминирующего в обычном состоянии бодрствования. Большая часть того, что мы называем бессознательным, подсознательным и сверхсознательным, – это и есть внутренний ум, который при обычных обстоятельствах мы, как правило, не воспринимаем.

Однако это энергетическое поле глубинных мыслей и чувств является обусловленным, а не абсолютным сознанием. Оно образует спонтанные и автоматизированные привычки и тенденции. Не следует путать его с чистым необусловленным сознанием, которое является нашим истинным Я.

Промежуточный ум (разум) – огонь

Огонь присутствует в уме как способность к рассуждению ли различению, которая позволяет воспринимать вещи и выносить суждения. Наши выводы о том, что является истинным, что ложным, реальным или нереальным, хорошим или дурным, ценным или никчемным, становятся возможны лишь благодаря этой способности взвешивать, измерять и оценивать. Благодаря ей мы можем анализировать свои впечатления, чтобы на основе этих впечатлений распознать объект. Таким образом, огонь является посредником между внутренним умом, то есть глубинным сознанием и внешними функциями чувственного восприятия.

Разум, как и огонь, горяч и светоносен, что обеспечивает способность усваивать и различать. Разум сжигает, переваривает и претворяет вещи в более тонкие формы, которые питают наше сознание. Разум переваривает наши впечатления, чувства и мысли, позволяя выделять из них знание, и раскладывает все по своим полочкам в соответствии с нашим пониманием действительности.

Разум – это часть нашего ума, получившая рациональное выражение и, следовательно, вынесенная на свет. Большая часть ума – глубинное сознание – остается невыраженной и не изведанной нашим обыденным умом и, следовательно, пребывает во тьме. Рациональной частью ума мы пользуемся для того, чтобы выносить важные суждения, принимать решения и достигать понимания. Но она является лишь частью поля сознания – частью, которую мы вынесли на свет и причислили к своим владениям.

Внешний ум (чувственное восприятие и эмоции) – вода

Вода присутствует в уме как наша эмоциональная природа, наша способность сообщаться с внешним миром. А это – не что иное, как стремление сознания обрести форму. К области внешнего ума относится наша способность собирать чувственные впечатления и реагировать на них через приятие и отвержение, притяжение и отталкивание, страх и желание.

Вода – созидательный аспект ума, который позволяет нам соображать, планировать и конструировать свою реальность. Это основа воли, мотивации и действий во внешнем мире. Это часть ума, вечно текущая вовне, стремящаяся к воплощению себя в материи и накоплению для себя предметов внешнего мира. Она постоянно собирает впечатления извне, позволяя нам хранить и накапливать их внутри.

Благодаря внешнему уму и его способности к самовыражению мы функционируем во внешнем мире и чувствуем себя частью внешней реальности. Именно эта часть ума является «разумом» в обыденном понимании этого слова. В ней содержатся наши обыденные мысли, эмоции и ощущения.

2 уровня «я»

3 вышеописанные уровня ума функционируют в промежутке между 2-мя основными уровнями «я»:

  • Внешнее «я» отождествляет себя с телом, физической индивидуальностью.
  • Внутреннее «я» – чувство чистой субъективности, чистое «я есмь» за пределами всякой телесной принадлежности.

Понять это можно на примере соотнесения с элементами земли и эфира.

Внешнее я (эго) – земля

Земля присутствует в уме как эго, чувство отдельного «я», благодаря которому мы ощущаем себя ограниченной личностью, тождественной определенному телу, существующему во времени и пространстве. Эго связывает нас с физическим телом и позволяет воспринимать деятельность тела как свою собственную. Оно обеспечивает чувство «я» в мире, благодаря чему мы и обладаем способностью действовать в нем.

Эго обеспечивает объективацию, внешнюю идентификацию «я». Оно работает через образ «я», или комбинацию субъект-объект. Это «я» в процессе, в становлении, постоянно стремящееся к приобретениям и достижениям. Благодаря эго-сознанию мы постоянно пытаемся чем-то стать или что-нибудь получить во внешнем мире. Это – объективация сознания.

Внутреннее «я» (душа) – эфир

Эфир присутствует в уме как изначальное пространство ума, предтеча всех психических функций, энергий и впечатлений. Без пространства ум не может функционировать, не имеет места для движения. Но мы почти никогда не осознаем это внутреннее пространство – как и внешнее пространство. Мы входим в него лишь тогда, когда обретаем способность отрешенности, переставая отождествлять себя с деятельностью ума. Оттуда мы можем наблюдать за работой ума и выходить за рамки его ограниченных схем, которые в этом высшем пространстве сознания подобны
облакам.

Наша высшая сущность, отражаясь в этом психическом эфире и открывается нам как душа. Она – сознательный наблюдатель, пребывающий вне любого тела, образа или индивидуальности.
Это внутреннее «я» – чистая субъектность, чистое «я есмь», или «я есть то, что я есть», в противоположность «я есть это» или «это мое», в противоположность мысли о «я», составляющей эго. Внутреннее «я» удовлетворено своей самодостаточностью и находит покой в своей собственной сущности. Ему ничего не нужно искать во внешнем мире, который для него – только тень.

Если эго, или внешнее «я», отделяет нас от других существ, то душа, или внутреннее «я», объединяет нас с ними. Если эго обладает видением различий, то душа обладает видением общности. Если эго цепляется за форму, то душа распознает сущность. И все же индивидуальное «я», или душа, связано с системой «тело-ум» и ее обусловленным существованием. Только в своей чистой форме, отделенное от привязанности к уму, оно становится вселенским Я, которое выходит за рамки любой индивидуальной личности и находится за пределами всего явленного. В этом – истинное слияние личности с вселенским Я, в котором и заключается освобождение и бессмертие. Это высшее Я – чистое, ничем не обусловленное сознание за пределами всех уровней ума.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии