Аюрведическое лечение болезней

В этой статье даются рекомендации по лечению конкретных болезней. Болезни сгруппированы по системам организма. Все заболевания, относящиеся к какой-то определенной системе, можно лечить, следуя общим принципам лечения этой системы. Например, лечение большинства заболеваний нервной системы, в том числе эпилепсии или паралича, может основываться на принципах и рекомендациях, относящихся к нервной системе в целом. Поскольку болезни одной системы, как правило, взаимосвязаны, рекомендации, касающиеся одного из ее заболеваний, могут оказаться актуальными при лечении других заболеваний той же системы. Здесь рассматриваются лишь наиболее распространенные в наши дни болезни. Некоторые из них рассмотрены более подробно. Читатель может использовать их как пример для самостоятельного подробного рассмотрения тех болезней, которые изложены кратко, поскольку к ним возможен аналогичный подход. Перечислить все заболевания невозможно, так же как и повторить все сказанное по поводу лечения той или иной системы в описании каждого из ее расстройств. Поэтому наряду со сведениями об интересующей вас болезни примите также во внимание информацию по описанию соответствующей системы. Эти рекомендации должны быть интегрированы с соответствующим образом жизни. Цель статьи - дать разносторонний и в то же время простой метод лечения любой болезни, основываясь на понимании лежащего в ее основе нарушения равновесия дош.

Аюрведическое лечение болезней:

  • 1. Расстройства пищеварительной системы
  • 2. Расстройства дыхательной системы
  • 3. Расстройства системы кровообращения
  • 4. Расстройства мочевыделительной системы и нарушения водного обмена
  • 5. Расстройства репродуктивной системы
  • 6. Лихорадочные и инфекционные заболевания
  • 7. Прочие расстройства
  • 8. Расстройства нервной системы
  • […]

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике кундалини

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике кундалини

    Кундалини - это основная энергия астрального тела. У большинства из нас она пребывает в спящем состоянии у основания позвоночника. Лишь небольшая ее часть остается активной для поддержания нервной деятельности. Кундалини можно пробудить при помощи пранаямы, мантр, медитативных техник или наркотических веществ. На ее пробуждение влияют и кармические причины. Многие наркотические вещества стимулируют кундалини, но не могут пробудить ее в полной мере.

    Способствуют поднятию кундалини многие из аюрведических средств, повышающих оджас, например гхи и ашваганда. Кундалини стимулируют аир и камфора (ее принимают внутрь в очень малых дозах). Хорошее действие оказывает также макарадхвадж, принимаемый с молоком.

    Одна из ступеней на пути духовного развития состоит в пробуждении кундалини и поднятии ее вверх по позвоночнику, что способствует раскрытию космического сознания. Некоторые системы духовного развития обходят вопрос о кундалини стороной или рассматривают ее как силу иллюзии, взаимодействия с которой лучше избегать.

    Пробуждение кундалини не всегда благотворно. Искусственное или преждевременное ее пробуждение может привести к «перегоранию» нервной системы и другим состояниям высокой ваты или питты, сопровождающимся галлюцинациями и ложными представлениями.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике пранаямы

    Пранаяма - это гармонизация дыхания. При этом обычно необходимы определенные усилия по контролю дыхания или увеличению его интенсивности. Однако чрезмерное напряжение во время контроля над дыханием может возбуждать вату, а подавление желаний вдохнуть или выдохнуть способно нарушить движение энергии во всей нервной системе.

    Поэтому при выполнении дыхательных упражнений не следует задерживать дыхание с большим усилием. Цель не в том, чтобы остановить дыхание - это может быть смертельно опасно,- а в том, чтобы успокоить его, для чего нужно успокоить ум.

    Удерживая дыхание, важно не забывать о необходимости дышать. Поэтому некоторые учителя Йоги рекомендуют задерживать дыхание не после вдоха, а после выдоха. И конечно же, не следует путать измененные состояния сознания, достигаемые при помощи гипервентиляции, с достижением духовного осознания.

    При выполнении более интенсивных форм пранаямы - таких, например, как бхастрика («дыхание огня»),- увеличивается и вероятность побочных эффектов, в частности, возникновения психического возбуждения. Практика пранаямы требует постепенности: следует ежедневно увеличивать время занятий на несколько минут. Излишне продолжительные или нерегулярные занятия увеличивают вероятность негативных последствий. Контроль над дыханием может дать нам определенные психические переживания, но при этом наш ум должен быть чист, а личная воля пребывать в бездействии - иначе такие переживания не принесут пользы.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при медитации

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при медитации

    Правильно выполняемая медитация способствует излечению как физических, так и психических расстройств. В большинстве случаев медитация безопасна, однако при неправильном выполнении или при чрезмерных занятиях ею она может быть неблагоприятна для здоровья. Истинная медитация успокаивает и освобождает от напряжения и беспокойства. Ошибки же при ее выполнении приводят к возбуждению, конфликтности, неверным представлениям.

    В Аюрведе и тибетской медицине, связанных с культурами, где медитация практикуется широко и нередко очень интенсивно, выделяется целый ряд так называемых медитационных расстройств. На Западе такие расстройства встречаются реже, но по мере роста интереса к медитации и расширения круга практикующих, среди которых оказывается немало неподготовленных людей, подобные нарушения получают распространение и там. Возможности, которыми располагает в этом отношении западная медицина, столь же ограничены, как и бытующие в ней представления о самом процессе медитации.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Одержимость

    В большинстве древних культур психические расстройства рассматривались как различного рода одержимость злыми духами, и для лечения проводились процедуры их изгнания. Аюрведа в целом разделяет эту точку зрения, но в более утонченном виде, рассматривая проблему одержимости сквозь призму йогического знания. Такой взгляд на природу одержимости является не наивным суеверием, а отражением накопленных в Аюрведе познаний об астральном плане и оккультных мирах. Физический мир самым тесным образом связан с более тонкими мирами, и между этими мирами - различными измерениями - происходит постоянное энергетическое взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на нас как позитивное, так и негативное влияние. В зависимости от того, с какого рода сущностями происходит такое взаимодействие, в Аюрведе выделяются различные виды одержимости.

    Чаще других одержимости подвержены люди слишком пассивные, зависимые, уязвимые, открытые или впечатлительные. Нередко им не хватает чувства собственного достоинства, они чрезмерно чувствительны и легко поддаются внешним влияниям. Аура у таких людей обычно слабая, и у них нет четкой определенности в отношении самих себя.

    Бывают случаи, когда в состоянии одержимости оказываются группы людей, что можно наблюдать в действиях толпы, и даже население целых стран, как это было в Германии во время правления нацистов. Нужно считаться с существованием этих тонких сил, учиться их распознавать и давать отпор их негативным влияниям - иначе мы будем пугаться, как дети в темной комнате, и страдать от ненужных негативных переживаний. Особое значение здесь приобретает астрология, которая дает нам представление об астральных силах, действующих в жизни каждого из нас.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Умопомешательство

    Аюрведическое лечение болезней. Умопомешательство

    Когда умственное беспокойство столь выражено, что человек выпадает из окружающей реальности, наступает умопомешательство. Это крайняя степень психического расстройства. Однако в некоторых случаях то, что называется безумием, на самом деле может быть более высоким состоянием сознания, которое не вмещается в рамки социальных норм. Согласно Аюрведе и Веданте, все мы, кроме достигших просветления, пребываем в плену неведения и неправильного восприятия жизни. Все наше эго - не более чем иллюзия. В основе каждой культуры лежат те или иные коллективные иллюзии, и граница, определяющая понятие психического здоровья, может оказаться значительно более размытой, чем мы полагаем. Умопомешательство нередко связано с физическими нарушениями. Его могут вызвать или усугубить отравления токсическими веществами, плохое питание, травмы и другие факторы.

    Особенности проявления (типы) умопомешательства
    Умопомешательство вата-типа проявляется беспричинным смехом, плачем или пением, потерей памяти, бессвязностью речи, хаотичностью жестов или нарушением координации движений. Больной выглядит изнуренным, истощенным, его одолевают страхи, тревоги, депрессия, бессонница и кошмары.

    […]

    Как лечить психические расстройства?

    Как лечить психические расстройства?

    Физический и психический аспекты лечения

    В основе всякой болезни обычно лежит нарушение умственного и эмоционального равновесия. Большинство соматических заболеваний развивается под воздействием психических факторов. Зачастую мы не уделяем достаточного внимания собственному телу именно из-за того, что поглощены своими умственными или эмоциональными проблемами.

    В лечебном процессе психические факторы обычно значат больше, нежели физические. Если пациент соблюдает и использует нужные травы, но психика его возбуждена или он негативно относится к лечению, то все лечебные меры вряд ли дадут ожидаемый результат.

    Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических расстройств - от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Методы, которые используются в Аюрведе, направлены на укрепление как физического, так и психического здоровья. Для оздоровления ума в Аюрведе используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относятся медитация, пранаяма, повторение мантр, визуализация, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса» (духовная терапия). В совокупности они составляют обширную область знания, здесь же будут изложены лишь основные принципы.

    Для лечения психических расстройств в Аюрведе применяются и методы врачевания тела, поскольку нарушения физического равновесия вызывают или усугубляют нарушение равновесия психического. И наоборот: психическая неуравновешенность, проявляющаяся как умственные или эмоциональные расстройства, обычно отражается и усиливается на физическом плане.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Глазные болезни

    Аюрведическое лечение болезней. Глазные болезни

    Глаза, будучи органом восприятия, связаны с питтой (огнем). Люди с питта-конституцией обычно особенно чувствительны к свету и предпочитают носить солнечные очки. У них чаще, чем у представителей других типов, нарушается зрение и возникает необходимость в ношении очков для его коррекции. Большинство воспалительных заболеваний глаз, в частности конъюнктивит, представляет собой нарушения питты и лечится подобно инфекционным заболеваниям.

    С возрастом зрение и другие аспекты чувственного восприятия ухудшаются. К постепенной утрате этих функций приводит повышенный уровень ваты (воздуха). Зрение может ухудшаться также вследствие некоторых тяжелых заболеваний, особенно болезней печени.

    Для улучшения зрения полезно смотреть на пламя светильника, наполненного гхи (в небольшой сосуд с гхи вставляют фитиль из хлопка или другого материала). Удерживать взгляд на пламени следует в течение двадцати минут и делать это ежедневно. Этот метод полезен для лечения светобоязни, а также связанных с этим головных болей.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Эпилепсия

    Эпилепсия может быть связана с нарушением любой из трех дош. При капха-конституции причиной заболевания нередко становится закупорка каналов слизью, при питта-конституции - воспаление нервной ткани, при вата-конституции - обостренная чувствительность. Лечение в значительной мере зависит от конституции пациента, поскольку именно она определяет особенности течения данного заболевания.

    Показано очищение слабительными, которое иногда помогает предотвращать приступы. При эпилепсии, как и при других заболеваниях нервной системы, в качестве слабительного лучше использовать касторовое масло. Можно применять и состав трипхала.

    Из средств, укрепляющих нервы, прекрасно действует джем брахма расаян. Аир в сочетании с ашвагандой помогает при эпилепсии вата-типа (принимать с гхи), аир в отдельности применяется при эпилепсии капха-типа (принимать с медом). Между приступами в качестве тоника рекомендуется принимать чьяванпраш и смазывать ступни кунжутным маслом.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Головная боль и мигрень

    Аюрведическое лечение болезней. Головная боль и мигрень

    Головная боль может быть вызвана целым рядом причин - нарушением пищеварения, запорами, простудой, гриппом, неправильной осанкой или мышечным напряжением. Нередко головная боль имеет неврогенное происхождение, поэтому она и рассматривается в этой главе, хотя может быть отнесена и к другим категориям заболеваний. Наиболее тяжелая головная боль бывает при мигрени, которая часто обусловлена наследственными факторами. Во многих случаях головные боли сопутствуют гипертонии и повышенному внутричерепному давлению. Многие из методов лечения гипертонии применяются и при головных болях.

    Особенности проявления (типы) головных болей
    Головная боль принадлежит к числу расстройств, связанных преимущественно с ватой. Головная боль вата-типа обычно сильная, сопровождается тревогой, депрессией, запорами и сухостью кожи. Ее могут спровоцировать недосыпание, нерегулярное питание, чрезмерные физические и психические нагрузки, беспокойство и стрессы.

    Головная боль питта-типа нередко сопутствует заболеваниям печени или токсическим состояниям крови и проявляется ощущением жжения, покраснением лица и глаз, светобоязнью, гневливостью, раздражительностью и носовыми кровотечениями.

    […]

    О проекте

    Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

    Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

    Подписка