Как управлять своей конституцией?

В Аюрведе пациенты получают лечение в соответствии со своей конституцией. Аюрведическое лечение не является симптоматическим, оно проникает в глубины физиологической и психической сущности человека. Целью Аюрведы является не лечение определенной болезни, а восстановление природной гармонии внутри человека. Такой подход проникает в самую суть всех проявившихся у человека заболеваний, в отличие от обычного «лечения болезни», при котором врач применяет ко всем пациентам один и тот же общий симптоматический подход.

Знание конституции человека служит ключом для целостного подхода к лечению и первоосновой всякой профилактики. Рассматривая болезни в зависимости от конституции, мы приходим к пониманию того, почему различные травы воздействуют на одну и ту же болезнь и как одна трава может излечивать многие заболевания.

Согласно Аюрведе, мы воздействуем на преобладающую в индивидуальной конституции дошу с помощью трав и методов лечения, обычно имеющих природу, противоположную ее качествам. Согревающие и осушающие методы терапии применяются для конституции капхи, имеющей тенденцию к холоду и влажности. Согревающие и увлажняющие методы используются для ваты, которая тяготеет к холоду и сухости. Охлаждающие и осушающие методы используются для питты, обладающей горячими и влажными свойствами.

[…]

Описание шести вкусов в Аюрведе

Описание шести вкусов в Аюрведе

(Цитаты из «Чарак Самхиты» XVI. 43)

I. Сладкий

«Сладкий вкус имеет ту же природу, что и человеческое тело, ткани которого имеют сладкий вкус, и поэтому способствует росту всех тканей тела и оджаса. Помогая достичь долголетия, он действует успокаивающе на пять органов чувств и ум, дает силу и хороший цвет лица. Сладкий вкус ослабляет питту, вату и действие ядов. Он уменьшает жажду и ощущение жжения, способствует здоровью, росту волос и кожи, благоприятно воздействует на голос и энергетику человека.

Сладкий вкус питателен, действует оживляюще, вызывает чувство удовлетворения, укрепляет тело и увеличивает его вес. Устраняет слабость и истощение, помогает преодолеть болезнь. Действует освежающе на носовую и ротовую полости, горло, губы и язык, облегчает приступы и обмороки. Любимый вкус насекомых, особенно пчел и муравьев, этот вкус влажен, прохладен и тяжел.

Однако если его использовать в избытке, сладкий вкус вызывает ожирение, вялость, лень, сонливость, чувство тяжести, потерю аппетита, ослабление пищеварения, нарушает нормальное развитие мышц горла и рта, затрудняет дыхание и мочеиспускание, вызывает кашель, тормозит кишечную активность, способствует проявлению лихорадки, вызванной холодом, вызывает вздутие живота, чрезмерное слюноотделение, потерю чувствительности и голоса, зоб, опухание лимфатических узлов, ног и шеи, различные отложения в мочевом пузыре и кровеносных сосудах, слизистые образования в горле и глазах, а также другие болезненные состояния, обусловленные капхой».

[…]

Энергетика растений: раса, вирья, випак, прабхава

Энергетика растений: раса, вирья, випак, прабхава

Аюрведа подходит к растениям с позиций энергетики. Свойства растений рассматриваются системно, с учетом присущих им элементов, вкусов, оказываемого ими согревающего либо охлаждающего действия, воздействия на организм после переваривания и других особых качеств, которыми они могут обладать. В отличие от сложного химического анализа, при котором можно потеряться в лабиринте многочисленных деталей, эта простая энергетическая система проясняет основные качества растений. Она построена таким образом, что с ее помощью можно легко определять и понимать действие растений, благодаря чему они могут использоваться применительно к индивидуальной конституции и конкретным условиям.

Система энергетики является стержнем аюрведического учения о травах. Подобный же подход, основанный на систематизации по вкусу и энергии, лежит и в основе китайского траволечения. Отсутствие такой системы в западной фитотерапии является ее существенным недостатком.

Понимание принципов энергетики весьма важно в процессе лечения.

Вкус (Раса)

Аюрведа утверждает, что вкус каждой травы не является чем-то случайным, а отражает ее свойства. Разные вкусы оказывают разное воздействие.

Обычно мы не связываем вкус с терапевтическими свойствами. В продуктах питания мы рассматриваем вкус лишь с точки зрения наслаждения. В западной системе траволечения мы отмечаем вкус травы скорее для ее правильного распознавания, нежели для того, чтобы понять ее действие.

Хотя известно, например, что пряные, острые травы действуют согревающе и стимулирующе, а горькие травы уменьшают лихорадку, это не стало основанием для классификации трав по вкусу.

[…]

Растения, агни и ама

Аюрведа рассматривает здоровье тела как следствие действия управляющего обменом веществ биологического огня. Он именуется «агни». Агни – это не просто символ пищеварительной функции, в более широком смысле это – созидательный огонь, лежащий в основе всей жизни, созидающий всю Вселенную путем поэтапного раскрытия самого себя и, таким образом, содержащий в себе ключ ко всем преобразованиям.

Агни присутствует не только в человеческих существах, но и во всей природе. Например, в растениях агни проявляется в процессе фотосинтеза.

При сильном агни пища переваривается хорошо, а при слабом – различного рода токсины, образующиеся главным образом из непереваренных пищевых частиц и именуемые в Аюрведе «амой», постепенно накапливаются и вызывают болезнь.

[…]

Шроты - энергетические каналы в Аюрведе

Шроты – энергетические каналы в Аюрведе

Аюрведа рассматривает человеческое тело как состоящее из бесчисленного множества каналов. Они поддерживают обмен веществ в различных тканях, управляют процессами усвоения и выделения. Болезнь с этой точки зрения представляет собой нарушение течения энергии в каналах: избыточное или недостаточное течение, течение в неверном направлении или не по тому каналу, препятствия течению.

Основным болезнетворным фактором являются препятствия течению энергии по каналам. Они могут быть созданы биологическими соками, принадлежащими соответствующим дошам, или скоплением токсинов – амой. Поддержание непрерывного течения энергии в каналах очень важно для сохранения здоровья и предотвращения болезней.

[…]

5 видов праны

5 видов праны

Понятие жизненной силы является центральным во всех древних целительных системах, подобно понятию ци в китайской медицине. В Аюрведе эта жизненная сила именуется «праной» и имеет 5 функциональных разновидностей. Травы классифицируются согласно тому, на какую разновидность праны они влияют.

  • Прана – локализуется в мозге, движется вниз, управляет вдохом и глотанием. Соотносится с рассудком, силой сенсорных и моторных функций, в особенности с нервной и дыхательной системами.
  • Вьяна – локализуется в сердце, действует во всем теле, управляет циркуляцией крови, движением суставов и мышц.
  • Самана – локализуется в тонком кишечнике, управляет пищеварительной системой.
  • Удана – локализуется в горле, управляет речью, энергичностью, волей, усилием, памятью, выдохом.
  • Апана – локализуется в нижней части брюшной полости, управляет выделением мочи, кала, семени, менструальной жидкости, а также выходом плода из утробы.
  • […]

    Аюрведическое лечение болезней

    В этой статье даются рекомендации по лечению конкретных болезней. Болезни сгруппированы по системам организма. Все заболевания, относящиеся к какой-то определенной системе, можно лечить, следуя общим принципам лечения этой системы. Например, лечение большинства заболеваний нервной системы, в том числе эпилепсии или паралича, может основываться на принципах и рекомендациях, относящихся к нервной системе в целом. Поскольку болезни одной системы, как правило, взаимосвязаны, рекомендации, касающиеся одного из ее заболеваний, могут оказаться актуальными при лечении других заболеваний той же системы. Здесь рассматриваются лишь наиболее распространенные в наши дни болезни. Некоторые из них рассмотрены более подробно. Читатель может использовать их как пример для самостоятельного подробного рассмотрения тех болезней, которые изложены кратко, поскольку к ним возможен аналогичный подход. Перечислить все заболевания невозможно, так же как и повторить все сказанное по поводу лечения той или иной системы в описании каждого из ее расстройств. Поэтому наряду со сведениями об интересующей вас болезни примите также во внимание информацию по описанию соответствующей системы. Эти рекомендации должны быть интегрированы с соответствующим образом жизни. Цель статьи – дать разносторонний и в то же время простой метод лечения любой болезни, основываясь на понимании лежащего в ее основе нарушения равновесия дош.

    Аюрведическое лечение болезней:

  • 1. Расстройства пищеварительной системы
  • 2. Расстройства дыхательной системы
  • 3. Расстройства системы кровообращения
  • 4. Расстройства мочевыделительной системы и нарушения водного обмена
  • 5. Расстройства репродуктивной системы
  • 6. Лихорадочные и инфекционные заболевания
  • 7. Прочие расстройства
  • 8. Расстройства нервной системы
  • […]

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике кундалини

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике кундалини

    Кундалини – это основная энергия астрального тела. У большинства из нас она пребывает в спящем состоянии у основания позвоночника. Лишь небольшая ее часть остается активной для поддержания нервной деятельности. Кундалини можно пробудить при помощи пранаямы, мантр, медитативных техник или наркотических веществ. На ее пробуждение влияют и кармические причины. Многие наркотические вещества стимулируют кундалини, но не могут пробудить ее в полной мере.

    Способствуют поднятию кундалини многие из аюрведических средств, повышающих оджас, например гхи и ашваганда. Кундалини стимулируют аир и камфора (ее принимают внутрь в очень малых дозах). Хорошее действие оказывает также макарадхвадж, принимаемый с молоком.

    Одна из ступеней на пути духовного развития состоит в пробуждении кундалини и поднятии ее вверх по позвоночнику, что способствует раскрытию космического сознания. Некоторые системы духовного развития обходят вопрос о кундалини стороной или рассматривают ее как силу иллюзии, взаимодействия с которой лучше избегать.

    Пробуждение кундалини не всегда благотворно. Искусственное или преждевременное ее пробуждение может привести к «перегоранию» нервной системы и другим состояниям высокой ваты или питты, сопровождающимся галлюцинациями и ложными представлениями.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике пранаямы

    Пранаяма – это гармонизация дыхания. При этом обычно необходимы определенные усилия по контролю дыхания или увеличению его интенсивности. Однако чрезмерное напряжение во время контроля над дыханием может возбуждать вату, а подавление желаний вдохнуть или выдохнуть способно нарушить движение энергии во всей нервной системе.

    Поэтому при выполнении дыхательных упражнений не следует задерживать дыхание с большим усилием. Цель не в том, чтобы остановить дыхание – это может быть смертельно опасно,- а в том, чтобы успокоить его, для чего нужно успокоить ум.

    Удерживая дыхание, важно не забывать о необходимости дышать. Поэтому некоторые учителя Йоги рекомендуют задерживать дыхание не после вдоха, а после выдоха. И конечно же, не следует путать измененные состояния сознания, достигаемые при помощи гипервентиляции, с достижением духовного осознания.

    При выполнении более интенсивных форм пранаямы – таких, например, как бхастрика («дыхание огня»),- увеличивается и вероятность побочных эффектов, в частности, возникновения психического возбуждения. Практика пранаямы требует постепенности: следует ежедневно увеличивать время занятий на несколько минут. Излишне продолжительные или нерегулярные занятия увеличивают вероятность негативных последствий. Контроль над дыханием может дать нам определенные психические переживания, но при этом наш ум должен быть чист, а личная воля пребывать в бездействии – иначе такие переживания не принесут пользы.

    […]

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при медитации

    Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при медитации

    Правильно выполняемая медитация способствует излечению как физических, так и психических расстройств. В большинстве случаев медитация безопасна, однако при неправильном выполнении или при чрезмерных занятиях ею она может быть неблагоприятна для здоровья. Истинная медитация успокаивает и освобождает от напряжения и беспокойства. Ошибки же при ее выполнении приводят к возбуждению, конфликтности, неверным представлениям.

    В Аюрведе и тибетской медицине, связанных с культурами, где медитация практикуется широко и нередко очень интенсивно, выделяется целый ряд так называемых медитационных расстройств. На Западе такие расстройства встречаются реже, но по мере роста интереса к медитации и расширения круга практикующих, среди которых оказывается немало неподготовленных людей, подобные нарушения получают распространение и там. Возможности, которыми располагает в этом отношении западная медицина, столь же ограничены, как и бытующие в ней представления о самом процессе медитации.

    […]

    О проекте

    Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

    Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

    Подписка