fbpx

Антах-карана - индивидуальный ум

Что такое антах-карана? | Измерения ума

Что такое антах-карана?

Антах-карана – сочетание 2-х санскритских слов: «антах» – внутренний, и «карана» – орудие, или инструмент. Таким образом, антах-карана есть внутреннее орудие, или инструмент человека. Он образован 4-мя составляющими:

  • буддхи (интеллект)
  • ахамкара (эго)
  • манас (мысль-противоположная мысль)
  • читта (память)

Согласно Тантре и Йоге, эти 4 принципа составляют то, посредством чего действует сознание.

Антах-карана отличает человека от растений, животных и минералов. В этих низших формах жизни антах-карана существует в скрытом и тамасическом зачаточном состоянии. Эти творения природы не действуют с уровня интеллекта, различения, мысли или эго, но с уровня чистого инстинкта. Например, собака инстинктивно предпочитает мясо овощам. Она не различает сознательно одно от другого; это естественный инстинктивный процесс, который управляет ее телом.

Человек превзошел все другие формы жизни в силу своей внутренней способности, которая дала ему возможность рассуждать, думать, планировать, помнить и утверждать свою волю.

Однако, интеллектуальное превосходство человека никоим образом не составляет полный потенциал антах-караны. Это лишь намек на содержащуюся в ней силу. Если бы внутренние возможности человека были реализованы в полном объеме, человек мог бы контролировать не только низшие творения природы, но и скрытые в себе силы, которым свойственна способность творить, сохранять и уничтожать. Тогда он стал бы сотворцом, или инструментом, единым с природой и повторяющим ее космические процессы. Йоги, обладающие такой способностью, достигли этого редкого искусства благодаря исследованию тайн внутреннего инструмента, антах-караны.

Сознание человека, действуя через антах-карану, интерпретирует, классифицирует, предполагает, различает и познает всю информацию, связанную с прошлым, настоящим и будущим опытом. Все, что вы говорите, видите, делаете или думаете, является частью того, чем наполнена антах-карана. Существует определенная ее часть, которая содержит знание не только об этой жизни и связанном с нею опытом, но и обо всей вселенной и космосе.

Однако вследствие косности человеческого сознания, полный потенциал знания остается скрытым и непроявленным до тех пор, пока человек не начнет очищать антах-карану. Очищение антах-караны подразумевает приведение ее в соответствие с высокими частотами чистой энергии и сознания, чтобы получить фактическое понимание того, что она является творением этой же самой энергии и сознания.

Физическая эволюция человека сегодня завершилась полностью. Он может стать выше или ниже, толще или тоньше, но следующий этап эволюции будет происходить в области сознания. Шри Ауробиндо говорит о «сверхчеловеческой расе», достигшей этого состояния высшего ума. «Сверхчеловеческая раса» подразумевает высочайший пик ментального, эмоционального, рационального и, прежде всего, духовного развития человека. В настоящий момент эти способности находятся в нас только в зачаточном состоянии, и мы еще не одолели их тонкостей. Успех в этой области зависит, в основном, от нашей способности очищать, оживлять и объединять функции антах-караны.

Антах-карана действует, как очень точный передатчик, который получает и передает впечатления. Чистота и четкость работы вашего инструмента полностью зависят от того, насколько вы его усовершенствовали. Настроенный на грубые вибрации, он только их и будет передавать. Однако, если он настроен на тончайшие космические вибрации, то вы сможете открыть тайны не только своего собственного существования, но и всего космоса.

Человек не является отдельной сущностью, подвешенной между причиной и следствием. Скорее, он есть составная часть космического плана, где каждой пылинке творения отведена своя роль. Антах-карана имеет первостепенное значение для нашего понимания этой роли.

Этот бесконечно тонкий инструмент есть то, что мы сами создали, благодаря своему прекрасному чувству образности, за время нашего странствия через множество последовательных инкарнаций. Таким образом, она содержит впечатления, которые мы несем с собой жизнь за жизнью. Подобно музыкальному инструменту, антах-карана достаточно чувствительна, чтобы улавливать тончайшие вибрации, которые она продолжает производить независимо от нашего осознания этого. Вы можете не воспринимать сознательно некоторые формирующиеся в вас впечатления, но ваша антах-карана сохраняет бдительность во всех случаях.

Характер ваших действий определяется той частью антах-караны, где записаны ваш прошлый опыт и знание. Она никогда не откроется вам без ясности космического сознания или обретения внутреннего уха и глаза, которые способны воспринимать тонкие вибрации космического звука и образа. Поэтому мы должны не только открыть то, что отложено в антах-каране, но научиться управлять этим, и Тантра является единственной наукой, которая дает нам метод для этого.

Антах-карана есть инструмент, посредством которого сознание осуществляет свою космическую игру или лилу. Сознание одинаково в каждом – чистое, сияющее, лучезарное. Форма его выражения зависит от точности и чистоты восприятия посредника, через которого оно проявляет свою игру. Одна и та же идея, мысль, действие могут быть у 2-х различных людей, но интерпретация, осуществление и результат будут зависеть полностью от уровня ума, интеллекта и эго каждой конкретной личности.

Измерения ума

Йога рассматривает ум в 4-х стадиях:

  • джагрити (сознательный)
  • свапна (подсознательный)
  • сушупти (бессознательный)
  • турия (трансцендентальный)

Таким образом Йога говорит о 4-х аспектах ума, в противоположность современной психологии, которая ограничилась 3-мя формами:

  • сознательный
  • подсознательный
  • бессознательный

Антах-карана действует через области сознательного, подсознательного и бессознательного, создавая грубые, тонкие и причинные переживания. Поскольку антах-карана возникла из сочетания 3-х гун – саттвы, раджаса и тамаса – качество переживания в основном определяется проникающим влиянием этих космических принципов. Манас, читта, буддхи и ахамкара ведут себя различным образом под влиянием саттвы или же раджаса и тамаса, проявляясь таким образом в 3-х формах сознания.

  • Манас и читта, являясь частью сознательного и подсознательного, преобладают в действиях и мыслях в состояниях джагрити и свапна.
  • Буддхи и ахамкара в том или ином виде присутствуют в состояниях джагрити, свапна и сушупти.

Но, так как эти аспекты эволюционировали один из другого и из одного принципа шакти, их взаимозависимость и проникновение друг в друга неизбежны.

Очевидно, что в этих 3-х состояниях сознания антах-карана находится под влиянием гун, видоизменяясь в соответствии с той гуной, которая преобладает в любой определенный момент. Но в 4-й стадии – турия, или трансцендентальное сознание – гуны перестают оказывать какое-либо воздействие, и сознание, таким образом, перемещается за пределы колебаний антах-караны, которые присутствуют в 3-х предшествующих состояниях. Это достигается только полной реализацией антах-караны через духовную практику.

В практике таттва-шуддхи роль антах-караны совершенно ясна. Ученик имеет возможность понять деятельность этого могущественного инструмента и метод направления его полной силы к духовному достижению.

Читайте. Таттва-шуддхи – основа садханы

Буддхи
Ахамкара
Манас и читта

Буддхи

Буддхи, известный также как «махат» или великий принцип, считается наиболее близким к чистому сознанию. Когда буддхи обращается к чувственным наслаждениям, это становится причиной рабства души, но когда он обретает бесстрастие, душа обретает бесстрастие, душа приближается к освобождению. В повседневной жизни буддхи побуждает вас действовать согласно вашей дхарме (призванию). Любое действие, отличающееся точностью и тщательностью, совершается за счет силы и влияния буддхи, или высшего разума.

На высшем уровне буддхи выражается через праджну (интуицию) и вайрагью (бесстрастие). Хотя эти возвышенные качества свойственны буддхи, под влиянием майи и вследствие своей связи с эго, чувствами и 3-мя гунами эти качества часто претерпевают изменения.

Характерными чертами саттвического буддхи являются мудрость, бесстрастие, терпение, безмятежность, самоконтроль, проницательность и способность к размышлению.

  • В саттвическом состоянии буддхи свободен от колебаний и принимает роль «сакши» (свидетеля).
  • Под влиянием раджаса возникают недостатки, в результате чего буддхи становится неспособным к правильному различению, и принимаемые решения часто оскверняются ложным знанием и невежеством (авидьей).
  • Тамасичный буддхи подпадает под влияние эго и омрачается ложной информацией и ложными суждениями.

В практике таттва-шуддхи мы медитируем на саттвичную природу буддхи, чтобы устранить тамасичные и раджасичные тенденции, которые не являются его подлинной природой и препятствуют проявлению саттвичного буддхи. Таким образом познается существование молчаливого свидетеля (сакши).

Ахамкара

«Ахам» есть «я», и «ахамкара» есть эго или то, что переживает «я-ство». Неразделенное существование и единство на всех уровнях разрывается на части при появлении эго, и человек чувствует свою отделенность от остального творения. В эго содержится зародыш индивидуальности, и это кладет начало процессу отождествления и привязанности к объектам и лицам. Ахамкара наполняет собой все ваше существо. Ее проявление чрезвычайно тонко, и паутина, которую она плетет, столь обольстительна, что человек остается в ее власти жизнь за жизнью.

Ахамкара, или эго, формирует ядро существования в индивидууме. Только за счет эго вы вступаете в отношения с тем, что вас окружает. Если бы эго не существовало, вы были бы подобны растению, не знающему о собственном существовании. Парадокс творения состоит в том, что с одной стороны это привязывает вас к плану объективного опыта, а с другой стороны оно существует, как ядро атома, которое должно быть взорвано, чтобы вызвать неразделенное существование.

  • В сознательном состоянии, или джаграти, эго действует через грубое тело, то есть чувства и мыслящий ум.
  • В подсознательном состоянии, или свапне, эго действует через астральное тело и сны.
  • Когда вы в глубоком сне, сушупти, эго занимает начальное положение в причинном теле.
  • В медитации оно присутствует в форме внутреннего осознания.

Ахамкара так глубоко внедрена, что она сохраняется даже во время савикапа-самадхи.

Действия ахамкары подвержены влиянию 3-х качеств: саттвы, раджаса и тамаса.

  • Саттвичная ахамкара ответственна за идею «Я есть» и действует как катализатор в процессе самоосознания. Ахамкара возбуждает самскары, или скрытые в подсознательном впечатления, но под влиянием саттвы, или равновесия, она временно отказывается от этой функции.
  • Раджасичная ахамкара является динамической силой, которая возбуждает «Я-ство» в индивидууме, вызывая повышенную активность и нетерпеливость. В конечном итоге это приводит к расточению мыслей и действий.
  • Тамасичная ахамкара усиливает негативные и болезненные самскары, вызывая сомнение, опасение, страх и промедление.

Ахамкара может считаться источником как ограничения, так и освобождения «дживы», или индивидуальной души. Хотя она долгое время сопровождает человека в его жизненном странствии, через садхану он может постепенно ослабить ее негативные силы. Благодаря практике таттва-шуддхи, мы начинаем лучше сознавать искусность эго, что способствует растождествлению с его наинизшими функциями.

Манас и читта

Манас и читта представляют собой внешний ум и материал ума, который очевиден в состояниях бодрствования и сна.

  • Читта есть местонахождение всех переживаний в форме самскар, архетипов и воспоминаний.
  • Манас, или мысль-противоположная мысль, есть средство выражения и распространения.

Манас и читта не просто функционируют сами по себе, они руководствуются логическим рассуждением буддхи и велениями ахамкары.

Манасу свойственно подчиняться раджогуне. Он всегда в рассеянии и принимает разнообразные формы. Как маленький ребенок хватает игрушку, но скоро оставляет ее ради другой, так манас склонен постоянно прыгать от одной мысли к другой.

Эта раджасическая склонность манаса переходит в состояние тамаса под влиянием ахамкары и в состояние равновесия, или саттвы, под влиянием буддхи. Таким образом, ахамкара и буддхи, используя запас прошлых впечатлений, хранящихся в читте, действуют через манас, чтобы творить опыт счастья и несчастья, страдания и наслаждения.

Активность ума (манаса) постоянно изменяется под влиянием 3-х гун:

  • В состоянии саттвы манас становится устойчивым, целеустремленным и концентрированным.
  • Испытывая воздействие раджаса, манас возбуждает чувства и нарушает равновесие интеллекта.
  • Тамасичный манас делает интеллект и чувства ленивыми и инертными.

Читта иногда упоминается как ум или интеллект, но здесь нас интересует ее функция только как памяти. Под влиянием саттвы чувственные впечатления, содержащиеся в читте, отходят на задний план, оставляя сознание в покое. Под влиянием раджогуны раджасичные самскары пробуждаются в читте в форме «викапы» (воображения) и «випарйяи» (ложного знания). В этом состоянии читта содержит вместе самскары знания и невежества, страсти и бесстрастия.

Когда на читту воздействует тамас, нежелательные самскары бьют ключом, и сознание покрывается васанами (глубоко укоренившимися желаниями), толкающими все хорошие самскары во тьму. Устранить неуместные самскары возможно только в процессе размышления, дхараны и дхьяны. Совершенство в практике таттва-шуддхи приводит искателя к целенаправленной концентрации и медитации. Таким образом сознание становится готовым для постижения природы таттв.

Мы должны понимать, что основной путь к достижению самоосознания лежит через антах-карану. Чтобы добиться полного контроля над направлением ее развития, мы должны будем обратиться к тантрической и йогической садхане. В практике таттва-шуддхи мы используем скрытые силы антах-караны, чтобы направлять сознание от грубого к высшему опыту.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии