fbpx

Бхавы (дома): 4 цели жизни и 3 дома кендра и кона

4 цели жизни | 3 дома кендра и кона

Дома гороскопа определяют, где, на что или на кого воздействуют энергии планет; при этом способ их действия определяется созвездиями. Собственно говоря, используемый нами термин «дом» – довольно бедный перевод санскритского «бхава», означающего одновременно и «состояние существования», и «состояние души». Если мы говорим, например, о «втором доме» какой-нибудь семьи, словосочетание «второй дом» будет не просто служить указанием на состав семьи, но и даст всестороннюю характеристику состояния этой семьи и каждого из ее членов в отдельности. Таким образом, дом, или бхава, – это не просто «дом» в значении «места жительства», а сумма всех ваших опытов и переживаний в соответствующей сфере жизни.

12 бхав вашего гороскопа заключают в себе полный набор внешних условий и обстоятельств вашего существования, которые переживаются вами как внутренние, душевные состояния, включая, в числе прочих, ваши чувства, эмоции, душевные побуждения, которые влияют сами и испытывают влияние этих внешних условий и состояний. Внутренний опыт далеко не однозначен по отношению к внешней среде; поэтому богатый человек может не быть счастливым и, наоборот, бедняк отнюдь не обречен чувствовать себя несчастным. Бхавы – это космические ткацкие станки, на которых грахи ткут ковер вашей жизни из пряжи ваших карм. Они говорят астрологу о том, какие выгоды или неудобства ожидают человека в различных областях его жизни и как он или она будет вести себя в подобных обстоятельствах.

Для начала давайте бросим более пристальный взгляд на природу и «характер» каждой из них, или, иными словами, разберемся в том, какие виды энергий они выражают. Позже вы сможете увидеть, как из этих характерных признаков вырастают те конкретные значения.

4 цели жизни

Страсти или желания составляют основу в равной степени и макрокосма, и микрокосма; и человеческой жизни, и жизни всего того, что имеет имя и форму. Едва ли не все наши поступки – утонченные или грубые, эгоистичные или альтруистичные – также имеют в своей основе те или иные виды желания. Все действия или поступки могут быть подразделены на 4 группы согласно ведической концепции 4-х пурушартх, – 4-х основных видов человеческих желаний. Эти 4 желания, или 4 цели жизни, называются:

Дхарма
Артха
Кама
Мокша

Они рождаются из сочетаний 3-х гун, которые могут быть определены с помощью гороскопа.

Дхарма

«Дхарма» иногда переводится как «долг» или «обязанность». Она претворяет в жизнь все то, для чего вы, собственно говоря, и рождаетесь на свет, совершая «за вас» те поступки, которые более всего отвечают вашим личным возможностям в рамках ваших семейных и социальных обязанностей. Одной из важных составляющих вашей личной дхармы является профессия. Зная об этом, многие люди на Западе легко приходят к ошибочному заключению, будто бы дхарма равнозначна карьере или профессии. С другой стороны, многие индусы тоже совершают ошибку, понимая дхарму как «религию», а словосочетание «санатана-дхарма» понимается ими как «вечная религия», тогда как в действительности дхарма – это гораздо больше, чем свод религиозных догматов и ритуалов.

Слово «дхарма» происходит от санскритского корня, означающего «поддерживать». По сути дела, дхарма представляет собой тропу, ведущую человека через всю его жизнь таким образом, чтобы он оставался ровным, творческим и испытывал удовлетворение от жизни. Санатана-дхарма, так же как и Дао, есть Единый Путь, бесконечная тропа, которая у каждого своя, но в конечном счете, если следовать ей с чистым сердцем, безошибочно ведет каждого к его цели. Дхарма есть врожденная способность существования, а не какая-то принудительно навязанная дисциплина.

«Эти действия, называемые дхармой, предписаны как своего рода естественный закон по отношению ко всем существам, проживающим во вселенной; и подобное действие со стороны какого-либо существа ни в коей мере не является моральным актом, зависящим от его желания, но врожденной характеристикой, делающей данное существо таким, каково оно есть, назначая ему его собственную партию в концерте. Таким образом, дхарма солнца – светить, дхарма шеста – быть воткнутым в землю, дхарма рек – течь, дхарма коровы – давать молоко…»
«Van Buitenen», p. 36.

Так как дорога к реальности назначена каждому по отдельности, то, что является дхармой для одного человека, не является ею для другого. Дхарма – часть вашей судьбы и не может быть просто так проигнорирована на том основании, что она кажется болезненной или неудобной, или попросту вам надоела. Как однажды заметил наш джиотиш гуру:

«Почему вы на Западе всегда так стараетесь изменить свою судьбу, если вам трудно жить в согласии с ней?»

Одна из задач джйотиша – растолковать вам, в чем состоит ваша настоящая дхарма (а не то, что ваше эго подсовывает вам вместо нее, выдавая желаемое за действительное). Ваша способность правильно понимать вашу дхарму и воздействовать на нее будет во многом зависеть от того, насколько вам удастся свести к минимуму влияние раджаса и тамаса на ваше сознание.

Артха

«Артха» означает «богатство», «достояние», или, что еще вернее, «ресурсы», – приобретение необходимых средств для того, чтобы крепко стоять на ногах и жить наполненной жизнью. Понятно, что деньги тоже входят в число необходимых средств к жизни, особенно в наши дни; но если в качестве столь необходимой опоры в жизни служит приобретенное знание, то и оно может рассматриваться как составная часть артхи.

Кама

«Кама» значит «желание» или «страсть», то есть «достижение желаемого». Иногда кама трактуется как «вожделение», но в нашем контексте этот термин включает в себя просто все виды взаимоотношений с миром, присущую человеку потребность устанавливать контакт со всем, что его окружает. Любой из нас постоянно стремится к тому, чтобы его взаимоотношения с окружающим миром складывались удачно, и в первую очередь это касается наших отношений с другими живыми существами.

Мокша

«Мокша» означает «освобождение», свободу от зависимости. Дело в том, что счастье бывает разным. Счастливое, радостное состояние, приходящее вместе с самопознанием нашего Я, саттвично по своей природе; другой вид счастья, сопутствующий чувственным наслаждениям, является состоянием раджасическим, а тот его вид, который некоторые люди находят в беспорядке и нищете, по природе своей тамасичен. Все вышеназванные виды счастья неполны потому, что все они – обусловлены. Абсолютная удовлетворенность и абсолютное счастье, состояния, которые не являются обусловленными, не привязаны в своем существовании к ограниченному пространству дхармы, артхи и камы. Человек обретает их после того, как сумеет выработать у себя ясное видение Реальности. Каждая из философских систем Индии предлагает свое определение мокши. Но в целом, понятие мокши так или иначе выражает нашу способность освободить себя от того миража, который создают дхарма, артха и кама в своем стремлении сделать чувство удовольствия продолжительным. Как любил повторять Агхори Вималананда:

«Мокша есть растворение заблуждений».

Все 4 жизненные цели (о них можно говорить и как о 4-х основных потребностях живого существа) необходимы для здоровой, полноценной жизни, но для большинства людей все 4 не являются равно притягательными – оттого, что их индивидуальные кармы побуждают их избирать те или иные способы действия, наиболее подходящие лично для них. Тем не менее большинству людей все же приходится хотя бы в некоторой степени «отдать должное» всем 4-м видам потребностей, если они хотят хорошо прожить свою жизнь. Какие из жизненных целей должны быть достигнуты, когда и какими способами это должно быть сделано и как долго продолжаться, с тем чтобы поддерживалось должное равновесие и пропорция в жизни, – решение этих вопросов всецело лежит в области Джйотиша.

Планета, или граха, в гороскопе указывает на жизненные цели, связанные с той бхавой, в которой она расположена. То есть планета, занимающая 8-й дом, акцентирует все вопросы, обозначаемые этим домом в гороскопе, в том числе те из них, что касаются мокши. Когда, например, владелец 11-го дома находится в 8-м доме, тем самым он указывает на потерю (8-й дом) доходов, приобретений или материальных удовольствий в жизни (11-й дом). С материалистической точки зрения (артха) такие потери воспринимаются как трагедия, но если взглянуть на них с позиций мокши, подобный жизненный опыт приобретает совершенно иное значение, помогая выработать новое, истинно философское отношение к жизни.

3 дома кендра и кона

  • Дома 1, 4, 7, 10 – кендра-бхавы (угловые дома)
  • Дома 1, 5, 9 – кона-бхавы (тригональные дома)
Дома кендра и кона
Дома кендра и кона

Поскольку 1-й дом одновременно является и угловым, и тригональным домом, ему принадлежит особое место среди 12-ти домов гороскопа. Угловые (кендра) бхавы указывают на сознательные, самостоятельно совершенные действия, а тригональные (трикона, или просто кона) бхавы указывают на действия, совершаемые неосознанно. Когда эти качества объединяются в одном человеке, имеет место их слияние: такие люди последовательно действуют в определенном направлении как на сознательном, так и на неосознанном уровне. Именно такое слитное поведение производит в жизни максимальные результаты. Некоторые виды связей между тройными и угловыми домами в гороскопе высоко ценятся большинством джйотиши.

Дустханы
Упачайя
Мараки

Дустханы

Дустханы
Дома З, 6, 8, 12 известны как дустханы.

Дустханой называется бхава, основные значения которой преимущественно связаны со страданием. Эти бхавы (дома) символизируют такие предметы или явления, перед которыми большинство людей испытывает страх: всевозможные потери, болезни и смерть. Причем если 3-й дом обыкновенно вызывает лишь незначительные опасения, в связи, например, с какими-нибудь небольшими долгами, то 3 остальные кона-бхавы куда как более зловещи по сравнению с 3-й. Эти 3 дома, 6-й, 8-й и 12-й, называют специальным термином трик (3 особо опасных дома).

Упачайя

Упачайя
Дома 3, 6, 10, 11 известны как дома упачайи.

«Упачайя» значит «улучшение». Некоторые астрологические сочетания с участием этих домов улучшают жизненные условия.

Мараки

Мараки
Дома 2 и 7 известны как дома мараки.

Слово «марака» означает «убийца». Уроженцы Запада нередко испытывают удивление, услышав о том, что в Джйотише принято определять продолжительность жизни человека по его гороскопу. Первыми из признаков, которые должны быть рассмотрены, если перед нами встал вопрос о долговечности обладателя гороскопа, – это 2 дома-мараки (2 и 7), их планеты-хозяева, затем – планеты, занимающие эти 2 дома, и, наконец, планеты, образующие соединение или любые аспекты с хозяевами 2-го и 7-го домов. Определенные комбинации в гороскопе, например такие, когда хозяин одного дома-мараки занимает другой дом-мараку, будучи при этом пораженным какими-либо злыми планетами, могут существенно сокращать жизнь владельца гороскопа, при условии, что имеются и другие показатели близкого конца; в других случаях такая граха может свидетельствовать о серьезном заболевании.

Во многих случаях мараки могут просто служить указанием на проблемы со здоровьем у данного субъекта или, в известной степени, на подрыв его жизненного благополучия. Приведем пример таких планетных сочетаний, способных существенно подорвать жизненное благополучие человека, взятый из раздела «Сочетания, свидетельствующие о бедности» («Брихат Парашара Хора», глава 42). В случаях, когда планета – хозяин 1-го дома находится в 12-м доме, а хозяин 12-го дома расположен на асценденте и при этом аспектирован хозяином мараки или находится с ним в соединении, – в такой ситуации поражены и 1-й дом в целом, и планета – хозяин 1-го дома, со стороны соответственно хозяина 12-го дома и со стороны самого этого дома, несущего пагубное влияние. В этом случае действие мараки неизбежно влечет за собой потерю или страдание.

Авторы: Харт Дефау, Роберт Свобода
Источник: книга «Джйотиш. Введение в индийскую астрологию»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии