fbpx

Садхана: достижение гармонии через повседневную деятельность

Чтобы достичь устойчивого равновесия и блаженства, необходимо соблюдать 2 правила:

  • наслаждайтесь настоящим моментом;
  • следуйте указаниям природы.

Эти правила представлены в Аюрведе практикой садханы.

Аюрведа не только открывает нам тайну безупречного здоровья: она указывает нам путь к полноценной возвышенной жизни. И поистине всеобъемлющим и целостным учением делает Аюрведу то, что с ее помощью мы можем прийти к совершенству через самые обыденные занятия. Для этого нужно практиковать садханы. Когда мы выстраиваем свои повседневные дела (абсолютно любые!) в согласованную систему, направленную на создание гармоничного образа жизни, то сами эти дела становятся садханами. Санскритское слово «садхана» нередко переводят как «дисциплина» или «тренировка». Но этот перевод верен, так сказать, только букве языка, но не духу. Действительно, садхана требует некоторой самодисциплины, а иногда и тренировки, и даже способствует пресловутому «формированию характера». Однако эта цель достигается не просто путем исполнения обязанностей, но, в первую очередь, посредством полной самоотдачи и получения удовольствия от совершаемого действия. Эта способность всецело, сердцем и разумом, предаться выполняемому в данный момент занятию – сущность истинной красоты. Такой способ движения во времени позволяет вечно пребывать в настоящем, а это и есть состояние устойчивого динамического равновесия.

Читайте. Садхана: 3 категории и 3 степени

Сама по себе жизнь – это «дисциплина» и «тренировка». Это вечно повторяющийся цикл простых, рутинных занятий – таких, как заправка постели, чистка зубов, одевание, поездка на работу, проверка почтового ящика, проведение встреч и собраний, оплата счетов, беседы с друзьями, приготовление пищи, мытье посуды, укладывание детей в кровать. Такая регулярность присуща не только обстоятельствам человеческой жизни: все в природе развивается циклически. «Дисциплину» природы мы называем приливами и отливами, орбитами планет, суточными ритмами, сезонными циклами и циклом превращения семени в росток, а ростка – в дерево, дающее плоды с новыми семенами. Однако человек находится в иной ситуации, чем прочие элементы природы, ибо ему присуща способность сознательно делать выбор. Именно совершение выбора, этот осознанный волевой акт, и отличает садхану от рабского следования заведенному порядку.

Я предпочитаю определять садхану как любую деятельность, совершаемую с духовным намерением, то есть с тем, что некоторые называют «вниманием» или «концентрацией». Концентрация – это акт полного сосредоточения внимания на том, что мы делаем, в тот момент, когда мы это делаем. В детстве концентрация дается без усилий. Еще не охваченные представлениями о прошлом и будущем, мы естественным образом живем в настоящем. Но по мере того, как мы взрослеем, наши познавательные способности при поддержке перегруженных эмоций начинают все активнее навязывать природе бесчисленные «здравые причины», по которым ум якобы должен находиться не там же, где находимся мы, а где-то в другом месте. У взрослого человека ум настолько переполнен мыслями, что для сосредоточения внимания на каждом текущем моменте необходимо сознательное усилие или, по крайней мере, сознательное решение. Садхана – это намеренная тренировка ума, непрерывный акт выбора между различными объектами внимания.

Подразумевая выбор, садхана также связана с желанием – желанием выполнить стоящую перед нами задачу, например, обретения внутренней целостности. Иными словами, садхана – это любое действие, которому мы отдаемся всем сердцем, всей душой, в которое вкладываем все силы. В глубочайшем смысле это акт беззаветного служения. Посредством стремления и сосредоточенного внимания мы придаем даже самым обыденным занятиям величайший смысл, благодаря чему наши действия получают поддержку на высочайшем уровне. В этом и заключается цель садханы: силой своего сознания обеспечить успех во всем, что мы делаем. Если вам приходилось внимательно наблюдать победное выступление олимпийского чемпиона, то вы можете понять, что значит действовать с полным сосредоточением. Если же нет, то обратитесь к древней мудрости Аюрведы, и вы узнаете, что самые лучшие результаты приносит действие, совершенное с полной концентрацией внимания и полной самоотдачей.

Этот феномен в Аюрведе объясняется тем, что все, на что мы направляем свое внимание, растет и усиливается. Внимание – это энергия, а энергия – это сила. Чем больше мы сосредоточим свое внимание на какой-либо мысли или деятельности, тем более сильной она станет и тем обширнее сделается ее сфера влияния. Так, если мы применяем аюрведическую терапию как садхану, то есть с духовным намерением, мы восстановим равновесие на очень глубоких уровнях жизни и добьемся по-настоящему значительных результатов. Всякое действие, совершаемое как садхана, не только дает более основательные результаты, но и оказывает на нас и на наше окружение более саттвичное (эволюционное) воздействие.

Успешные действия ведут к достижению целей и к исполнению желаний, а это – основа блаженства. Когда вы поймете, что совершение садханы (и совершение всякого действия как садханы) – это и есть тайна обретения высшего блаженства, тогда каждое ваше действие станет еще одним шагом на пути к совершенной красоте и сама «дисциплина» превратится в любимое дело. Всецело предаваясь тому, что вы делаете, вы остаетесь в выигрыше независимо от конечного результата ваших трудов, ибо такой процесс деятельности сам по себе приносит 100% удовольствие. Войдя в этот «поток», вы освобождаетесь от сковывающего желания достичь какого-либо конкретного результата, ибо каждый шаг на этом пути сам по себе сопровождается чувством удовлетворения. Парадокс в том, что, освободив таким образом внимание от мыслей об успехе, мы создаем как раз то состояние полной целеустремленности, без которого настоящий успех невозможен. Монотонную каждодневную рутину садхана преображает из цепей ограничения в орудие освобождения.

Автор: Пратима Райчур
Источник: книга «Абсолютная красота. Сияющая кожа и внутренняя гармония: древние тайны Аюрведы»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии