Садхана: 3 категории и 3 степени

Основа тантрической садханы | Таттва-шуддхи в Тантрах

Основа тантрической садханы

Сущность тантрической садханы можно определить 3-мя стадиями «упасаны» или поклонения. С точки зрения тантриста, любые действия, какими бы мирскими они ни были, приобретают смысл и становятся средствами изменения нашего сознания, если они предлагаются высшей силе, пребывающей в нас или во вселенной. Эти 3 стадии упасаны следующие:

  • Шуддхи — очищение грубых, тонких и психических элементов.
  • Стхити — вдохновение, возникающее благодаря концентрации, которой достигают очищением, или совершенствованием элементов.
  • Арпана — соединение с высшей силой в нас, или раскрытие космического сознания.

Таким образом, шуддхи является основой всех тантрических садхан, независимо от того, практикуют ли вамачар, каулачар или ведачар. Это 3 основные категории тантрической садханы, и в каждой из них особое значение имеет шуддхи, как составная часть духовной практики и эволюции.

Таттва-шуддхи в Тантрах

Тантризм отмечают как один из самых революционных и примечательных аспектов индийской философии благодаря его способности к объединению множества разнородных элементов. Неудивительно поэтому, что тот, кто начинает свой духовный поиск, легко может обнаружить подходящий ему путь, если обратится к тантрической литературе. Практика таттва-шуддхи также была взята из этого обширного источника тантрической литературы.

Тантрическую практику легко отличить от других по широкому использованию в ней символики, священных формул и ритуально ориентированных методов. В Тантре внешнее поклонение и ритуал необходимы, чтобы создавать благоприятную атмосферу для привлечения более тонких высших сил. Эти ритуалы, которые символизируют освобождение внутренних сил через эзотерическую практику, зачастую представляют собой тщательно разработанные до малейших деталей процедуры, длящиеся по нескольку часов.

Практика таттва-шуддхи заимствована из ритуала тантрического поклонения, который включает в себя «ньясу» (освящение тела), «прана- пратхистху» (наделение мандолы жизнью и силой), «панчопчаpy» (предложение таттвам 5-ти ингредиентов) и «джапу» (повторение мантры).

По широкому использованию экзотерического ритуала, включающего пост и прикладывание пепла, и эзотерического ритуала в форме визуализации янтры и мандолы легко можно понять, что таттва-шуддхи появилась из тантрической садханы.

Ссылки на таттва-шуддхи можно обнаружить во многих тантрах, так как она является составной частью всех эзотерических садхан. Таттва-самбара, одна из 64 тантр, содержит описание способа, которым можно вызвать проявление элементов. Маханирвана-тантра также называет таттва-шуддхи частью тантрической упасаны, или поклонения. Но в Шримад-Дэви-Бхагаватам, Шакта-Пуране, прославляющей Деви, эта практика излагается во всех подробностях.

Все тантрические тексты решительно утверждают, что таттва-шуддхи есть необходимая ступень к высшему опыту, так как она очищает первичные элементы, которые служат основой для развития духовного сознания. Сегодня мы начинаем понимать, что материя есть лишь продолжение сознания, или аспект сознания. Поэтому, чтобы постичь свет сознания, свободного от материи, необходимо прежде всего очистить ту форму, в которой оно проявляется. Этот процесс очищения начинается с практики таттва-шуддхи.

Если вы хотите превзойти материальный опыт, то ваша практика должна быть основана на совершенном знании принципов, связанных с умом, телом и сознанием. Сознание не может превзойти материю из-за действия изначальных законов, которые управляют таттвами, составляющими всю структуру вашего существования. Таттва-шуддхи основана на очень глубоком понимании этих исходных принципов и имеет своей целью изменение их грубости и косности.

Таттва-шуддхи является верным шагом к осуществлению цели тантрической практики, которая заключается в постижении света энергии и сознания. Недостаточно просто утверждать, что вся материя эволюционировала из сознания. Истину невозможно познать ни интеллектуально, ни доказать философскими рассуждениями. Только практика и личный опыт могут привести к пониманию духовных
истин.

Личный опыт, которому Тантра придает особое значение, становится возможным благодаря практике таттва-шуддхи. Тщательно разработанная система ярких ментальных образов выражает представление Тантры о том, что все существующее в природе является частью энергии и сознания. Садхак учится сознавать, что каждая часть его тела действует через шакти, и вследствие постоянной практики каждая таттва обожествляется и становится зримой не как грубая инертная материя, но как форма шакти, олицетворяющая сознание.

Благодаря практике таттва-шуддхи заключенная в материи энергия освобождается и трансформируется. Энергия вибрирует в теле, как поток праны, который, усиливаясь, вызывает высшее состояние сознания. Существуют некоторые йогические методы для усиления потока праны, но таттва-шуддхи не только усиливает, но и трансформирует прану. Концентрация на таттва-янтрах повышает уровень праны и также непосредственно воздействует на чакры. Каждая таттва тесно связана с определенной накрой, и последняя, в свою очередь, подготавливает основу для пробуждения кундалини и ее восхождения к сахасраре.

Тантрическая практика дается искателю в соответствии с уровнем его развития. Существуют 3 степени практики (садханы), последовательно переходящих одна в другую:

  • «стхула» (экзотерическая)
  • «сукшма» (тонкая)
  • «пара» (трансцендентальная)

Различные методы пратьяхары, такие как асана, пранаяма, мудра, бандха и также все формы «пуджи», или поклонения, можно отнести к категории стхула-садханы. Сукшма-садхану, которая развивается вследствие совершенства в практике стхула-садханы, можно определить как процесс дхараны (концентрации) на мантре или символе почитаемого Божества (Ишта-деваты). Таким образом, ищущий постепенно приходит к стадии дхьяны, которая считается высшей практикой, завершающейся в самадхи.

Таттва-шуддхи относится к категории сукшма-садханы, обеспечивая необходимую связь для развития высших методов. Ее практика вполне осуществима для всякого, кто искренне практиковал Йогу в течение нескольких лет. Если искатель достаточно подготовил себя на стадии пратьяхары и способен без усилий обращать свой ум внутрь, он развивает с помощью таттва-шуддхи концентрацию, или дхарану. Совершенство в этой практике вызывает спонтанную дхьяну или медитацию, которая ведет искателя к таттва-джнане, или осознанию скрытой в форме тонкой сущности.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии