Пранаяма: что это и какова ее роль в техниках медитации

Пранаяма – управление дыханием | Упоминания в древних текстах | Различные методы регулирования праны | Нади или психические каналы | Модальности практик пранаямы | Роль пранаямы в техниках медитации

Пранаяма – управление дыханием

Такая интерпретация может показаться правильной, она не передает полного значения пранаямы. Оновная цель пранаямы – обретение контроля над чем-то гораздо большим, чем дыхание. Хотя кислород представляет собой одну из форм праны, пранаяма в большей степени касается воздействия на более тонкие виды праны. Поэтому не следует ошибочно считать пранаяму всего лишь дыхательными упражнениями. Конечно, практики пранаямы действительно улучшают поступление кислорода в физическое тело и удаление из него углекислого газа. Это не вызывает никаких сомнений и само по себе оказывает чудесное благотворное действие на физиологическом уровне. Но, в действительности, пранаяма использует процесс дыхания как средство для манипуляции всеми видами праны в человеке – как грубыми, так и тонкими. Это, в свою очередь, сказывается на уме и физическом теле.

Мы не заинтересованы в терминологических спорах о значениях слов. Однако, нам хотелось бы указать, что слово «пранаяма» обычно переводят совершенно неправильно. Прана означает гораздо больше, чем просто дыхание. Обычно считают, что термин «пранаяма» образован соединением слов «прана» и «яма». В действительности, это полностью неверно. Ошибка возникает из-за неадекватности английского алфавита, а также из-за того, что это слово переводят ученые, не знакомые с основными целями пранаямы. В английском алфавите всего 26 букв, тогда как в санскрите их – 52. Это часто приводит к неверной транскрипции слов, поскольку для большого числа букв санскрита нет эквивалентов.

Слово «яма», которое использовал Риши Патанджали, написавший традиционный толковательный текст «Йога Сутра», вовсе не означает «управление». Он использовал это слово для обозначение различных этических норм или правил. Слово, которое прибавляется к «пране», образуя термин «пранаяма», это не «яма», а «айаама». Другими словами, «праана» + «айаама» дает «праанаайаама». Слово «айаама» имеет гораздо больше значений, чем «яма». В словаре санскрита вы обнаружите, что слово «айаама» означает: растяжение, протяжение, ограничение, расширение (измерений во времени и пространстве).

Таким образом, «пранаяма» означает – расширять и преодолевать естественные ограничения. Она дает метод, посредством которого можно достигать более высоких состояний вибрационной энергии. Иными словами, можно активировать и регулировать прану, образующую основу человека, и, тем самым, становиться более восприимчивым к вибрациям в космосе и внутри себя. Пранаяма – это метод совершенствования конституции своего пранического тела, своего физического тела, а также своего ума. Таким образом, человек может начать осознавать новые измерения бытия. Когда ум делается спокойным и неподвижным, он больше не искажает свет сознания.

Пранаяма приносит новые уровни осознания, прекращая или сдерживая отвлечения ума. Другими словами, именно постоянный конфликт в уме не дает нам переживать более высокие состояния или измерения осознания. Практики пранаямы сводят к минимуму мысли, конфликты и т.п. в уме и даже могут полностью останавливать мыслительные процессы. Это ограничение умственной деятельности позволяют познавать более высокие уровни бытия. Возьмем такую аналогию. Если мы стоим в комнате и смотрим на Солнце через грязное окно, мы не можем видеть и чувствовать лучи Солнца во всей их чистоте. Если вымоем стекла, то увидим Солнце в его подлинном блеске. Обычное состояние ума подобно грязному окну. Пранаяма очищает ум и позволяет сознанию беспрепятственно проникать через него. Это ясно показывает, что пранаяма означает нечто гораздо большее, чем управление дыханием.

Упоминания в древних текстах

Пранаяма составляет важную часть практик Йоги, и, потому, упоминается почти во всех традиционных текстах Йоги. Обратимся к авторитетному тексту – древнему классическому труду по практической Йоге. Взаимосвязь между праной и жизнью утверждается следующим образом:

«Когда в теле есть прана, это называется жизнью, когда она покидает тело, это приводит к смерти».
«Хатха Йога Прадипика»

Именно это достоверно установили современные ученые – органические объекты пронизаны биоплазменной энергией (которую древние называли праной) и когда эта энергия покидает тело, происходит смерть организма. То, что древние йоги могли знать о пране без помощи изощренной аппаратуры, очень многое говорит об их осознании жизни и бытия. Следующая шлока (стих) также весьма показательна:

«Когда возмущается прана, читта (ум) тоже покоя не знает,
Когда установится прана, читта также покой обретает».

«Хатха Йога Прадипика» (Гл. 2:2)

Это означает, что когда праническое тело не функционирует должным образом, то одновременно возмущается ум; когда течение праны гармонизируется, ум также приходит в состояние невозмутимости. И в этом случае исследования также неопровержимо показали справедливость древних предсказаний о тесной взаимосвязи между этими 2-мя аспектами. Практики пранаямы предназначены для того, чтобы вызывать спокойствие ума путем гармонизации течения праны в теле.

Пранаяма занимается устранением заторов в пранических каналах (нади), чтобы прана текла свободно и без помех. Об этом упоминается в разных шлоках. Мы процитируем одну из них в качестве примера:

«Если пранаяму выполнять, как должно,
То все тело праны будет воедино слито,
Сквозь сушумну прана потечет свободно,
Потому что все преграды, что мешают
Пране течь свободно, пранаяма удаляет,
И дает спокойствие уму».

«Хатха Йога Прадипика» (Гл. 2:41,42)

Сушумна – наиболее важный нади во всем теле. Цель здесь в точности та же, что в акупунктуре: устранение неравномерностей в течении праны. Цель одна и та же, но средства различны.

Однако дается предостережение:

«Если пранаяму выполнять как должно, все болезни ею излечимы.
И она же может вызвать все болезни, если делаешь ее неверно».

«Хатха Йога Прадипика» (Гл. 2:16)

Вот почему следует медленно и систематически развивать способность выполнять техники пранаямы в течение определенного времени.

Различные методы регулирования праны

Существуют разнообразные методы воздействия на течение праны в физическом теле и манипулирования им. Китайцы разработали 2 подхода, которые позволяют приводить в равновесие праническую систему – акупунктуру и Тайцзи-цюань. В Тайцзи-цюань используется ряд энергичных движений. Сейчас распространены различные варианты этой гимнастики, хотя утверждают, что первоначально ее изобрел Чжан Санфэн. Движения разработаны таким образом, чтобы уравновешивать и координировать отрицательную и положительную силу (инь и ян) пранического тела. Это, в свою очередь, успокаивает ум и делает возможным спонтанное состояние медитации.

В Йоге для достижения тех же результатов используются практики пранаямы и асаны. Асаны управляют энергиями в физическом и праническом теле, а также в уме, приводя их в состояние гармонии. Если асаны выполняются правильно, то пранаяма автоматически делается без всяких усилий. Таким образом оказывается непосредственное влияние на конституцию человека через его физическое и праническое тела. С другой стороны, в пранаяме регуляция ума и тела осуществляется путем манипуляции праническим телом через посредство дыхания. И пранаяма и асаны имеют одну и ту же цель. Однако пранаяма оказывает наибольшее влияние на ум, поскольку она действует через праническое тело, которое более тесно связано с умом, чем физическое тело.

В практике различных видов медитации цель состоит в достижении расслабления ума через посредство самого ума. Это в свою очередь сказывается на праническом, а затем и на физическом теле.

В Крийя Йоге сочетаются все 3 различных подхода. Практикующий одновременно выполняет физические движения, специфические статичные телесные позы и пранаяму, а также различные техники медитации. Вот почему Крийя Йога так эффективно вызывает изменения самого существа человека.

Нади или психические каналы

Нади – это проводящие пути, по которым движется прана или биоплазменная энергия. В акупунктуре эти пути называются меридианами (по крайней мере в современной западной терминологии). Древние йоги говорили, что в психическом теле существует 72000 нади. Другие называли цифры в диапазоне от 300 до 20000. Каково бы ни было это число, можно со всей определенностью сказать, что их много.

Из всех этих нади, проводящих путей, или каналов, особенно важны 3. Они называются ида, пингала и сушумна. Самый важный канал – сушумна нади, который проходит вдоль позвоночника. Его не следует путать или отождествлять с физическим позвоночником, который мы обычно осознаем. Этот нади проходит от области промежности (между анальным отверстием и половыми органами) до мозга. Он соединяет муладхара чакру, находящуюся в промежности (чакра – это пранический или психический центр), с аджна чакрой (чакрой среднего мозга), расположенной у вершины позвоночника, проходя через все другие чакры. Опять же, эти чакры не следует считать физическими сущностями; они – часть биоплазменного или пранического тела. Поэтому они располагаются в физическом теле, но не принадлежат ему.

Ида нади выходит из левой стороны муладхара чакры и по очереди проходит по кривому извилистому пути через промежуточные чакры, заканчиваясь на левой стороне аджна чакры. Пингала нади, выходя из правой стороны муладхара чакры и проходя путь, представляющий собой как бы зеркальное отражение пути ида нади, поднимается к правой стороне аджна чакры.

Ида нади и пингала нади – это проводящие пути 2-х разных аспектов праны. Они представляют 2 противоположных полюса одной и той же энергии. Ида считается отрицательным и также называется чандра (лунный) нади. С другой стороны, пингала является положительным и его часто называют сурья (солнечный) нади. С этими 2-мя нади ассоциируются различные атрибуты или качества. Некоторые из них приведены ниже:

качествоидапингала
ДыханиеЛевая ноздряПравая ноздря
ТемператураХолодноГорячо
ПолЖенскийМужской
ДеятельностьУмственнаяФизическая
ЭнергияОтрицательнаяПоложительная
ПланетаЛунаСолнце
ДаоИньЯн

Эти нади ассоциируются с 2-мя ноздрями: пингала с правой, ида – с левой. Древние йоги, с их детальным осознанием человеческого тела, обнаружили, что дыхание не в одинаковой степени проходит через обе ноздри. Фактически, в любой данный момент поток воздуха, скорее всего, будет больше через одну ноздрю, чем через другую. Этот аспект работы нашего тела никогда серьезно не исследовался даже физиологами. По видимому, никто не задавался вопросом: «Почему у нас две ноздри?» Для этого должна быть веская причина, и, возможно, она непосредственно связана с идой и пингалой. Кстати, читатель может проверить это сам, предварительно постаравшись удалить из носа всю слизь. Просто по очереди зажимайте каждую ноздрю, и вы обнаружите, что поток через одну из них больше, чем через другую. Если окажется, что это не так, попробуйте повторить этот же эксперимент позднее, поскольку иногда потоки бывают одинаковыми.

Йоги древности обнаружили, что когда поток воздуха идет преимущественно через левую ноздрю, то преобладает течение праны через ида нади. А когда наибольший поток воздуха идет через правую ноздрю, наибольший поток праны идет через пингала нади. Потоки воздуха через ноздри и, соответственно, потоки праны постоянно чередуются. При обычных условиях около часа преобладает поток через левую ноздрю, а затем примерно на час становится преобладающим поток через правую ноздрю. Во время перехода от одного к другому потоки равны, и прана течет через сушумна нади. Обычно это продолжается лишь несколько минут. Эти потоки также могут изменяться искусственно, в соответствии с индивидуальными нуждами. Изучение этих потоков, их смысла и значения в жизни составляет предмет науки Свара Йоги.

В жизни каждого из нас чередуются периоды умственной и физической деятельности. В целом, в зависимости от характера работы, выполняемой каждым из нас, мы склонны либо к избытку умственной, либо к избытку физической деятельности. Мы или слишком интровертны, или чрезмерно экстравертны. Бывают моменты, когда мы пытаемся заняться умственной работой, но это оказывается труднее, чем обычно. Как правило, мы принуждаем себя, и все заканчивается головной болью или плохим настроением. В другой раз мы хотим сделать какую либо физическую работу, но наш ум занят другим; мы думаем о чем угодно, но не о выполняемой работе. Бывают и прямо противоположные случаи – умственная работа дается легко и без усилий; или же мы можем заниматься физическим трудом с интересом и увлеченно. Существуют благоприятные промежутки времени, когда мы настроены на определенные виды деятельности. Если мы интровертны, то, скорее всего, будем успешно решать интеллектуальные проблемы. Если же мы экстравертны, то нам, наверняка, будет легче даваться физическая или другая активная работа.

Надежным показателем того, какая работа нам подходит, может служить преобладающий поток воздуха через одну из ноздрей. Если поток сильнее через правую ноздрю, мы, скорее всего, склонны к активной деятельности. Нам больше подходит физическая работа. Ум обращен вовне и тело вырабатывает больше тепла. Если больше воздуха проходит через левую ноздрю, значит, ум обращен вовнутрь и нам подходит любая умственная работа. Во время сна преобладает ида нади. При наличии течения праны по пингала нади, обычно бывает труднее уснуть. В идеале, во время приема пищи поток праны должен течь по пингала нади. В противном случае пищеварительные процессы могут быть не столь эффективными, как должны быть.

Эти 2 аспекта праны, которые, в частности, характеризуются течением по ида и пингала нади, соответствуют 2-м наиболее очевидным характеристикам каждого человека: способностям думать и действовать. Течение дыхания через разные ноздри и течение праны через соответствующие им нади в огромной степени влияют на нашу жизнь. Обычно потоки движутся самопроизвольно, но ими можно управлять с помощью силы воли и различных техник Йоги. Одну из таких техник представляет собой пранаяма, в частности нади шодхана.

Для определенных целей можно делать преобладающим поток воздуха через любую из ноздрей. Например, если необходимо сделать какую-то работу, а нас одолевает сон, можно мобилизовать необходимую физическую энергию, искусственно активизируя поток воздуха через правую ноздрю и ограничивая поток через левую. Это, в свою очередь, гарантирует, что канал пингала будет доминирующим, а ида – подчиненным. Однако при идеальных обстоятельствах, поток воздуха через каждую ноздрю должен быть преобладающим в сумме около 12-ти часов из 24-х часов суточного цикла. В этом случае физическая и умственная активность человека распределяются равномерно, без избытка того или другого.

В практиках Йоги обычная цель состоит в том, чтобы сделать поток через каждую из ноздрей в точности одинаковым. И снова, это достигается с помощью пранаямы. Когда потоки воздуха через обе ноздри одинаковы, то одинаковы и потоки праны через ида и пингала нади. В этих обстоятельствах, прана начинает течь через сушумна нади – самый важный проводящий путь в биоплазменном теле. Это наиболее благоприятное время для спонтанного начала медитации. Фактически, утверждают, что прана должна начать течь в сушумна нади, чтобы был возможен опыт медитации. Без этого медитация не может происходить. При этих обстоятельствах человек не слишком возбужден физически, и не обуреваем избытком мыслей, довольствуясь срединной точкой между 2-мя крайностями. Именно поэтому пранаяма занимает столь важное место в Йоге. Она представляет собой прекрасный инструмент для подготовки ума и тела к роли совершенного приемника высшего осознания. Практики пранаямы помогают готовить почву для медитации.

Модальности практик пранаямы

При управлении дыханием в практиках есть 4 важных действия. Это:

  1. Пурака (вдох)
  2. Речака (выдох)
  3. Антар, или антаранга кумбхака (задержка дыхания после вдоха, то есть с наполненными воздухом легкими)
  4. Бахир, или бахиранга кумбхака (задержка дыхания после выдоха, то есть с максимально опустошенными легкими).

Различные практики пранаямы включают в себя разнообразные техники, но все они основаны на использовании перечисленных выше 4-х действий. Кроме того, существует еще одна модальность пранаямы, которую называют «кевала кумбхака». Это усложненная стадия пранаямы, которая автоматически наступает во время высших состояний медитации. В этом состоянии давление в легких уравнивается с атмосферным. Дыхание исчезает и легкие прекращают свою работу. При таких обстоятельствах завеса, не дающая нам заглянуть в глубинные аспекты бытия, поднимается и мы обретаем интуитивное постижение высших истин.

В действительности, самой важной частью высших практик пранаямы является кумбхака, или задержка дыхания – именно под таким названием известны древние тексты о пранаяме. Однако, чтобы быть способным более или менее успешно выполнять кумбхаку, необходимо постоянно совершенствовать свой контроль над дыхательной функцией. Поэтому в большинстве практик пранаямы уделяется так много внимания вдоху и выдоху, которые также очень важны для восстановления энергии физического и пранического тел.

Роль пранаямы в техниках медитации

Пранаяма представляет собой необходимую предпосылку и неотъемлемую часть Крийя Йоги и различных других медитативных практик. Управление дыханием ведет к управлению праной. В свою очередь, управление праной подразумевает управление умом. Регулируя поток праны в теле, можно успокаивать ум и, по крайней мере, на время освобождать его от непрекращающихся конфликтов и мыслей, которые затрудняют более высокое осознание. Посредством манипулирования праной в психическом теле возможно сделать ум подходящим сосудом для медитативного опыта.

Пранаяма – незаменимый инструмент. Медитацию можно переживать и без пранаямы, но пранаяма служит усилителем, который делает медитацию возможной для большинства людей. Чтобы подтвердить это, сошлемся на авторитет:

«Принцип, лежащий в основе системы Йоги, состоит в том, что источник мысли, с одной стороны, и источник дыхания и жизненных сил, с другой – это одно и то же. Другими словами, дыхание, жизненные силы, физическое тело и даже ум – это не более чем формы праны или энергии. Поэтому, если эффективно управлять любой из них, то другие также автоматически попадают под контроль. Йога стремится влиять на манолайю (состояние ума) посредством праналайи (состояния дыхания и жизненных сил), вызываемого практикой пранаямы».
Рамана Махариши

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

1
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Аллан

Было бы хорошо ещё иметь аналогичные статьи на английском.