Ум: что это и как он функционирует

Как познать свой ум? | Ум как объект | Ум как инструмент

Существует на удивление много разнообразных представлений о природе и функциях ума. Определения ума в разных школах психологии, философии и религии сильно различаются, а подчас и противоречат друг другу. Что касается основных фактов физического тела – его формы, структуры и функций, – то здесь нет различия во мнениях. Никто не думает, что у человека 3 ноги или что мы мыслим желудком, а перевариваем пищу в мозгу. Ничего удивительного в этом единодушии нет – тело легко поддается наблюдению. Но если перечислить основные системы физического тела мы можем без труда, сделать то же самое относительно ума непросто. В отличие от физического тела ум представляется нам скорее аморфной, неструктурированной сущностью, нежели четко действующим инструментом.

Хотя все мы обладаем умом и постоянно им пользуемся, мы все-таки не знаем, что же это такое на самом деле. В области психологии мы все еще блуждаем в потемках, пытаясь иметь дело с тем, чья сущность от нас ускользает. Мы не понимаем природу ума и его функции. Как же мы можем по-настоящему приблизиться к нему? В конце концов, именно наша трактовка ума является основой любого психотерапевтического диагноза, а соответственно, и метода лечения. Проблема состоит в том, что понять ум невозможно, прежде чем мы не познаем себя. Сначала мы должны понять, кто мы есть. Мысль, в нашем обычном понимании этого явления, представляет собой функцию эго, или отдельного «я». Субъективные личные пристрастия окрашивают наши взгляды на ум в разнообразные цвета, делая объективную оценку ее свойств практически невозможной.

Таким образом, первый шаг в изучении истинной психологии состоит в том, чтобы понять:

  • Что такое ум и как он функционирует?
  • Какова природа этого великолепного инструмента?
  • Как он связан с тем, чем в действительности являемся мы сами?
  • Каково его взаимодействие с телом?
  • В чем заключается нормальная деятельность ума?
  • Можем ли мы научиться видеть ум так же объективно, как мы видим собственные руки и ноги?

Как познать свой ум?

Можно ли себе представить, чтобы человека, не умеющего водить машину, не знающего, как пользоваться тормозами, рулем, сцеплением, посадили на водительское место автомобиля с заведенным мотором? Естественно, он попал бы в аварию, и если бы ему удалось выжить, то он до конца жизни не решался бы сесть за руль еще раз.

Примерно в таком же положении мы находимся по отношению к собственному уму. Индивидуальное сознание закладывается в наш ум в момент рождения, но нас никто не учит, как пользоваться своим умом, его восприимчивостью и эмоциями. Никто не объясняет нам, каков смысл различных состояний сознания: бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Никто не показывает нам функции мышления, эмоций, воли и чувственного восприятия. Мы остаемся в полном неведении, поскольку наши родители и другие люди сами не понимают, что такое ум и как он работает. Ум – наш основной инструмент, который мы используем во всем, что бы мы ни делали, и, тем не менее, очень немногие знают, как правильно его использовать и как о нем заботиться.

Мы страдаем из-за того, что не знаем природы своего ума. Все проблемы, с которыми мы встречаемся в жизни, изначально проистекают из того, что мы не понимаем ума и его функций. Эта первичная проблема порождает всевозможные проблемы вторичного свойства (такие, например, как стремление достичь желаемого или избежать того, что вызывает страх), которые, при всей своей кажущейся значимости, представляют собой всего лишь следствие этого изначального неведения о природе ума. Например, если мы не умеем как следует водить машину, вопрос, куда на ней отправиться, уже не столь важен. Однако мы принимаем эти производные проблемы за первичные или перекладываем вину за них на других людей, обращая их в социальные, этические или политические вопросы. В действительности, все эти проблемы сводятся к одной – проблеме непонимания природы ума. Именно из-за неверных представлений об уме мы формируем неверные представления о мире и сталкиваемся с трудностями в социальных отношениях.

Можно привести другую аналогию: если мы не знаем свойств огня мы можем обжечься. И это не значит, что мы – плохие люди или что огонь нехорош. Это означает только то, что мы не понимаем, что такое огонь. Ум тоже имеет свои особые свойства, и, так же как огонь, может быть использован и во благо, и во зло. Он может приносить огромное счастье или производить чудовищные разрушения в мире, как это уже не раз показывала история. Все психологические проблемы – всего лишь плоды неверного использования ума. А неверное использование является результатом неведения, непонимания того, как он работает. Решение всех психологических проблем сводится к тому, чтобы научиться правильно пользоваться своим умом. И это верно независимо оттого, в чем именно состоят эти психологические проблемы.

Вместо изучения личностных или социальных проблем гораздо важнее заняться самообразованием в области природы ума. Все проблемы, которые кажутся нам столь важными и столь безотлагательными, – например, будем ли мы любимы или будут ли счастливы наши друзья и родные, – в действительности не имеют отношения к сути вопроса, и разрешить их непосредственно невозможно. Суть же вопроса состоит в том, как использовать самый важный в нашей жизни инструмент – ум.

Если мы научимся правильно использовать свой ум, это не только разрешит наши психологические проблемы, но и позволит обратиться к нашему высшему потенциалу самореализации. Это откроет путь к духовной жизни – единственно важному состоянию для нас как сознательных существ. И тогда мы сможем выйти за пределы ума, который по самой своей природе является ограниченной, и прийти к чистому сознанию, не ограниченному ни временем, ни пространством, ни причинностью. Какую бы задачу в жизни мы ни стремились исполнить, начать следует с постижения своего ума.

Ум как объект

Мы обладаем умом от рождения, но большинство из нас никогда не пыталось понаблюдать за ним. Давайте же наконец уделим внимание своему уму. Для этого нам придется углубиться в природу ума и занять положение наблюдателя. Мы должны стать свидетелями по отношению к уму и его деятельности (эта позиция наблюдателя называется на санскрите «сакшибхава»). Представьте себе, что ваши мысли – речной поток, а вы сидите на берегу и наблюдаете, как этот поток течет мимо. Научитесь наблюдать за содержанием ума, проплывающим мимо вас, не вынося суждений и не вступая во взаимодействие с потоком, – так, как вы могли бы наблюдать за струйками или щепками в потоке реки, бегущей мимо.

Заняв такую позицию наблюдателя, мы сможем познакомиться со своим умом и его функциями. Мы заметим разнообразные колебания в мыслях, чувствах и впечатлениях, а также сможем соотнести друг с другом различные состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон. До тех пор пока мы вовлечены в деятельность ума, мы не в состоянии понять, что он собой представляет, – точно так же, как мы не можем наблюдать за тем, что происходит в зрительном зале, когда наше внимание приковано к действию картины на экране.

Что бы мы ни наблюдали, – например, чашку, стоящую на столе, – это является объектом и существует отдельно от нашего сознания, которое в данной ситуации является субъектом. Однако мы можем наблюдать не только внешние объекты, но и внутренние. Мы можем наблюдать свои эмоции, мысли и даже собственное эго. И если мы присмотримся достаточно внимательно, мы увидим, что все это – изменчивые факторы. За деятельностью своего ума мы можем наблюдать так же, как наблюдаем за движениями своего тела.

Чашка, падая со стола и разбиваясь, не причиняет вреда глазу. Точно так же, когда содержание ума меняется или терпит какой-то ущерб, это не причиняет вреда сознанию. Сознание в положении наблюдателя отделено от объектов и состояний, которые оно наблюдает. Поэтому первый вывод, к которому мы приходим, заключается в том, что ум как нечто поддающееся наблюдению является объектом. Ум материален и является частью внешнего мира. Он принадлежит нам, но не является нами, точно так же, как мой дом принадлежит мне, но не является мной. Это может показаться шокирующим, однако интуитивно мы уже знаем, что дело обстоит именно так. Когда мы говорим: «Мой ум», мы уже подразумеваем, что ум принадлежит нам, но нами не является.

Ум обладает материальной структурой – это система наблюдаемых энергий и состояний. Я не имею в виду, что это грубый материальный объект (как, например, камень), орган физического тела (как, например, мозг) или просто химическое соединение. Ум является не физической материей, а материей более тонкой природы, легкой и светящейся. Будучи органом, ум имеет свою структуру и свой цикл «пищеварения», имеет начало и конец. Ум обладает определенным запасом энергии, которая производит разнообразные ощутимые эффекты.

Как мы можем и наблюдать и использовать собственные руки, так наше индивидуальное сознание может одновременно и воспринимать, и использовать ум. Но для этого требуется состояние предельного внимания. Необходимо отрешиться от ума, то есть отстраниться от его деятельности и интересов.

Ум как инструмент

Второй важный факт относительно ума, проистекающий из его материальности, состоит в том, что ум – это инструмент, орудие. Органы чувств сами по себе являются инструментами: глаз – инструмент зрения, ухо – инструмент слуха, и т.д. Аналогично, ум, который трудится над обработкой информации, получаемой от органов чувств, также является инструментом. Ум – средство получения информации из внешнего мира. Ум – главный инструмент, который мы используем в своей жизни. Ум – это посредник в процессе познания, созданный космическим разумом для того, чтобы внутреннее «я» могло обретать опыт. Ум – самый совершенный механизм и компьютер, высочайшая организация материи, которая дает способность к познанию материального мира.

Обратите внимание, что мы говорим об уме, а не о мозге. Мозг – это физический орган, посредством которого работает ум. Мы не осознаем мозг как таковой и его структуру. Мы осознаем только фактический процесс мышления. Ум – не мозг, а нечто более тонкое. Мозг – это посредник между умом и телом. Ум ограничен физическим аппаратом мозга не более, чем программы ограничены компьютером.

Заметьте также, что мы говорим: «Мой ум». Это свидетельствует о том, что мы воспринимаем ум как инструмент. Мы можем направлять свое внимание на тот или иной объект. Мы можем использовать свою способность мышления. Мы можем развивать свою волю. Мы можем воспитывать свои чувства. Но если это инструмент, то я не являюсь умом, точно так же, как я не могу быть ни одним другим инструментом, которые использую в своей жизни. Как и в ситуации с любым другим инструментом, я тот, кто использует инструмент. И я должен его совершенствовать, а не позволять инструменту указывать мне, что я должен делать.

Однако мы постоянно забываем о том, что ум – всего лишь инструмент. Мы позволяем ему указывать нам, кто мы есть и что нам делать. Сделавшись рабами ума, мы потеряли контроль над своей судьбой, и теперь нами руководят желания ума, которые в действительности не являются нашими собственными, а приходят к нам из внешнего мира.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии