fbpx

Ум: 4 характера и проблема контроля

4 характера ума

Атомарный характер ума
Подвижный характер ума
Тонкий и восприимчивый характер ума
Двойственный характер ума

Атомарный характер ума

Понаблюдайте за тем, как работает и перемещается ваше внимание. Самое важное, что мы можем обнаружить в структуре ума, – его атомарный, то есть точечный характер. Ум состоит из различных точек мыслей, чувств, ощущений, очень быстро сменяющих друг друга. Вы сами можете в этом убедиться. Сядьте спокойно и понаблюдайте за тем, как работают ваши органы чувств, как если бы вы наблюдали за деревом. Проследите за движениями свого ума, за тем, как он пытается сконструировать образ объекта на основе данных, которые поставляют ему движущиеся точки внимания.

Ум не имеет определенной формы или размера. Он принимает форму и размеры того объекта, который исследует. И все же он всегда состоит из некоторой последовательности точек внимания. Ум – не атом, существующий в некоем пространстве, но точечное осознавание, которое предшествует всем остальным компонентам материи и их взаимодействиям.

Хотя ум имеет атомарный характер, он может пронизывать собой все тело, точно так же, как капля сандалового масла может окружать все тело ароматом. Таким образом, ум способен не только фокусироваться на разных частях тела, но и управлять его деятельностью как единого целого. Аналогично, он может пронизывать все поле нашего восприятия. Это длится всего лишь мгновение, но из таких мгновений, следующих одно за другим, и складывается наше ощущение поля индивидуального сознания.

Атомарный характер ума становится причиной ограничений. Мы можем сфокусировать свое внимание только на каком-либо одном объекте в определенный момент времени. Наше осознавание – движущаяся точка. Это позволяет нам направлять внимание на те или иные объекты. Но в то же время это порождает тенденцию к сужению пластичности нашего ума, заставляя его привязываться преимущественно к тем точкам видения, которые прежде уже попадали в сферу внимания. Мы не видим целое, но пытаемся сконструировать его, собрав воедино различные отдельные точки восприятия. Этот процесс ограничивает нашу способность видеть вещи во всей их полноте, и сколько бы восприятия мы ни имели, некоторые аспекты всегда ускользают от нашего ума.

Ум подобен художнику-пуантилисту. Он конструирует реальность из отдельных точек. И все же реальность неизбежно ускользает от него, потому что невозможно прийти к целому на основе одних лишь фрагментов. Поэтому знание, доступное уму, изначально обречено быть ограниченным. Ум предоставляет нам серию моментальных снимков, позволяющих сконструировать некий образ реальности. Но эти моментальные снимки искажают реальность, потому что показывают ее лишь с ограниченного числа сторон.

То, что ум любого человека – только точка осознавания, приводит к тому, что каждый ум обладает своей неповторимой тенденцией создавать реальность из отдельных восприятий. Каждый из нас является заложником этого, но лишь немногие замечают происходящую отсюда ограниченность.

Подвижный характер ума

Панорама наших мыслей, эмоций и ощущений непрерывно изменяется, что свидетельствует о подвижном характере ума. Ум необыкновенно текуч, и заставить его остановиться невозможно. Так происходит потому, что точка осознавания перемещается не только в пространстве, но и во времени. Ум не просто пребывает в движении, он состоит из движения. Без движения ум не может функционировать.

Наш поток сознания – не что иное, как быстро сменяющие друг друга точечные вспышки психической активности. Фактически, ум является отправной точкой, на основе которой конструируются представления о времени и пространстве. Он подобен кончику пера художника, который чертит линии, чтобы создать картину.

Ум состоит из последовательности психических актов, которые никогда не повторяют друг друга. Если присмотреться внимательно, мы увидим, что движение ума не является непрерывным. Оно не похоже на поток текущей воды или масла. Скорее оно подобно совокупности отдельных вспыхивающих искр, сменяющих друг друга очень быстро – настолько быстро, что мы можем собрать их воедино в целостный образ. Поэтому привести ум в состояние полного покоя невозможно. Но за пределами ума покой существует.

Тонкий и восприимчивый характер ума

Вы когда-нибудь пытались контролировать свой ум? Если да, то вы быстро заметили, что ум тонок и непредсказуем, как ветер. Он обладает силой, энергией и движением, но не имеет какой-либо определенной формы. Ум, как и ветер, трудно воспринять непосредственно. Легче наблюдать его при посредстве тех объектов, через которые он движется и на которые оказывает воздействие. Подобно ветру, ум неустанно гонит облака мыслей и чувств. С другой стороны, ум подобен пространству. Он включает в себя и проникает собой все, что в ней содержится, также как экран включает в себя все картинки, проецируемые на него. Ум – наиболее тонкая форма материи.

Ум чрезвычайно восприимчив. Он сам по себе является органом восприятия, так как лежит в основе деятельности всех органов чувств. Все, что мы воспринимаем, оказывает влияние на ум или придает ему определенный оттенок. Все, что мы видим или чувствуем, оставляет в нем какой-то отпечаток или осадок. Поэтому к уму, особенно детскому, нужно относиться очень осторожно. Ему очень легко причинить вред, и если это происходит, ум окружает себя защитными барьерами, которые притупляют его чувствительность. Ум легко поддается внешним влияниям, тревоге, возбуждению, депрессии или отвлекающим факторам.

Ум принимает форму тех объектов, которые он воспринимает. Поэтому трудно его наблюдать. Даже когда мы отвлекаемся от внешних восприятий, ум остается полон мыслей и чувств. Только когда мы очистим ум от мыслей, мы сумеем увидеть его самого и убедиться в том, насколько он эфемерен.

Двойственный характер ума

Ум, как и любая материя, двойствен по своей природе. Он состоит из противоположно направленных сил, которые в разной степени взаимодействуют между собой. Он склонен к дуалистичным реакциям («нравится-не нравится», «любовь-ненависть» т.д.). Любая наша мысль немедленно создает свою противоположность. Утверждая одно, мы неизбежно предполагаем возможность противоположного. Если мы попросим человека не думать об обезьяне, он, естественно, тут же начнет о ней думать. Если мы говорим человеку не делать чего-либо, мы фактически предполагаем, что он может это сделать. Если мы утверждаем, что мы счастливы, это тут же вызывает в нас мысли о печали. Всякая мысль всегда усиливает свою противоположность.

Ум постоянно движется между противоположностями и склонен к противоречивости. Он легко может попасть в ловушку крайностей или сделаться жертвой собственной двойственности. По этой причине не стоит подталкивать ум в каком-либо определенном направлении, в частности, культивировать чувство вины или греха. Нужно стараться успокоить его и уберечь от всяких крайностей.


Итак, ум обладает подвижным, точечным, тонким и двойственным характером. Его сложно «поймать» и почти невозможно контролировать. Он навязывает нам свое собственное движение, что делает нас уязвимыми. Поистине, ничто не противодействует контролю над собой так упорно, как ум. Человеческая жизнь – это по сути борьба за контроль над умом. Если мы сумели этого добиться – наша работа выполнена. Это значит, что нам удалось выполнить самое трудное дело во всей Вселенной. Неспособность контролировать ум – причина всех страданий. Без нее не существовало бы болезней.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии