Аюрведическое лечение болезней. Наркотическая зависимость

[Аюрведа] Наркотическая зависимость

Наркотическая зависимость представляет собой психическое расстройство, обусловленное высоким уровнем тамаса (инертности ума), чему нередко предшествует усиление раджаса (чрезмерного возбуждения ума). В результате возникает потребность в искусственном успокоении.

При всех наркоманиях обычно увеличивается вата. У индивидуума теряется психическая устойчивость и нарушена способность объективно оценивать свое состояние.

Люди с капха-конституцией, наиболее крепкие физически, в какой-то мере лучше переносят последствия таких привычек, как курение, пьянство, употребление возбуждающих или наркотических веществ. Однако и отказаться от подобных пристрастий им труднее.

Для людей типа ваты пагубные пристрастия особенно опасны и разрушительны. На короткое время они могут отказаться от них, но склонны возвращаться к ним вновь или же просто заменяют одно пристрастие на другое.

(далее…)

Почему здоровый образ жизни невозможно заменить ничем?

Почему здоровый образ жизни невозможно заменить ничем?

«Ом! Ум помни, помни себя».
Иша Упанишада 14

Согласно Аюрведе, при всем многообразии болезней все они происходят от нарушения гармонии трех дош: ваты, питты и капхи.

Доши могут порождать как физические, так и психические заболевания. Аюрведическое лечение приводит доши в равновесие и тем самым нейтрализует болезнь. В отличие от лечения в западной медицине, оно не связано с классификацией болезней и выявлением патогенных факторов: и тем и другим не придается первостепенного значения. Лечение, имеющее дело лишь с внешними факторами и симптомами заболевания, не затрагивает причин, лежащих в его основе. Приведение же дош в состояние равновесия лишает заболевание его корней.

(далее…)

К чему приводит нарушение равновесия?

Болезнь и доши

Болезнь проявляет характерные свойства той доши, которая стала причиной ее возникновения. По характерным свойствам мы можем определить природу болезни так же, как тип физической конституции. Болезнь можно излечить с помощью тех средств, которые уравновешивают породившую ее дошу.

Некоторые болезни более характерны для одной доши, чем для другой. Большинство заболеваний имеет природу ваты, поскольку вата вообще имеет тенденцию к болезням (распаду). В аюрведических книгах перечисляется больше нарушений ваты, чем питты и капхи вместе взятых (вата — 80, питта — 40, капха — 20).

К болезням капхи (воды или слизи) относится большинство респираторных заболеваний, простуды, грипп, астма, бронхит, опухание желез, отеки, доброкачественные опухоли. Основными признаками нарушений капхи являются избыток влаги, чрезмерный рост тканей и холод.

(далее…)

6 вкусов, или энергетика лекарственных веществ

6 вкусов, или энергетика лекарственных веществ

В Аюрведе болезни диагностируются по дошам, а лечение осуществляется посредством 6-ти вкусов. Вкусы пищи, трав и минералов распознаются обычным путем — с помощью языка. Знание вкуса вещества позволяет определить динамику его воздействия на тело.

Выделяются 6 вкусов: сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий. Каждый из них образован 2-мя из 5-ти элементов. Сладкий вкус (вкус сахаров и крахмалов) состоит из земли и воды; соленый (вкус столовой соли и морских водорослей) — из воды и огня; кислый (перебродившие продукты или кислые фрукты) — из земли и огня; острый (такие специи, как имбирь и красный перец) — из огня и воздуха; горький (горькие травы, как «золотая печать» и горечавка) — из воздуха и эфира; и вяжущий (гамамелис, квасцы) — из земли и воздуха.

(далее…)

Доши, или 3 первичные жизненные силы

Доши, или 3 первичные жизненные силы

3 великие космические силы

Древними индийскими провидцами было найдено, что в природе существуют 3 основные силы. Это открытие было зафиксировано в мантрах Ригведы.

Первая из этих сил — это принцип энергии, дающий силу, скорость, направление, воодушевление, мотивацию. Жизнь — не что иное, как игра постоянно меняющихся сил. Как подтверждает современная наука, материя представляет собой энергию: то, что нам видится как плотное и статичное, на самом деле является совокупностью бесчисленных тонких сил, находящихся в постоянном движении.

Эта энергия жизни была названа праной, что означает «изначальное дыхание» или «жизненная сила», потому что ее движение на всех уровнях циклично и подобно дыханию. Материя развивается из этой чистой энергии жизни, и древние мудрецы воспринимали всю Вселенную как проявление жизненной силы, которая всегда стремится к высшей жизни, к осознаванию, свободе и творческому раскрытию.

(далее…)

Религия, духовность и Аюрведа

Религия, духовность и Аюрведа

Слово «бог» вызывает у многих представителей западной культуры неоднозначные ассоциации — главным образом из-за того, что духовная истина нередко подвергалась искажениям и неверным толкованиям в рамках фундаменталистских религий. Это в большей степени относится к западным религиям: Иудаизму, Христианству и Исламу — с их тенденцией к религиозной исключительности, чем к восточным учениям, в которых важна открытость ума. И все же в развитии многих болезней существенную роль играет именно чрезмерный материализм, который нередко равносилен недостаточной вере в жизнь. Как правило, болезнь является нехваткой любви, в частности, заботы о себе и своем физическом теле.

Отсюда следует, что во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Это предполагает поиск истины, пути и способы которого каждый избирает согласно велению собственного сердца. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.

(далее…)

Аюрведа - дар целительства

Аюрведа — дар целительства

«Аюрведа — это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».
Чарака Самхита I, 41.

Слово «аюрведа» в буквальном переводе означает «наука жизни». Это исконная индийская система врачевания, корни которой уходят в глубокую древность. Ее основателями были те же великие провидцы и мудрецы, которые создали самобытные системы Йоги и медитации.

Аюрведа возникла как часть ведического знания — всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание включает в себя Йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания которого находится физическое тело. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.

(далее…)

Аюрведическое лечение болезней. Гинекологические заболевания

[Аюрведа] Гинекологические заболевания

В Аюрведе лечение заболеваний женской репродуктивной системы выделяется в особую область гинекологической медицины. Эти заболевания обычно проявляются в виде нарушений менструального цикла. Серьезные расстройства менструального цикла могут быть следствием гормональных нарушений.

Менструальный цикл — показатель здоровья женщины. Он важен и для определения конституции. Регулярные менструации, приближенные ко времени полнолуния, протекающие гладко без боли и напряжения, с уравновешенностью эмоций, являются признаком хорошего здоровья. Однако большинство женщин в тот или иной период своей жизни испытывают определенные трудности, связанные с менструациями.

(далее…)

Вяжущие травы (стамбхана карма)

[Аюрведа] Вяжущие травы (стамбхана карма)

Травы, обладающие вяжущим вкусом, оказывают укрепляющее, стягивающее, уплотняющее действие на ткани и органы тела. Они прекращают избыточные выделения и секреции. Обладая осушающим действием, они, тем не менее, способствуют сохранению влаги. Кроме того, они оказывают заживляющее действие на кожу и слизистые.

Читать далее

Ветрогонные травы (вата-ануломан)

[Аюрведа] Ветрогонные травы (вата-ануломан)

Ветрогонными называются травы, устраняющие кишечные газы, боли и вздутия. Они налаживают пищеварение и улучшают усвоение питательных веществ. Они помогают разгонять воду и слизь, устранять аму, застои и закупорки в желудочно-кишечном тракте, способствуют нормальной здоровой перистальтике.

Читать далее