Внешний ум: разум, сознание, космический ум и состав

Внешний ум и разум | Ум, разум и сознание | Космический ум | Состав | Осязание и захватывание | Энергия

Внешний ум и разум

С помощью внешнего ума мы регистрируем информацию и поверхностно ее обрабатываем, с помощью разума мы обрабатываем ее по существу. Ум (манас) как инструмент мышления порождает сомнения, а разум (буддхи) позволяет разрешать сомнения и принимать решения. К полю внешнего ума относятся все формы предположений и гипотез, а также работа воображения. До тех пор, пока мы остаемся на внешнем уровне ума, мы неизбежно подвержены сомнениям и подвластны эмоциональным реакциям. Люди, хорошо умеющие собирать информацию, но с трудом принимающие решения, страдают от чрезмерной активности ума. Ум, работающий вне связи с разумом, порождает бесцельные мысли – грезы наяву, пустые догадки и пустые расчеты. Он побуждает нас перебирать всевозможные и, как правило, бессмысленные идеи, не приходя ни к какому выводу. Сделать вывод способен только разум.

Внешний ум не обладает ценностями, принципами и целями: все это – достояние разума. Внешний ум озабочен только экспансией и исследованием внешнего мира, поиском удовольствий и избеганием боли. Его задача – обеспечивать нам чувственный опыт, а не устанавливать приоритеты. До тех пор, пока мы действуем на уровне внешнего ума, мы остаемся всецело чувственными существами. Мы находимся во власти эмоций, возбуждаемых физическими чувствами. Мы обречены тянуться к приятным ощущениям и отстраняться от болезненных.

В современной культуре, ориентированной на информацию и чувственные ощущения, внешний ум доминирует, а разум занимает недостаточно важное место. Мы заняты скорее сбором информации (функция внешнего ума), чем ее усвоением (функция разума). Мы разработали множество способов, позволяющих расширить поле сенсорных данных, но не обрели мудрость, необходимую для правильного использования этой информации.

Хотя сенсорные органы функционируют посредством ума, координирующего их деятельность, сенсорное восприятие, как и все прочие формы восприятия, осуществляется средствами разума. Ум удерживает образы объектов, а разум их идентифицирует. Реально использовать свои чувства мы можем лишь при условии, что ими руководит разум. Вот почему в некоторых системах классификации органы чувств включают в сферу разума.

Разум – это внутренняя, субъективная часть ума, посредством которой мы делаем выбор и принимаем решения. Внешний ум – это монитор, на который проецируется внешний мир и с помощью которого осуществляются принятые разумом решения. Следовательно, разум увлекает нас внутрь, а ум – наружу. Цель внешнего ума – удовольствие (бхога), обращена вовне. Ду­ховное развитие (йога) направлено внутрь и для него необходима сила разума. Ум вовлекает нас в мирскую суету, разум ведет нас к духовному развитию. Впрочем, по мере духовного развития ум становится менее склонным к мирской суете. Он становится проводником нашего духа и без него мы не смогли бы проявить во внешней жизни высшие принципы.

Читайте. Внешний ум: 5 органов чувств, 5 органов действия, мысль и эмоции

Ум, разум и сознание

  • Сознание (читта) обладает внутренними чувствами и внутренними путями познания.
  • Ум (манас) чувствует внешние объекты и нуждается для своей работы во внешних впечатлениях.
  • Разум (буддхи) воспринимает и распознает как внутренние, так и внешние объекты.

К примеру, с помощью внешнего ума мы можем почувствовать, что какой-то человек несчастен, составив это впечатление из разнообразных данных, поступивших от органов чувств. С помощью разума мы воспримем это как объективный факт, сделав выводы из того, что мы видим. А с помощью глубинного сознания мы непосредственно почувствуем несчастье этого человека как свое собственное страдание.

  • Внешний ум, полагающийся на органы чувств, дает нам общее, поверхностное ощущение объекта, обычно окрашенное сомнениями.
  • Разум воспринимает объект на основе некоего мыслительного процесса, не оставляющего места сомнениям.
  • Сознание чувствует объект как нечто «свое собственное».

В обычном состоянии бодрствования разум (буддхи) и сознание (читта) действуют только при посредстве внешнего ума (манас). Разум такого рода, то есть интеллект, служит лишь для различения имен и форм, распознанных внешним умом. Сознание такого рода служит лишь для усиления ощущений, пришедших от внешнего ума.

Космический ум

Внешний ум существует не только на индивидуальном, но и на коллективном и на космическом уровнях. Коллективный ум – это деятельность органов чувств всех живых существ на Земле. Сенсорные впечатления живых существ формируют психическую атмосферу, в которой мы живем. Каждое сенсорное впечатление оставляет в атмосфере Земли некий след, некий «послеобраз». Средства массовой информации портят психическую атмосферу наводняя ее волнами нездоровых впечатлений.

Космический ум – это деятельность органов чувств всех живых существ во всех мирах. Господствующее место здесь занимают образы великих богов и богинь, которые посредством космического ума формируют небеса тонких впечатлений. Медитация и ритуальное использование форм, цветов и звуков помогают создать позитивную психическую атмосферу и наладить связь с космическим умом.

Состав

Внешний ум развивается, главным образом, из раджаса – активной энергии сознания (читта) 1Некоторые йоги соотносят манас с тамасом, а буддхи – с саттвой, так как манас – это энергия, направленная вовне, а буддхи – энергия, направленная внутрь. Действительно, манас обладает тамастическим компонентом, а раджас, как правило, ведет к тамасу. Классическая философия санкхьи называет манас продуктом ахамкары (эго), происходящим от ее саттвической и раджастической составляющих. В таком представлении отражена связь манаса с сенсорными и моторными органами, связанными соответственно саттвой и раджасом. Для нормальной работы все функции ума нуждаются в некоторой доле саттвы.. Он строится из накопленных сенсорных данных: звуков, тактильных и зрительных ощущений, вкусов и запахов, а также из связанных с ними эмоций и идей. Как сознание состоит из гун, так ум состоит из впечатлений (танматры). Главное местоположение ума – мозг, или голова (в которой сосредоточено большинство органов чувств), в особенности – мягкое небо, средоточие всех внешних чувств. Эмоциональная функция ума осуществляется через посредство сердца – не духовного сердца, а физического и витального.

Манас составляет оболочку ума – маномайя-кошу, астральное тело, поле наших впечатлений. Астральное тело действует в сновидениях и в посмертных состояниях. Ум – это в первую очередь действие (крийя); он побуждает нас действовать во внешнем мире, чтобы утверждать себя как индивидуальное существо. Посредством ума мы приобретаем форму и взаимодействуем с другими живыми существами.

Благодаря своему эмоциональному плану внешний ум добавляет элемент воды к основным элементам сознания – воздуху и эфиру. В этом качестве он родствен капхе – биологическому началу воды. Люди капха-конституции обычно обладают сильными эмоциями и крепким физическим телом. Они прочно привязаны к миру чувственных ощущений. Наиболее активным и, как правило, наиболее беспокойным умом обдают люди вата-конституции. Это связано с их чрезвычайной чувствительью и с тем, что сознание (читта) проявляется в деятельности их тела и ума интенсивнее, чем у других типов. Из жизненных эссенций внешний ум связан с оджасом – силой воды. Оджас необходим для развития ума и для контроля над умом.

Осязание и захватывание

Ум управляет всеми сенсорными и моторными органами, но теснее всего он соотносится с чувством осязания и с кистями рук:

  • Осязание – основа 4-х низших чувств: самого осязания, зрения, вкуса и обоняния. Оно вносит в чувственные впечатления элемент интимной близости и позволяет нам переживать их лично – как наслаждение и боль.
  • Захватывание – формирование и изготовление, движения рук – это главное действие ума, благодаря которому строится наше общее представление о мире. До тех пор пока ум строит картину мира, основанную на погоне за удовольствиями, мы обречены оставаться в цикле перерождений в поисках внешнего счастья. Остановка этой формообразующей деятельности ума – важнейший шаг на пути к выходу из круга рождений и смертей.

Энергия

Ум является личным и представляет собой орудие эго, однако он связан и с нашим генетическим и видовым прошлым. Посредством чувств он сообщается с нашей витальной природой, нашими пранами, которые связывают нас с витальной природой других живых существ. Поскольку доминирующей гуной ума является раджас, он легко попадает под влияние наших собственных или наиболее активным и, как правило, наиболее беспокойным умом обдают люди вата-конституции. Это связано с их чрезвычайной чувствительью и с тем, что сознание (читта) проявляется в деятельности их тела и ума интенсивнее, чем у других типов.

Чувственный ум (манас) связан с инстинктом, однако в его ведении находится более поверхностный уровень инстинктивных реакций, нежели тот, которым управляет глубинное сознание (читта). Чувственный ум связан с подсознанием, а глубинное сознание – с бессознательным. Глубинное сознание управляет первобытными аморфными инстинктами, такими как половое влечение или желание жить. Ум же управляет конкретными потребностями сенсорных и моторных органов – например, желанием говорить или ходить.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
  • 1
    Некоторые йоги соотносят манас с тамасом, а буддхи – с саттвой, так как манас – это энергия, направленная вовне, а буддхи – энергия, направленная внутрь. Действительно, манас обладает тамастическим компонентом, а раджас, как правило, ведет к тамасу. Классическая философия санкхьи называет манас продуктом ахамкары (эго), происходящим от ее саттвической и раджастической составляющих. В таком представлении отражена связь манаса с сенсорными и моторными органами, связанными соответственно саттвой и раджасом. Для нормальной работы все функции ума нуждаются в некоторой доле саттвы.
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии