Внешний ум: 5 органов чувств, 5 органов действия, мысль и эмоции

5 органов чувств и 5 органов действия | Праны | Мысль и эмоция: две стороны ума | Эмоции

Наше сознание погружено в океан впечатлений, непрерывно поступающих от чувств. Почти непрерывно в течение дня мы заняты отбором, сортировкой и организацией поступающих данных и попытками оценить, насколько и как именно они важны для нашего благополучия. Мы редко осознаем деятельность своего ума, потому что он почти все время занят работой с внешним миром. Тем, кто не умеет заглядывать в глубины своего ума, приходится иметь дело почти исключительно с внешним умом, или полем чувственного восприятия.

То, что мы в повседневной жизни привыкли называть «умом», – это, главным образом, поверхностный слой ума, имеющий дело с впечатлениями. На санскрите этот внешний ум именуется «манас», что означает «орудие мышления» 1В литературе веданты термин «манас» используется в более широком умысле как синоним читты и обозначение всех психических функций в целом. В буддийской литературе манас также относится ко всем функциям ума. Термин «необусловленный манас» может обозначать ум Будды или просветленное сознание, подобно атману в веданте. Поскольку психические процессы протекают в основном в поле манаса, последний можно считать наиболее характерной составляющей ума.. Манас – самый сложный аспект ума: он включает ощущения, эмоции и внешнюю мыслительную функцию. Без такого разнообразия функций он не мог бы должным образом обрабатывать все разнородные влияния внешнего мира.

Мы будем называть манас «внешним умом» или «чувственным умом», а иногда и просто «умом», если это не вызывает путаницы с умом в широком смысле, буддхи будем называть «разумом», читту – «внутренним умом» или «сознанием».

5 органов чувств и 5 органов действия

Человек обладает 5-ю органами чувств и 5-ю органами действия, посредством которых он воспринимает 5 элементов и выражает их во внешнем мире.

Органы чувств и органы действия

элементдошачувствоорган чувстваорган действия
ЭфирВатаЗвукУшиОрган речи
ВоздухВатаОсязаниеКожаКисти рук
ОгоньПиттаЗрениеГлазаСтопы
ВодаКапхаВкусЯзыкПоловые органы
ЗемляКапхаОбоняниеНосОрганы выделения

Ум координирует работу органов чувств и обрабатывает поступающую от них информацию. Он действует как своего рода монитор, на котором отображаются и организуются сенсорные данные. К примеру, с помощью ума мы соотносим то, что видят наши глаза, с тем, что слышат наши уши. В противном случае данные, поступающие от различных органов чувств, оставались бы изолированными и неорганизованными.

Ум можно считать 6-м органом чувств, так как с его помощью мы воспринимаем идеи и эмоции – психические впечатления. Как орган чувств ум функционирует, к примеру, когда мы читаем книгу: он вбирает в себя эмоциональную и ментальную информацию. Все поступающие к нам сенсорные данные имеют определенную ментальную и эмоциональную составляющую. Схожим образом, ум можно считать 6-м органом действия, управляющим остальными 5-ю. В этом смысле ум – наше главное средство самовыражения во внешнем мире. Выразить с помощью органов действия можно только то, что мы предварительно сформулировали в уме как намерение. Например, прежде чем мы заговорим, в уме должно возникнуть то, что мы собираемся сказать. Ум как орган действия служит для выражения мыслей и эмоций – психических состояний.

Будучи одновременно и органом чувств, и органом действия, способен координировать работу этих 2-х типов органов, связывая сенсорные данные с моторными функциями. К примеру, когда мы видим пищу на столе, ум передает рукам информацию, поступившую от зрительного органа, чтобы мы могли взять эту пищу и отправить ее в рот. Итак, ум – это центральный пульт управления сенсорными и моторными органами. В этом отношении он подобен компьютеру.

Но с моторными органами ум все же связан теснее, чем с сенсорными, так как его главное предназначение – деятельность во внешнем мире. Ум постоянно побуждает нас к тем или иным действиям. Он постоянно размышляет, строит планы, выдает эмоциональные реакции или ищет какие-то иные способы подтолкнуть нас к внешней деятельности. Благодаря ему мы осознаем себя существами, принадлежащими внешнему миру.

Читайте. Внешний ум: разум, сознание, космический ум и состав

Праны

И моторные, и сенсорные органы тесно связаны с праной и ее функциями. Органы действия существуют для того, чтобы удовлетворять различные потребности – от питания до самовыражения. Органы чувств обеспечивают восприятие и знание внешнего мира. Ум управляет пранами, действующими посредством сенсорных и моторных органов. Но и он, в свою очередь, находится под влиянием пран и легко может поддаваться их воздействию. Все, что затрагивает нашу витальную природу, – будь то голод, страх или чувство обиды, – отражается и на состоянии ума.

Органы чувств обладают собственными инстинктами и энергиями, способными подчинять себе ум. Глаз испытывает потребность видеть, язык испытывает потребность ощущать вкус, руки испытывают потребность брать, и так далее. Эти потребности влияют на ум, подталкивая его к их удовлетворению. К примеру, глаза могут указывать уму, на каких именно зрительных ощущениях ему следует сосредоточиться; так изображение красивой женщины автоматически притягивает к себе ум мужчины. Все мы испытывали нечто подобное в связи с тем или иным органом чувств. И все мы постоянно боремся за контроль над своими чувствами: ведь если они выйдут из-под контроля, в сознании воцарится хаос.

Животные находятся во власти своих сенсорных впечатлений Например, собака может машинально начать лаять, когда в поле ее сенсорного восприятия оказывается другая собака. Чувственный ум преобладает и в детях, которые еще не научились управлять своими сенсорными способностями. Внешний ум обусловлен органами чувств и пранами. В сущности, он представляет собой скорее механизм реакций, нежели нечто самосознающее: самосознание появляется только на уровне разума.

Мысль и эмоция: две стороны ума

Внешний ум не только координирует сенсорные данные, ну и интерпретирует их. Огромный поток данных, поступающих от органов чувств, должен фильтроваться на основании значимости данных. Мы можем управлять фильтрацией через направление внимания. Например, если мы ведем машину, мы смотрим на дорогу, а не по сторонам, чтобы не попасть в аварию.

Интерпретация сенсорных данных происходит 2-мя путями – объективным и субъективным. В объективном плане мы организуем сенсорные данные, собирая нужные впечатления, чтобы затем определить их значение. Для идентификации какого-либо предмета, например дома, мы должны получить достаточно объективных впечатлений, чтобы прояснить его природу. Эти впечатления составляют фактографическую часть ума. Манас, подобно компьютеру, управляет всевозможными фактами и данными. Затем эта фактическая информация передается в разум-буддхи для вынесения суждения.

В субъективном плане мы соотносим сенсорные данные с их значимостью лично для нас. К примеру, если мы, переходя улицу, замечаем мчащийся на нас автомобиль, это требует незамедлительной реакции – мы пугаемся и отскакиваем в сторону. Соотнесения такого рода составляют эмоциональную часть ума.

Внешний ум состоит из 2-х взаимодействующих планов: информационного и эмоционального. Для организации сенсорных данных необходима объективность, но для того, чтобы интерпретировать эти данные, нужна субъективность. Эмоциональный план, будучи субъективным, в большей мере способен причинять страдание, чем информационный. Кроме того, эмоции могут вносить искажения в информационный план и вызывать обман чувств. Эмоциональный и внешний план ума теснее связан с пранами и моторными органами, а информационный – с сенсорными органами и разумом.

Эмоции

Кратковременные эмоциональные реакции – функция внешнего ума (манас), устойчивые эмоциональные состояния принадлежат глубинному сознанию (читта). Часто повторяющиеся эмоции превращаются из реакций внешнего ума в состояния глубинного сознания. Например, симпатия, которую мы испытываем при первой встрече с привлекательным лицом противоположного пола, пробуждается в сфере внешнего ума. Но если с этим человеком у нас установятся длительные отношения, он станет частью нашего глубинного сознания и мы заимствуем некоторые черты его личности.

Эмоции, привязанные к конкретным объектам, принадлежат внешнему уму, но сущность эмоций принадлежит глубинному сознанию. Настроения, или «вкусы» (раса), эмоции (например, любовь, гнев, страх, радость) не связаны ни с какими конкретными ощущениями 2Актеры учатся играть с этими базовыми эмоциями, которые на санскрите называются расами – «эссенциями». Эти эмоции связаны с бхавами – истинными чувствами, которые, в свою очередь, служат отражением различных взаимоотношений. Глубинное чувство – это функция, ориентированная взаимоотношения. Сознательная работа с формами глубинных чувств и взаимоотношений есть путь служения – Бхакти-йога.. По этой причине правы и те, кто считает эмоции более поверхностными, нежели мысли, и те, кто утверждает, что эмоции глубже мыслей. Это зависит от типа эмоции. Я предпочитаю называть глубинные эмоции, принадлежащие ядру нашего сознания, «глубинными чувствами», а терминами «эмоции» или «эмоциональные реакции» обозначать эмоции внешнего ума.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
  • 1
    В литературе веданты термин «манас» используется в более широком умысле как синоним читты и обозначение всех психических функций в целом. В буддийской литературе манас также относится ко всем функциям ума. Термин «необусловленный манас» может обозначать ум Будды или просветленное сознание, подобно атману в веданте. Поскольку психические процессы протекают в основном в поле манаса, последний можно считать наиболее характерной составляющей ума.
  • 2
    Актеры учатся играть с этими базовыми эмоциями, которые на санскрите называются расами – «эссенциями». Эти эмоции связаны с бхавами – истинными чувствами, которые, в свою очередь, служат отражением различных взаимоотношений. Глубинное чувство – это функция, ориентированная взаимоотношения. Сознательная работа с формами глубинных чувств и взаимоотношений есть путь служения – Бхакти-йога.
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии