Сознание: 3 психические функции

3 основные функции читты | Другие 5 функций читты

3 основные функции читты

Все психические функции – функции читты, которая полностью охватывает собой все поле ума. Среди них 3 функции следует выделить особо:

Память
Сон
Самадхи

Это пути к глубинному сознанию. Чтобы достичь его, необходимо отстраниться от внешнего ума и чувственного восприятия, которые удерживают индивидуальное сознание на периферии.

Читайте. Сознание: что это

Память

Сознание состоит из воспоминаний. Память включает в себя не только обыденную память информации, но и то, что мы помним своим сердцем, то, что оказало на нас глубочайшее положительное или отрицательное влияние. Глубинное сознание управляет клеточной памятью, благодаря которой функционирует наше тело. Из жизни в жизнь сознание хранит семена наших воспоминаний. Наше сознание помнит Бога и помнит то, что мы являемся Богом, поскольку ядро сознания есть душа, отражающая Бога. Наше сознание способно помнить всю Вселенную: ведь последняя, в конце концов, только продукт сознания.

Таким образом память может принести нам либо оковы, либо освобождение.

  • Истинная память – это заложенная в глубинном сознании память об истинном Я. Аюрведические представления о роли истинной памяти как средстве поддержания здоровья и пути к освобождению подробно излагаются в «Чарака-самхите».
  • Ложная память – это память о личных радостях и печалях, память об истории эго.

Лучший способ развития памяти – стараться не забывать об истинных принципах и высших космических законах.

Сон

Во сне мы отключаемся от внешнего мира и возвращаемся во внутренний мир сознания. Впечатления сновидений появляются благодаря деятельности ума. Как правило, проявляются впечатления дневной жизни, но иногда выходят на поверхность и более глубокие самскары. При правильной работе сознания сон спокоен и глубок. Нарушенное раджасом и тамасом, сознание порождает неприятные сновидения и беспокойный сон.

Во время сна ум обновляется благодаря погружению в свой источник – ядро сознания, в котором содержится изначальная прана, или жизненная сила. Пока ум и чувственное восприятие отдыхают, сознание и прана поддерживают рефлекторные функции тела.

Смерть – длительный сон. Подобно сну, смерть представляет собой погружение в глубинное сознание, в котором мы теряем связь с внешним миром чувств. На протяжении смертного сна сознание удерживает в себе каузальную прану и кармы, из которых будет создано новое тело. После смерти мы пребываем исключительно в сознании и обновляемся для новой жизни.

В посмертном состоянии из нашего глубинного сознания выплывают впечатления жизненного опыта, и это очень похоже на сновидения. Благодаря этому формируются различные астральные миры (как, например, небеса и ад), которые предстают нам как видение, порождаемое тонким умом. Эти видения оказываются положительными или отрицательными в зависимости от нашей кармы и опыта, приобретенного за время жизни.

Самадхи

Самадхи – это экстатическое состояние полной погруженности, в котором наше сознание полностью сосредоточивается на одном-единственном объекте или переживании, а все остальное исчезает из восприятия. Цель йогической практики состоит в развитии погруженности в космическое сознание и в истинное Я. Это приносит освобождение. Наивысшее развитие сознания происходит только через самадхи. Выход в самадхи на более глубокие уровни сознания нейтрализует кармы и высвобождает из цикла рождений и смертей.

Однако понятие самадхи включает в себя не только духовные состояния, но и любые экстремальные переживания. Любой опыт, во время которого мы настолько погружаемся в переживание, что забываем все остальное, является формой самадхи. В частности, существуют низкие уровни самадхи – погруженность в беспокойное или замутненное сознание, в котором преобладают раджас и тамас. Всякий раз, когда ум сильно концентрируется на чем-либо, в том числе и на негативных эмоциях, таких как страх или гнев, мы в какой-то степени погружаемся в свое глубинное сознание. Однако подобные негативные погружения усугубляют наши привязанности, и их следует избегать. Они повышают раджас и тамас, в то время как духовная погруженность укрепляет саттву.

Другие 5 функций читты

На основе перечисленных выше 3-х функций возникают другие функции:

  1. Интуиция. Сознание в своей высшей деятельности способно непосредственно познавать вещи. Это называется интуицией. Интуиция – разновидность самадхи. Знание, полученное с ее помощью, может быть более точным, нежели знание, достигаемое при помощи 5-ти чувств. Однако мы не должны путать интуицию ни с воображением, ни с экстрасенсорным восприятием, которые являются функциями внешнего ума и тонких чувств соответственно.
  2. Инстинкт. В своей низшей деятельности сознание превращается в инстинкт, который поддерживает функции тела и защищает их от вмешательства эго. Инстинкт – скрытая форма высшего знания, то есть нечто обратное интуиции. Инстинкты, например инстинкт самосохранения или инстинкт размножения, по причине своей глубины и автоматизма с трудом поддаются коррекции. Для изменения ядра нашего сознания необходимо углубить осознавание до уровня бессознательного, то есть автоматической, инстинктивной части ума.
  3. Любовь. Основополагающее стремление сознания – стремление к единению. Это выражается в наших усилиях слиться с чем-либо (с другим человеком, с эргегором или с делом), либо со своей истинной природой. «Быть» – значит взаимодействовать с чем-то через посредство сознания. Через сознание мы обретаем связь с миром на уровне сердца. Благодаря симпатии и взаимопониманию, то есть любви, возникают преданность и сострадание – силы, которые ведут нас вперед по пути духовной жизни. Фактически, сознание и есть любовь. Божественное сознание проецирует на индивидуальное сознание свою силу вечной и безграничной любви. Сознание – любовь, заложенная в глубинах нашей сущности, и именно в нем мы находим абсолютное и совершенное счастье. Его отблеск мы ощущаем, когда становимся едиными с нашим объектом любви.
  4. Вера. Наше глубинное сознание является основой истинной веры, которая, как и интуиция, представляет собой непосредственное ощущение реальности, лежащей за пределами проявленного. Эта истинная вера сердца обладает изначальным знанием вечного и бесконечного и стоит в стороне от всяких догм. Если мы ограничим свою веру какой-либо конкретной догмой, то есть попытаемся свести истину к определенной личности, книге или организации, то способность сознания отражать истину нарушится. Наши верования – это наиболее глубоко внедрившиеся мысли и устоявшиеся концепции, которые мы не подвергаем сомнению. Все, во что мы верим, проникает на глубинные уровни нашего сознания, то есть в сердце, и составляет глубинные тенденции и самскары, которые оказывают влияние на всю деятельность ума. Чтобы изменить свое сознание по-настоящему, нам придется отказаться от всех жестких верований, преобразив глубинные чувства своего сердца.
  5. Правильное развитие. Для правильного развития сознания необходимо избавление от обусловленности. Для этого нужно освободиться от всех глубинных желаний, привычек и тенденций. Это возможно только через самадхи, или погружение в истину. Однако для того, чтобы освободить от условностей свое сознание, мы должны прежде привести в порядок свою внешнюю жизнь. Необходимо довести сознание до саттвического состояния умиротворенности и открытости. Помочь в этом могут все факторы, способствующие очищению и успокоению ума: правильная диета, правильные впечатления, правильные действия и взаимоотношения. Цель аюрведической психотерапии состоит в развитии сознания, в выходе за пределы психических проблем, единственная причина которых – бессознательность, то есть недостаточное осознавание. Конечная цель – совершение перехода от обусловленного сознания к сознанию чистому, в котором уже никакие влияния не причиняют страданий.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии