Популярные боевые стили практики Цигун

Есть 2 вида практики Цигун – боевые искусства и Цигун для здоровья, долголетия и духовного роста. В каждой категории имеется множество стилей. Наиболее популярные методы чистого Цигун – это ицзиньцзин, созданный Да Мо, и бадуаньцзинь, или «Восемь кусков парчи».

Самые популярные боевые стили Цигун – это Тайцзи, Синъи, Люхэбафа и Багуа. Здесь мы дадим лишь краткий исторический очерк и вкратце объясним их теорию. Для более глубокого изучения этих стилей следует обратиться к специальным изданиям и специалистам.

Тайцзи-цюань

«Тайцзи» означает «Великий Предел»; это философское понятие из учения об инь и ян (cтиль Тайцзи-цюань также часто сокращенно называют Тайцзи). Цюань – это кулак, кулачное искусство вообще или один из стилей этого искусства. Стиль Тайцзи-цюань отличается медленными, расслабленными движениями. Его формы представляют собой приемы рукопашного боя, исполняемые очень медленно и больше похожие на движения какого-то странного танца. Тайцзи еще называют «шисаньши» («тринадцать позиций»), «мянь-цюань» («мягкий кулак») и «чан-цюань» («длинный кулак»). Тринадцать позиций – это тринадцать основных технических приемов тайцзи, которые соответствуют Восьми Триграммам и Пяти Фазам (Элементам). Отражение, откатывание, нажимание, толкание, срывание, раскалывание, удар локтем и напор плечом соответствуют Восьми Триграммам; наступление, отступление, взгляд вправо, взгляд влево и центральное равновесие – Пяти Фазам. «Мягким» кулачное искусство Тайцзи называется из-за расслабленного и плавного стиля выполнения форм. Название же «длинный кулак» подчеркивает тот факт, что классические тренировочные комплексы в Тайцзи без оружия гораздо длиннее, чем в других боевых искусствах.

Хотя исторических свидетельств о происхождении Тайцзи-цюаня мало, обычно создателем стиля признают Чжан Саньфэна. Считается, что этот отшельник-даос разработал техники Тайцзи на горе Удан в династию Сун, подражая боевым движениям змеи и журавля и применив к ним внутреннюю энергию. До середины XIX века Тайцзи-цюань был тщательно охраняемым секретом клана Чэнь. Ян Лучань (1780-1873) стал первым чужаком, который изучил это искусство, занимаясь у тогдашнего старшего мастера Чэнь Чансина. Потом Ян приехал в Пекин и вскоре приобрел известность как мастер боевых искусств. Он передал свою систему сыновьям, а те уже раскрыли ее широкой публике. Второй сын Ян Лучаня, Ян Баньхоу (1837-1890), обучил семейному стилю многих людей, в том числе У Цюанью, а сын последнего У Цзяньцюань, видоизменив стиль Ян, создал свой собственный стиль У, особенно популярный в Гонконге, Сингапуре и Малайзии. Внук Ян Лучаня по имени Ян Чэнфу (1883-1935) придал окончательную форму тому, что мы сегодня называем Тайцзи-цюанем стиля Ян.

В Тайцзи как Цигун имеется 2 аспекта. Первый – это динамическая медитация, которая состоит из 72-128 боевых форм (в зависимости от стиля и способа счета), выполняемых в медленном темпе. Во время выполнения упражнений тело расслаблено; при этом практикующий заставляет ци, накопленную в Даньтяне, циркулировать по всему телу. Второй аспект – неподвижная медитация. Медитация Тайцзи – это одна из форм даосской медитации. Самыми известными стилями Тайцзи в настоящее время являются Чэнь, Ян и У. Каждый из них подразделяется на более узкие направления.

В Тайцзи также практикуются упражнения с мечом, саблей, копьем и посохом, в которых ци выходит за пределы человеческого тела.

Багуа-чжан

У стиля Багуа-чжан («ладонь Восьми Триграмм») достаточно короткая история. Его создал в Пекине между 1866 и 1880 гг. Дун Хайчуань, уроженец провинции Хэбэй. По некоторым историческим свидетельствам, Дун научился этому искусству на горе Цзюхуа у некоего Би Чэнся. Багуа-чжан сочетает в себе лучшие черты таких стилей, как Шаолинь (буддийский) и Удан (даосский). Особое значение придается круговым движениям. Сознание практикующего контролирует поясницу, а поясница управляет всеми движениями тела при ходьбе вокруг воображаемого центра. Результатом движений на трех уровнях (низком, среднем и высоком) является рост координации, силы и энергичности.

Система включает в себя 2 комплекса техник для ладони: иньский и янский. Высший уровень практики Багуа-чжан называется Формой Дракона. В этой форме практикующий не только движется вокруг воображаемого центра, но и вращается вокруг собственной оси. Круговые движения Багуа-чжан очень непохожи на прямолинейную атаку в Синъи-цюане, но быстрый темп и принцип тренировки внутренней силы у них общие и делают эти 2 стиля отличными от Тайцзи и Люхэбафа.

Синъи-цюань

Для стиля Синъи-цюань характерны быстрые удары руками. Выделяются 5 главных ударов, основанных на 5-ти базовых движениях: разрубании – пи, сверлении – цзуань, растягивании – бэн, взрывании – пао и пересекании – хэн. При их выполнении мышцы сначала расслаблены, а потом напрягаются; при нанесении удара практикующий обычно движется по прямой. Китайское слово «син» означает «форма», a «и» – «сознание». Итак, «синъи» можно перевести как «сознание определяет форму». Обычно создателем этого стиля называют воеводу Юэ Фэя (1103-1141), хотя весомых подтверждений этому не имеется. Документированная история Синъи начинается с конца династии Мин (1644). Мастер боевых искусств по имени Цзи Лунфэн из провинции Шаньси утверждал, что однажды он посетил некоего отшельника на горе Чжуннань и получил в дар книгу Цюань-цзин («Канон кулачного искусства»), написанную Юэ Фэем. В ней описываются боевые техники, подражающие движениям дракона, тигра, обезьяны, лошади, аллигатора, петуха, ястреба, ласточки, змеи, китайского страуса, орла и медведя. Изучив эту книгу, Цзи применил к ней свои собственные познания и придал завершенность этому стилю. За 300 лет, прошедших с тех пор, появились новые стили Синъи-цюаня. Мастера Синъи часто работали охранниками караванов в начале XIX века.

Люхэбафа

Предание относит создание стиля Люхэбафа («Шесть сочетаний, восемь методов») к династии Сун (960-1279) и связывает его с именем Чэнь Бо, отшельника, жившего на горе Хуашань. Это боевое искусство сочетает в себе стратегию и техники Тайцзи, Синъи и Багуа. В ходе тренинга отрабатывается «мягкое в жестком» и «жесткое в мягком». Передвижения могут быть как прямолинейными, так и круговыми. Используются все 3 дистанции боя (короткая, средняя и длинная), но высокие удары ногами не играют важной роли. Обычно Люхэбафа обучаются те, кто уже освоил 3 предыдущих стиля.

Лю хэ («шесть сочетаний») составляют теорию стиля, а ба фа («восемь методов») – основу практики. 6 сочетаний таковы:
1. Сочетание и координация тела и сознания.
2. Сочетание и координация сознания и мысли.
3. Сочетание и координация мысли и внутренней энергии – ци.
4. Сочетание и координация ци и духа – шэнь.
5. Сочетание и координация духа и движений.
6. Сочетание и координация движений и Вселенной.

Эти 6 сочетаний достигаются 8-мью методами:
1. Ци (дыхание) – управление дыханием путем сосредоточения.
2. Гу (кость) – укрепление силы в костях.
3. Син (форма) – подражание различным формам и позициям.
4. Суй (следование) – плавное, текучее реагирование на движения противника.
5. Ти (поднятие) – ощущение того, что ты подвешен на нити, выходящей из макушки головы.
6. Хуань (возвращение) – равновесие движения и позы.
7. Лэй (связывание) – поддержание полного спокойствия в сознании.
8. Фу (скрытность) – воздержание от преждевременной демонстрации своих намерений.

Автор: Ян Цзюньмин
Источник: книга «Цигун для здоровья и боевых искусств»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

1
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Антон

Отличная статья. Хорошо, что указали источник.
Спасибо