Ахимса - непричинение страданий ни мыслью, ни словом, ни действием

«Мановакхаяех сарвабхутанамапиданамахимса»

Ахимса означает непричинение кому-либо страданий или вреда ни мыслью, ни словом, ни действием. Это слово многими толкуется неправильно. В самом деле, некоторые так называемые ученые люди дают такое определение ахимсе, что, если строго следовать этому принципу, будет невозможно жить не только в обществе, но даже в лесу, в горах или в пещере. При таком толковании понятия ахимса не только запрещается убивать, но даже не разрешается защищаться. Обрабатывая землю, вы можете вызвать смерть множества насекомых и существ, живущих под землей. Следовательно, использование плуга недопустимо. Последователи такого понимания ахимсы говорят, что те, кто хочет вести религиозную жизнь, не должны использовать плуг сами, им следует для этого нанимать низко рожденных людей, чтобы спасти себя от греха разрушения жизни. Сахар нужно высыпать в муравейники, и не важно, есть пища у людей или нет. Бедняки должны делиться своей кровью для спасения насекомых – природных врагов человека.

Это неправильное толкование слова ахимса. Оно порождает лишь путаницу. Оно противоречит подлинной дхарме; оно противоречит самим основам существования. Даже процесс дыхания влечет за собой смерть множества микробов. Все они – живые существа, и для того, чтобы спасти их, нужно было бы перестать дышать. В таком случае должно быть прекращено и применение лекарств при заболеваниях, потому что лекарства вызывают разрушение болезнетворных бактерий. Если люди так понимают ахимсу, то где они смогут жить? Они должны будут отказаться даже от профильтрованной воды, так как процесс фильтрации воды предполагает разрушение микробов, вызывающих загрязнение. Получается, что невозможно пить и загрязненную воду; так как и в этом случае есть вероятность, что микробы могут погибнуть в желудке.

В постведийскую эру такая ахимса долгое время практиковалась в Индии, и в результате жизнь простых людей стала невыносимой. Население со страхом взирало на религию, пронизанную духом этой так называемой ахимсы. Им не оставалось ничего другого, как принять атеизм, и они сошли с пути дхармы. Лишенные какого-либо кодекса поведения и идущие на поводу у своего собственного эгоизма, эти атеисты стали обузой обществу и миру. Те, кто хотел проводить в жизнь религию, основанную на так называемой ахимсе, оказались, в сущности, оторванными от реальности и бесполезными для общества. Следовательно, в современную эпоху существует острая необходимость пересмотра этих исторических фактов под новым углом зрения.

За этой эпохой последовала другая, когда было распространено иное определение слова ахимса.

Согласно новому определению, «химса» означала причинение страданий живым существам, но не включала забой животных для еды. Эта идея совершенно ошибочна. Если причинение страданий равнозначно химсе, то убийство животных для еды также должно быть названо химсой, потому что животные не возлагают добровольно свои жизни на алтарь смерти ради нас.

Недавно стала известна еще одна интерпретация этого слова. Она чем-то похожа на второе, уже обсуждавшееся нами определение, но в ней нет даже простоты или искренности последнего.

Согласно этой интерпретации, ахимса означает ненасилие или неприменение силы. Возможно, именно эта интерпретация сильнее всего исказила значение слова ахимса. Во всех проявлениях жизни, больших или малых, индивидуум развивается, преодолевая противодействующие силы. Развитие жизни происходит за счет проявления силы. Если эта сила не проявляется должным образом, жизнь становится абсолютно пресной. Ни один умный человек не станет отстаивать такое положение, поскольку оно противоречит самим основам человеческой природы.

Сторонники ненасилия (ахимсы в их понимании) должны, следовательно, лицемерить и лгать всякий раз, когда они хотят использовать эту так называемую ахимсу в своих целях. Если жители одной страны завоевывают другую страну грубой силой, люди побежденной нации должны использовать силу, чтобы вернуть свою свободу. Использование силы может быть грубым или тонким, в результате чего телу и разуму завоевателей может быть причинен вред. Когда применяется какая-либо сила, это нельзя назвать ненасилием. Разве это ненасилие, если вы причиняете вред, но не собственноручно, а каким-то опосредованным образом? Разве бойкот, направленный против какой-либо нации,- не насилие? Поэтому я говорю, что те, кто считает ахимсу и ненасилие синонимами, должны постоянно прибегать к лицемерию для оправдания своих действий. Армия или полиция необходимы для управления страной. И если они не используют силу даже в случае необходимости, их существование не будет иметь смысла. Пуля не перестанет быть средством насилия, если на нее нанести символ так называемой ахимсы или ненасилия.

Кто недостаточно готов противостоять злоумышленнику, тот должен приложить все старания к тому, чтобы обрести силу, а затем правильно ее использовать.

Не будучи в состоянии сопротивляться злу, и даже не пытаясь приобрести способность к сопротивлению, можно, конечно, декларировать приверженность к ненасилию для того, чтобы скрыть собственную слабость перед своими оппонентами. Это может послужить политическим целям, но не защитит справедливость.

Значение слова ахимса в сфере садханы уже было объяснено. Согласно этому правильному толкованию человек должен вести себя так, чтобы его мысли или действия не причиняли никому страданий, не были несправедливыми по отношению к кому-либо. Любая мысль или действие с намерением причинить кому-либо вред определяются как химса. Существование жизни подразумевает уничтожение низших форм, неважно, есть ли при этом намерение причинить вред или нет. Процесс дыхания убивает миллиарды органических клеток. Вне зависимости от того, знаем мы об этом или нет, органические клетки умирают и разрушаются при каждом нашем действии.

Применение профилактических мер означает гибель миллионов болезнетворных микробов. Сельскохозяйственные вредители, паразиты, комары, клопы, пауки и т.д. также уничтожаются различными способами. Это необходимо для поддержания жизни человека; это делается без желания причинить им страдания. Следовательно, такие действия также нельзя отнести к химсе: они совершаются в целях самозащиты. В результате столкновений и трений внутри любой физической структуры и для поддержания структурной целостности в каждый момент времени во всяком живом существе постоянно протекают процессы образования и разрушения. Рис получается из зерен риса, и разве в зернах риса нет жизни? Они могут прорасти. Они тоже способны к самовоспроизведению. Для сохранения вашего физического тела вы готовите рис, убивая зерна риса. Имели ли вы какое-либо намерение причинить вред, приготовляя рис? Понятно, что жизнь в самой своей основе зависит от других форм жизни. И здесь не возникает вопроса, химса это или ахимса.

Если это рассматривать как химсу, то живые существа должны питаться кирпичами, песком и камнями. Необходимо будет прекратить даже дыхание или же покончить жизнь самоубийством.

Однако относительно еды нужно помнить две вещи. Во-первых, продукты питания желательно по возможности выбирать из числа тех существ, чье сознание развито относительно слабо; если имеются овощи, не должны забиваться животные. Во-вторых, прежде чем убить любое животное с более или менее развитым сознанием, всегда нужно подумать, нельзя ли выжить и остаться здоровым, не отнимая у него жизни.

Человеческое тело состоит из бесчисленного множества живых клеток. Эти клетки развиваются и растут с помощью таких же живых сущностей.

Природа ваших живых клеток будет формироваться в соответствии с той пищей, которую вы употребляете. Все эти клетки, вместе взятые, в конечном счете, будут в определенной степени воздействовать на ваш разум. Если клетки человеческого тела растут на испорченной и дурно пахнущей пище, или на свежем мясе животных, у которых преобладают низкие наклонности, естественно, что и в разуме будет преобладать склонность к плохому. Во всяком случае, практика неразборчивого питания, употребления всего, что есть под рукой, не заслуживает одобрения, если даже не стоит вопрос о химсе или ахимсе. Не живите по принципу: делаю, что хочу. Вы должны совершать действия после надлежащего обдумывания. Поддерживая свое существование, необходимо следовать определенной практике питания; в противном случае, это будет противоречить кодексу апариграхи.

Химса и применение силы – это не одно и то же. Иногда применение силы может привести к химсе, даже если не было намерения причинить страдание.

Если кто-то под давлением обстоятельств применяет против людей силу, и это приводит к химсе, таких людей на санскрите называются ататайи.

«Кхетрадарапахари ча шастерадхари дханапарах Агнидагарадашайва ша дете хьятатайинах»

Ататайи – это всякий, кто, используя грубую силу, хочет завладеть вашим имуществом, похитить жену, убить вас, лишить благосостояния, поджечь ваш дом или отравить. Если человек или нация желает захватить другую страну или часть ее, тогда использование физической силы против такого вторжения не противоречит принципу ахимсы. Более того, из-за неправильного понимания ахимсы, когда считают, что химса и применение силы – одно и то же, простые люди будут вынуждены страдать от недостатка средств к существованию и других лишений и не найдут своего счастья.

Иногда бывает так, что, не пытаясь разубедить суеверных, люди оскорбляют их чувства своим поведением. Внимательное изучение истории показывает, что противники идолопоклонства во многих случаях разрушали прекрасные храмы – уникальные памятники архитектуры. Они погубили прекрасные культовые изваяния – шедевры скульптуры.

Все эти действия – исключительно насильственные, потому что они причиняют ужасные страдания идолопоклонникам и, как следствие, идолопоклонники упрямо остаются приверженными идолам, хотя, возможно, они вполне осознают, что идолопоклонство бессмысленно. В результате тормозится не только духовное развитие идолопоклонников, но и развитие всего человечества. Стоит отметить: если в какой-то стране все без исключения откажутся от идолопоклонства, духовные люди, последователи Брахмачаръи, будут бережно хранить изваяния в музеях, осознавая их высокую художественную и эстетическую ценность. Они никогда не станут разрушать эти прекрасные произведения. Уничтожая произведения искусства, мы утрачиваем способность ценить прекрасное, что неприемлемо с любой точки зрения.

Когда сознание все еще привязано к религиозным и сектантским символам или подчиняется суеверным ритуалам, оно остается погруженным в грубые объекты. Любая бесцеремонная попытка прекращения подобных сектантских суеверий будет вызывать негативную реакцию в их умах и помешает садхане. Поэтому лучше помочь всем этим людям расширить свое сознание посредством Брахма бхаваны – Космической Идеации. Только в этом случае они смогут легко отказаться от своих суеверий.

Теперь, надеюсь, вы хорошо поняли принцип ахимсы – одного из аспектов Брахма садханы. Давайте рассмотрим случай, когда родители наказывают детей: чем это является – химсой или ахимсой. Нет, химсой это не является, потому что здесь нет намерения причинить вред или страдание. Цель такого наказания не в том, чтобы заставить ребенка проливать слезы, а всего лишь в том, чтобы он исправился. Вне зависимости от личности действующего – начальник это или грабитель, джентльмен, друг или кто-либо еще – никакое действие, совершаемое с благой целью исправления, не может быть названо химсой, как бы грубо оно ни выглядело.

Итак, должно быть ясно, что в повседневной жизни нетрудно следовать по пути настоящей ахимсы. В жарких странах употреблять мясо в пищу вредно, особенно там, где овощи имеются в изобилии. Однако употребление мяса по медицинским показаниям, как составной части лечения или в качестве диеты после болезни не может быть названо химсой или чревоугодием, потому что оно употребляется в силу обстоятельств только для поддержания жизни. В очень холодных странах в силу необходимости люди едят мясо животных, одеваются в шкуры и жгут животный жир.

Героизм проявляется в борьбе с захватчиками. Рассмотрим Рамаяну – великую эпическую поэму. Она описывает Шри Раму, ведущего войну до последнего против Раваны, похитившего его жену. Действия Шри Рамы несомненно не противоречили принципу ахимсы, потому что он вторгся на Ланку без желания захватить земли или причинить вред.

Рассмотрим Махабхарату. Махапуруша Шри Кришна настаивал, чтобы Пандавы подняли оружие против Кауравов, потому что Кауравы были агрессорами (ататайи), они овладели землями силой. Никто не осмелится обвинить само воплощение любви, Шриман Махапрабху, одного из величайших революционеров в социальной и духовной области, в приверженности к путям, связанным с химсой, но и он набрасывался как лев на деспота кази (судью). Если бы химса и применение силы были синонимами, Махапрабху – воплощение милосердия – не поступал бы так.

Применение силы против агрессора – доблесть, а воздержание от такого применения силы – трусость. Но слабые люди должны оценивать свои силы перед вступлением в конфликт с сильным агрессором; в противном случае, если борьба началась, когда у вас недостаточно сил, несправедливость может временно восторжествовать. В истории такая ошибка была названа «глупостью Раджпутов». Раджпуты всегда храбро шли вперед, сопротивляясь нашествию Мугхалов. Нет сомнения, что они сражались доблестно, но они выступили на врага, не учитывая своих сил. Раджпуты страдали от интриг и внутренних разногласий и, как следствие этого, всегда проигрывали сражения и гибли героической смертью. Следовательно, необходимо обрести достаточную силу перед объявлением войны агрессору. Простить агрессоров до того, как они изменятся, значит потворствовать несправедливости. Конечно, если вы поймете, что агрессор стремится уничтожить вас вне зависимости от того, применяете вы силу или нет, лучше умереть, нанеся удар лучшими имеющимися силами, не ожидая, когда их накопится достаточное количество.

Автор: Шри Шри Анандамурти
Источник: книга «Руководство к поведению человека»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии