Набхи-мудра - символ неба: техника исполнения и действие

Техника исполнения

Набхи-мудра заключается в касании неба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений.

Действие

Набхи-мудра в варианте вайю-набхи-мудры есть необходимый элемент практики всех асан, имеющий большое значение для придания им качества психоэнергетических практик. Кроме того, изучение набхи-мудры позволяет практикующему реально ощутить пранические потоки в теле.

Данный эффект набхи-мудры в значительной степени усиливается, если ее совмещают с несколькими напряженными круговыми движениями плечевых суставов назад или вперед.

3 основных варианта набхи-мудры

Вайю-набхи-мудра
Агни-набхи-мудра
Джала- или сома-дхара-набхи-мудра

Вайю-набхи-мудра

Это касание кончиком языка твердого неба непосредственно над верхней десной. Именно вайю-набхи-мудра удерживается все время при практике любых упражнений, кроме тех случаев, когда предписано иное положение языка. Замыкает контур циркуляции вайю-праны – силы воздуха, имеющей ключевое значение для общего управления процессами, происходящими в тонком теле.

Агни-набхи-мудра

Касание кончиком языка твердого неба в том месте, где оно переходит в мягкое небо. Применяется при практике мудр и пранаям, когда необходим импульс нисходящего потока огня.

Джала- или сома-дхара-набхи-мудра

Касание мягкого неба как можно ближе к глотке. Применяется при практике пранаям и созерцательных техник, когда необходим импульс нисходящего потока силы воды или потока сомы. Иногда положение точек контакта несколько изменяется, и, чтобы отыскать положение точки замыкания, необходимо провести языком по небу в области расположения той или иной точки. При достижении точного места контакта тело ощутит нисходящий поток – внутренний «дождь» или «душ», по поверхности кожи «пробегут мурашки».

После выполнения каждой асаны или блока асан необходимо некоторое время посидеть неподвижно с вертикальным прямым позвоночником, дождавшись прохождения по телу пранического импульса. Если ощущение не появляется, следует несколько раз провести по небу языком от верхних зубов до глотки и обратно, то есть выполнить последовательно все 3 варианта набхи-мудры, один из которых непременно «сработает», указав на то, поток силы какой стихии и какую цепь энергетических каналов тело предпочитает использовать для саморегуляции в данном конкретном случае (особо глубокий вариант джала-набхи-мудры именуется кхечари-мудрой и является совершенно особой практикой).

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии