«Система накопления знаний» - единственный естественный метод развития памяти

«Система накопления» не зависит от каких-либо уловок, намеков и прочее, но исходит из той теории, что развитие памяти должно идти постепенно и легкими переходами. Она имеет в виду развитие непосредственно самой памяти, а не перегружение ее «методами». Ее основная мысль та, что память, подобно мускулам, должна развиваться постепенно, при помощи легких, постоянно повторяемых упражнений. Это не метод фокусов для запоминания, но система развития и упражнения памяти, пока та не будет способна припоминать, не прибегая к фокусам или искусственным методам. Такое же постепенное развитие наблюдается и в природе; все живое развивается постепенно от семени до полного расцвета. Одновременно эта система способствует запоминанию наиболее обширных предметов.

«Система накопления» не нова

Это лишь обновленная древняя система, бывшая в употреблении у народов Востока для приучения памяти сохранять безошибочно тайные философские и религиозные учения. Причина прекращения практикования старой системы заключается в том, что в былые времена, до изобретения книгопечатания, очень немногие умели писать, да и рукописи могли свободно затеряться, уничтожиться, а ученые боялись доверять свое учение пергаменту или какому-либо другому, находившемуся под рукою материалу для письма. Таким именно образом они упражняли память своих учеников, пока эти последние не оказывались в состоянии запомнить книги, большая часть которых по объему превосходила «Библию». Философские, религиозные сочинения и даже законы передавались именно так в течение многих столетий, совсем не будучи записаны. Даже и теперь таким способом еще передаются ритуалы тайных обществ ввиду того, что правила последних запрещают писать или печатать некоторые части этих ритуалов.

С изобретением печатания, когда стало уже очевидным, что можно напечатать тысячу копий одной и той же книги, и чрез это уменьшилась возможность ее потери, сама собой устранилась и необходимость изустной передачи учений, а с нею и древнее искусство заучивания наизусть. Люди находят излишним запоминать вещи, которые всегда можно найти в книгах у себя на полке. Они не учли того, что, изъяв из употребления старую систему, они теряют не только искусство запоминать объемистые сочинения, но и искусство управлять памятью для запоминания обыденных вещей; вывод ясен: в наше время человек с хорошей памятью оказывается редкостью; даже более того: многие склонны считать, что хорошая память – это какая-то ненормальность и что вполне естественно обладать плохой памятью. Они не сознают, что каждый человек может развить свою память далеко за пределы того, чем он сейчас обладает. Конечно, некоторые люди помнят лучше других, но человек с плохой памятью может при развитии ее соответствующими упражнениями помнить гораздо лучше человека, обладающего памятью хорошей, но не подкрепляемой упражнением.

«Система накопления» отличается от других систем тем, что она не учит, как вспомнить вещь по ее ассоциации с другой вещью, вспоминаемой легче, или с вещью, уже запечатлевшейся в памяти. Вместо этого она старается так развить, укрепить и, усовершенствовать ум, чтобы он с легкостью мог передавать памяти все, что угодно, и так же легко припоминать забытые вещи при помощи воли.

Одна из прекрасных сторон в этой системе – та, что, упражняясь, вы в то же время снабжаете память ценными сведениями и знаниями и, снабжая ее интересными вещами, одновременно развиваете и саму память. Надо, таким образом, помнить, что огромное значение системы заключается не просто в искусстве запомнить длинные поэмы, речи и проч., а в развитии и укреплении самой памяти. И эта система не только развивает у памяти способность сохранять впечатления в уме, но и упраздняет необходимость припоминания, так как быстро вызывает то, что было запомнено. Результаты серьезного изучения и применения этой системы таковы: 1) специально изученная вещь легко запоминается, долго помнится и быстро припоминается; 2) замечается непрестанный рост способности запоминания и 3) способность припоминания при посредстве воли заметно возрастает и усиливается.

«Система накопления» основывается на той теории, что способность запоминания и припоминания может сильно возрастать от системы прогрессивных упражнений и частого пересматривания.

Пусть изучающий выберет для запоминания что-либо для себя интересное или что ему нравится. Любимая поэма при достаточной своей обширности – хороша. Для одних, например, хорошо подходит книга псалмов или сборник поговорок; для других же легче запоминать стихи «Библии», чем стихотворения. Начинайте с одного библейского стиха или одной строфы поэмы, при условии, что она будет иметь не более 4-6 строк. Если она длиннее, разделите ее на части, каждая из которых должна заключать указанное число строк. Заучите хорошенько отрывок, так чтобы вам можно было быстро его декламировать и понимать все его части. Учить следует не только звук, но и печатный вид его; его главные слова, их размещение и значение; словом, учите его, на первый день этого будет достаточно.

На следующий день должно припомнить и повторить вслух вчерашний отрывок. Затем, выучив тем же образом следующий, повторите оба отрывка вместе.

На третий день следует пересмотреть выученное и заучить мысленно третий и, присоединив к первым, повторить все их вместе.

Упражнение это следует продолжать в течение месяца, заучивая и прибавляя по отрывку ежедневно и часто повторяя сразу все выученное. Никакое повторение не будет слишком частым. Вся суть в повторении, и не следует уклоняться от этой части работы. Постоянным прибавлением запоминаемых отрывков развивается способность запоминания, тогда как постоянным повторением достигается развитие и укрепление возможности легкого припоминания. Приобрести хорошее, ясное умственное впечатление не всегда просто и легко, но для вас умение помещать и выносить вещи, спрятанные в вашей умственной кладовой, является жизненною необходимостью. Это не только знакомит вас с отдельными предметами, выносимыми ежедневно, но и развивает также «сноровку» находить требуемые предметы в умственной кладовой и выносить их, когда нужно, на свет.

Вначале вам, вероятно, придется часто прибегать к книге, чтобы прибавить упущенное слово или строчку. Это не должно охлаждать вас, потому что скоро вы преодолеете свою неловкость. Напрягать понапрасну память, чтобы припомнить ускользнувшую строчку или слово, не следует. Если нужно, обращайтесь как можно чаще к книге, потому что это лучше, чем пропускать забытые слова или сомневаться в их правильности. Не следует учить небрежно, учите настойчиво, точно и безусловно правильно. Следуя этому правилу с самого начала, ум быстро приобретает нужную способность. Не следует пропускать ни одного дня. Для вас будет гораздо удобнее выучивать немного строк ежедневно, чем большее количество через известный промежуток времени. Воля и память укрепляются правильными упражнениями и практикой. Вся серия упражнений служит для развития и укрепления силы воли изучающих, а приобретенная таким образом сила будет полезна и для работы другого рода.

Со второго месяца начните заучивать две строфы в день вместо одной. Весь второй месяц продолжайте заучивать по две строфы ежедневно с повторением как раньше выученных, так и выученных в первый месяц, пока не освоитесь совершенно с системой двух строф. Вы обнаружите, что работа второго месяца по трудности не отличается от первого. Две строфы усваиваются так же хорошо, как и одна. Вы увидите, что ваша память опередила прирост работы, и вам уже легко заучивать 3 или даже 4 строфы в день, но придерживайтесь двух и не пытайтесь идти дальше. Успешность этой системы во многом зависит от того, что она по примеру самой природы развивает изучающего постепенно. Надо помнить, что секрет возрастания силы припоминания заключается только в повторении.

С третьего месяца принимайтесь за 3 строфы, поступая как и раньше и увеличивая ежедневно ваш запас с повторением того, что уже заучено. На четвертый месяц учите по 4 строфы в день и т.д. Понятно, есть предел такому постоянному приросту. Предел этот колеблется в зависимости от индивидуальности изучающего, но и самые отсталые могут достичь изумительного искусства при крайне небольшом усилии, следуя лишь методу последовательного прогрессирования.

Если спустя несколько месяцев заучивание будет требовать больше времени, чем вы можете ему посвятить, то оставьте дальнейшее заучивание и займитесь исключительно повторением. Позднее, если у вас не будет времени даже на повторение всего, то разделите заученное на 2 половины, повторяя первую часть сегодня, а вторую завтра.

Если спустя некоторое время заучивание новых строф будет утомлять, то хорошо на время прекратить эту часть упражнения, но продолжать только повторение, употребляя на него все время, назначенное на заучивание. Иногда та часть мозга, которая работает над получением впечатлений, возмущается против естественного труда, но зато другая его часть, припоминая уже заученное, является ясной и вполне готовой к работе.

Изучающему будет видно, какой способ исполнения этой работы подходит к его характеру. Он может разнообразить и улучшать предлагаемый нами план; но лишь при условии – не упускать повторения. Прекратите изучение наизусть новых строф, но отнюдь не прекращайте повторения. Увеличивающаяся сила памяти заключается в частом повторении. Повторение, сначала несколько утомительное, вскоре будет доставлять вам удовольствие и радость от сознательного увеличения силы воли, придающей этому занятию большой интерес.

При отсутствии времени для выполнения всего здесь указанного вы можете изменить план, заучивая указанным способом мелкие стихотворения и заканчивая каждое так, чтобы помнить его во всякое время, а потом переходите к другому, посвящая ему все свое время и внимание. Но, выучив второе, повторите и первое. Продолжайте повторять заученное в часы досуга и при удобном случае и посвящайте вашу каждодневную работу новому, пока оно не будет выучено в совершенстве. Упражняйтесь в припоминании вещей, заученных вами в прошлом, так как частым припоминанием вы укрепляете эту способность.

При неимении у вас времени для выполнения повторения возьмитесь за что-нибудь другое, отличное от первого, но не забывайте при случае повторять и старое.

Впоследствии вы, вероятно, заметите, что некоторые строфы вспоминаются легче других. Оставлять трудных не следует, хотя бы вам и пришлось тратить на них времени больше, чем на легкие. Вы должны упорно работать над трудными, так как, укрепляя этим слабые стороны вашей способности запоминания или припоминания, вы, кроме того, вырабатываете добавочную силу воли.

Занимаясь по этой системе несколько месяцев, вы убедитесь в возможности удержать в памяти при наименее частом повторении все что пожелаете; изменяя план занятий в зависимости от увеличивающейся способности, повторяйте хорошо выученное лишь один раз за большой промежуток времени. Но полезно повторять небольшой отрывок чего-либо ежедневно, чтобы дать какое-нибудь упражнение для новых способностей.

Придет время, когда вы сознаете, что дошли до предела в количестве строф, которые возможно запомнить зараз. Нельзя же вам вечно идти дальше, каждый месяц прибавляя по ежедневной строчке. По достижении этого времени прекратите ежемесячное прибавление и остановитесь. Продолжая учить и повторять, все-таки ограничьте ваши строчки наивысшим легко запоминаемым числом. Нужно помнить, что главная цель опыта не в том, сколько можно сделать, но в том, чтобы дать вам необходимую практику и развитие. Приостановив на время свои занятия и не увеличивая числа строк, вы, однако, внезапно увидите, что память ваша может преодолеть и гораздо большую, чем дневная, работу. Но что бы вы ни делали, беритесь за малое. Во всяком случае вы найдете, что способность ваша припоминать возрастает, по-видимому, беспредельно.

Выучите хорошенько одно и тогда уже беритесь за другое. Лучше знать в совершенстве одну вещь, чем несколько, но плохо. Не следует переходить к новой строфе, не преодолев старую. Не следует торопиться и браться за слишком многое сразу.

Ученик обыкновенно бывает слишком горяч. Начиная с пылкостью, он скоро устает, не уйдя еще далеко. Лучше придерживаться малого и развиваться естественно, подобно растению, которое превращается из зародыша в побег, из побега формирует ствол, потом ветви, листья и, наконец, цветы.

Усталым приниматься за это упражнение не следует, ибо при таких условиях вам не получить ясных впечатлений и не запомнить ясно и отчетливо. Утро, как утверждают многие,- самое подходящее время для этих упражнений.

Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии