Эволюция элементов: шива-таттва, видья-таттва и атма-таттва


Тантра говорит, что макрокосм неотделим от микрокосма. Таким образом, весь закон космического проявления и уничтожения заложен в каждом индивидууме. Как физические и ментальные особенности индивидуума заложены в молекуле ДНК, так и молекулярная структура человека содержит прототип космических характеристик. Этот космический опыт творения и уничтожения символически выражается в форме кундалини-шакти.

Кундалини есть пара-шакти, тончайший вид энергии и неотъемлемая часть чистого сознания. Хотя энергия и сознание разделились и приняли различные формы, чтобы положить начало всему творению, в физическом теле они всегда стремятся к соединению, чтобы вновь испытать космическое единство, из которого они эволюционировали.

Тантрическая символика включает в себя несколько образов, выражающих эти 2 вселенских аспекта в физическом теле:

  • Шакти, или энергия, находящаяся в скрытом состоянии в основании позвоночного столба, изображается в виде свернувшейся змеи, известной как кундалини.
  • Шива, или сознание, пребывает в высшем духовном центре, сахасрара чакре, которая располагается в верхней части головы в форме кристаллического шивалингама. Когда высшая энергия, или кундалини, пробуждается благодаря практике Тантры, сознание освобождается от материи тела.

Это происходит в несколько этапов и до окончательного соединения энергии и сознания (шива-шакти) в сахасраре, они соединяются на различных уровнях в чакрах. Полное соединение в сахасрара-чакре отражает в точности изначальное представление о предшествующем творению единстве между Шивой и Шакти.

Таким образом, мы можем понять, что космическое развитие от единства к разнообразию заложено в каждом из нас. Тантрическая философия постулирует, что вселенная материи и энергии эволюционировала от изначальной природы Шакти, которая представляет чистое сознание. Ее космическим двойником и сотворцом является Шива, или чистое сознание, который существует как сознающий разум, отличный от нее и ее производных.

В противоположность Шакти, которая постоянна, вечна и активна, Шива в изначальном состоянии является постоянным и вечным, но бездействующим. Благодаря присущей Шакти потенции творить, она известна, как причинная форма творения или мула-пракрити.

Хотя Шива и Шакти постоянно разделяются, чтобы дать появиться индивидуальному сознанию, в своем космическом проявлении они всегда сосуществуют бок о бок. Таким образом, Шива и Шакти имеют как космический, так и индивидуальный аспекты. Индивидуальный аспект шивы-шакти появляется как двойственная сила только вследствие затемняющего действия майи, иллюзорной энергии, заложенной в принципе Шакти.

Шива и Шакти вместе дают начало непроявленному космосу, «авьякте», так же как проявленной вселенной, «вьякте». Первые проявления космического процесса творения известны как нада, бинду и кала:

  • Нада буквально означает «вибрация». Являясь частью авьякты, или непроявленного творения, она существует как космическая вибрация. Во вьякте, или проявленном творении, она существует как звук различных частот.
  • Бинду означает точку или ядро.
  • Кала есть луч или сила, которая исходит из ядра, или бинду.

Аналогия этому обнаруживается в вопросе науки о частице и волне энергии. Спорный вопрос, который мучает ученых, состоит ли свет из частиц или из волн, остается неразрешенным по сегодняшний день. Наука никогда не давала ответа на него, не считая утверждения, что это есть и то, и другое. Тантра установила, что существует и частица (бинду), и луч или волна (кала). Более того, она утверждает, что этот фундаментальный дуализм затрагивает весь диапазон физического творения.

Космические проявления Шивы и Шакти как нады, бинду и калы взаимодействуют и дают начало грубым и тонким элементам, из которых состоит человек. Тантра считает, что человеческое тело на грубом, тонком и причинном уровнях состоит из 36 элементов. Эти 36 таттв охватывают весь спектр человеческого существования и опыта. Но окончательное определение человеческой формы включает еще 15 элементов, увеличивая их общее количество до 51. Все они соответствуют 51-й букве санскритского алфавита. Составляющими этих 15 дополнительных элементов являются «сапта-дхату», или 7 основных «соков» в теле, «панча-вайю», или 5 жизненных потоков, и «тригуна», или 3 основных качества.

В таттва-шуддхи мы имеем дело только с 25-ю из этих таттв. Но для более широкого представления о том, из чего мы состоим, необходимо понимать весь процесс творения, или «сришти» с точки зрения Тантры. 36 таттв классифицируются по 3-м категориям:

Шива-таттва
Видья-таттва
Атма-таттва

Шива-таттва – необусловленные элементы макрокосмического сознания

Шива-таттва состоит из 5 чистых элементов, которые связаны с абсолютным сознанием. Первые две из шива-таттв состоят из шивы как чистого сознания, или «чит» в соединении с шакти как чистой энергией, или «чит-шакти». Шакти присущи 3 творческих аспекта:

  • «ичха» – энергия воли;
  • «крийя» – энергия действия;
  • «гьяна» – энергия знания.

Эти 5 необусловленных таттв являются частью макрокосмического, или вселенского сознания, которое символически выражается как соединение шива-шакти или космическое переживание. Присущие чит-шакти 3 аспекта – ичха, крийя и гьяна – остаются скрытыми до момента творения. Эти 5 элементов, составляющих шива-таттву, остаются до момента творения соединенными как одно целое, без разделения или разнообразия. Первый признак разделения в этом единстве ведет к развитию видья-таттв, которые являются частью микрокосмического сознания.

Видья-таттва – необусловленные и обусловленные элементы микрокосмического сознания

Видья-таттва, состоящая из 7 тонких элементов, относится как к абсолютному, так и к покрытому сознанию. Развитие видья-таттвы ответственно за ограничения, которые начинают проявляться на необусловленных в ином случае таттвах. На этой стадии шива или сознание остается совершенным в самом себе, но окутывается присущей чит-шакти покрывающей силой, то есть майей. Здесь майя действует через 5 ограничительных аспектов, известных как «канчуки». Канчука буквально означает «футляр» или «обертка», и канчуки вместе действуют, как покрывающая ядро скорлупа. Каждая канчука ограничивает космическую силу шивы-шакти в одном аспекте.

Ограничительные аспекты, или канчуки, порожденные майей, следующие:

  1. Калаа – та которая ограничивает силу крийя-шакти, или способность делать все.
  2. Авидья-видья – та, которая ограничивает силу гьяна-шакти, или способность знать все.
  3. Рага – та, которая ограничивает силу ичха-шакти созданием желания и привязанности, порождая тем самым постоянную неудовлетворенность.
  4. Каала – та, которая ограничивает вечное существование созданием понятия времени, связанного с жизненными изменениями, а именно: рождением, ростом, созреванием, увяданием и умиранием.
  5. Нияти – та, которая ограничивает свободу воли (пурушартха) созданием идеи предопределенности и судьбы, привязывая тем самым индивидуума к бесконечному циклу рождения и смерти. Таким образом, в этой стадии мы видим вездесущность, всеведение и всемогущество единства шивы-шакти, покрытыми энергией майи, творящей понятие двойственности. Это в действительности означает, что есть шива и шакти в состоянии, предшествовавшем творению; существовавшие как одна единица сознания, в процессе творения кажутся принявшими различные формы под действием энергии майи. На самом деле они всегда остаются такими, какие они есть, и в человеческих существах их единство представлено сознанием Высшей Души (параматмы), которую индивидуальная душа (дживатма) считает под влиянием иллюзии отличной от себя.

Субъективно этот процесс майи имеет результатом дихотомию субъекта и объекта, в противоположность соединенному переживанию шивы и шакти, и объективно он имеет результатом творение различных физических форм, из которых состоит вселенная. В этой точке эволюции зарождаются двойственность, разделения и противоположности. Это ведет к развитию атма-таттв, или обусловленных элементов, которые составляют материальную вселенную. Это те обусловленные элементы или атма-таттвы, с которыми мы имеем дело в практике таттва-шуддхи.

Атма-таттва – обусловленные элементы индивидуального сознания

Атма-таттва состоит из 25 элементов, которые относятся к покрытому сознанию. На этой стадии развития макрокосмические элементы под влиянием видья-таттв принимают различные формы, чтобы проявиться в физической вселенной. Во-первых, шива-таттва изменяется в «пуруша-таттву», или чистое сознание в человеке, представляющее внутренний основной центр в каждой личности. Шакти-таттва. изменяется в «пракрити-таттву», или кинетический принцип, представляющий дремлющую энергию кундалини-шакти, которая находится в основании позвоночного столба, хотя в этой физической форме изначальная сила шивы-шакти всегда ограничена майей.

Развитие после проявления первоматерии (пракрити) известно как «паринама», или реальная эволюция, поскольку теперь сознание разделяется во времени и пространстве или в субъективном и объективном «я». То, что сказано в понятиях развития о предшествовавшем этому этапу, есть в действительности состояние, в котором шакти принимает различные аспекты с намерением творить, но без проявления. Таким образом шакти-таттва, сохраняя пока свое изначальное состояние, принимает предварительно аспекты нада, бинду, кала, ичха, гьяна, крийя и майя.

3 аспекта чит-шакти – ичха, крийя и гьяна – теперь изменяются в 3 гуны: тамас, раджас и саттва:

  • ичха-шакти изменяется в тамогуну, которая олицетворяет инертность;
  • крийя-шакти – в раджогуну, которая олицетворяет деятельность;
  • гьяна-шакти – в саттва-гуну, которая олицетворяет сияющее знание.

Вместе эти 3 гуны управляют человеческой жизнью и определяют характер следующей стадии, отличающейся аспектами буддхи, ахамкара, манас и читта, составляющие внутренний инструмент человека, посредством которого действует сознание.

  • Буддхи – известный также как махат, есть высший разум, который проявляет свою полную потенцию под влиянием саттва-гуны.
  • Ахамкара – принцип отдельного бытия, или эго, который ставит на первое место существование «Я».
  • Манас – ум, или ментальная способность к мысли/противоположной мысли.
  • Читта – скопление прошлых впечатлений, или самскар.

Именно в этот момент материя начинает преобладать над духом, давая начало разнообразию творения. Ахамкара дает начало грубым элементам, индриям, танматрам и таттвам, которые распределяются по 5-членным группам:

  • Танматры (тонкие сущности)
    1. Шабда – звук; тонкая сущность акаша-таттвы.
    2. Спарша – осязание; тонкая сущность вайю-таттвы.
    3. Рупа – форма; тонкая сущность агни-таттвы.
    4. Гандха – запах, тонкая сущность притхви-таттвы.
    5. Раса – вкус; тонкая сущность апас-таттвы.
  • Таттвы
    1. Акаша – эфир; отвечает за вакуум и пространство.
    2. Вайю – воздух; отвечает на непрерывное движение.
    3. Агни – огонь; отвечает за теплоту.
    4. Апас – вода; отвечает за текучесть.
    5. Притхви – земля; отвечает за силу сцепления, тяжесть.
  • Гьянендрии (органы знания)
    1. Шротра – уши, чувство слуха; восприятие звука.
    2. Твача – кожа, чувство осязания; восприятие прикосновения или ощущения.
    3. Чакшу – глаза, зрительное чувство; восприятие формы.
    4. Джива – язык, чувство вкуса; восприятие вкуса.
    5. Гхрана – нос, обонятельное чувство; восприятие запаха.
  • Кармендрии (органы действия)
    1. Вак – речь; орган словесного выражения.
    2. Пани – рука; орган хватания.
    3. Пада – нога; орган передвижения.
    4. Упастха – половой орган; орган воспроизведения.
    5. Пайю – задний проход; орган эвакуации.

В практике таттва-шуддхи мы сознательно воссоздаем процесс эволюции и инволюции, испытывая каждый элемент отдельно, но как часть сложного целого. Мы начинаем осознавать взаимозависимость элементов и их важную роль во взаимодействии сознания и энергии. Таким образом 25 элементов очищаются.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии