Ум: психическое питание и пищеварение

3 уровня психического питания | Психическое пищеварение | 3 состояния: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон

Как обрести здоровый ум? Как добиться того, чтобы наше сознание, равно как и тело, стало сильным, гибким, упругими выносливым? Для восстановления психического здоровья нужно следовать специальным правилам, точно так же, как и для излечения от физического недуга. Но еще важнее то, что ум, как и тело, нуждается в правильном питании.

Ум – особый организм, являющийся частью Природы. Как и другие организмы, он тоже имеет свой цикл питания, в рамках которого он поглощает вещества (например, впечатления), необходимые ему для роста и развития, и выделяет потенциально токсичные отходы (например, негативные эмоции). Пища для ума, как и пища для тела, служит источником энергии, необходимой для нормальной работы. Ум испытывает определенные нагрузки и совершает определенные действия, и для выполнения этих функций ему необходима здоровая пища.

Большинство из нас заботится о питании тела, но лишь немногие задумываются о том, чем накормить свой ум. Мы слишком часто идем на поводу у эмоциональных побуждений и не следим за тем, чтобы наш ум питался как положено. В результате ум расстраивается. Естественная для него тяга к свету и знанию превращается в поиск удовольствий и средств для самовозвеличения. Чтобы ум перестроился, необходимо внести изменения в его рацион. Если не изменится то, что он поглощает, не сможет измениться и то, что он вырабатывает. Но чем же питается ум? До тех пор пока мы не проясним этот вопрос, продвинуться к восстановлению психической гармонии будет сложно. В этой статье мы рассмотрим основные факторы психического питания, а также опишем методы улучшения психического пищеварения.

3 уровня психического питания

  • Физический уровень – пища. Первый уровень психического питания – наша физическая пища, источник плотных элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира. Субстанция переваренной пищи идет не только на строительство мозговых и нервных тканей, но и на развитие тонкой материи ума. 5 плотных элементов непосредственно служат развитию физического тела, а опосредованно – развитию ума. Например, элемент земли, поступающий к нам с пищей (особенно с белками), используется для построения плотной материи тела и, в то же время, делает ум более практичным и стабильным, повышая в нем содержание земли.
  • Тонкий уровень – впечатления. Второй уровень психического питания – впечатления и ощущения, поступающие к нам посредством органов чувств. Впечатления от внешнего мира – цвета, формы, звуки и т. д. – формируют 5 тонких элементов. 5 функций органов чувств непосредственно служат развитию внешнего ума (манас), а опосредованно – внутреннего ума (глубинного сознания, читта). Сенсорными впечатлениями окрашиваются наши мысли и глубинные чувства. Кроме того, манас воспринимает ментальные и эмоциональные впечатления, влияющие на него сильнее, чем физические ощущения.

Соответствия между плотными и тонкими элементами

пищавпечатления
ЗемляЗапах
ВодаВкус
ОгоньЗрительные ощущения
ВоздухТактильные ощущения
ЭфирЗвук
УмМентальные и эмоциональные впечатления
  • Каузальный уровень – гуны. Третий уровень психического питания – уровень 3-х гун: саттва, раджас и тамас. Это самый глубокий уровень, им определяется природа глубинного сознания (читта). Плотные и тонкие элементы (пища и впечатления) влияют на наше глубинное сознание в соответствии с гунами, из которых они состоят. Особенно сильное влияние оказывают гуны тех людей, с которыми мы общаемся на уровне сердечной близости. Ведь личные отношения – источник самых глубоких впечатлений. Вот почему правильное общение играет в психотерапии важную роль. Гуны – базовый слой материи (пракрити). Их невозможно уничтожить, но можно изменить количественный состав, изменив образ питания, впечатления и контакты с людьми. Саттвичная пища, саттвичные впечатления и контакты усиливают качества саттвы – любовь, ясность, спокойствие. Раджастичная пища, впечатления и контакты усиливают качества раджаса – страстность, критичность, беспокойность. Тамастичная пища, впечатления и контакты усиливают качества тамаса – бесчувственность, невежество, инертность. Читта, наше глубинное сознание, – конечный продукт переваривания пищи, впечатлений и контактов с людьми.

Чтобы сознание оставалось здоровым, необходимо заботиться обо всех 3-х уровнях питания. Впечатления и общение с людьми – основные составляющие жизненного опыта.

Психическое пищеварение

Принимать во внимание следует не только природу самой пищи, но и нашу способность переваривать эту пищу. При слабом пищеварении даже хорошая пища может превратиться в токсины. Аналог телесного пищеварительного огня (агни) существует и на уровне ума. Это – разум (буддхи). Предназначение ума – обеспечивать душе накопление опыта и способствовать ее освобождению. Переваренный и усвоенный опыт приносит свободу и ведет к расширению сознания, точно так же, как переваренная пища дает энергию, позволяющую нам работать. Непереваренный опыт превращается в токсины, которые вызывают различные патологические изменения в уме точно так же, как непереваренная пища вызывает заболевания на физическом уровне. Хорошо переваренная пища приносит телу пользу, а плохо переваренная становится причиной болезней. Точно так же хорошо переваренный опыт радует ум, а плохо переваренный вызывает психические расстройства.

Схема психического пищеварения схожа с последовательностью переваривания физической пищи.

  • Внешний ум и органы чувств – сбор впечатлений. Впечатления попадают в поле ума посредством органов чувств, подобно тому как пища поступает в тело с помощью рук и рта. Эти впечатления накапливаются во внешнем уме (манас), который только подготавливает их к перевариванию. Внешний ум соответствует желудку физического тела, в котором пища накапливается, перемешивается и размягчается, но полностью расщепиться на составные элементы и усвоиться не может.
  • Разум – переваривание опыта. После того как впечатления накопились, перемешались и «размягчились» в сфере внешнего ума, разум (буддхи) приступает к их перевариванию. Разум – это агни, пищеварительный огонь ума. Из физических органов ему соответствует тонкий кишечник. Разум переваривает впечатления и превращает их в опыт. Текущие события становятся воспоминаниями. Психическое пищеварение зависит от нормальной работы разума, позволяющего нам отличать истинную суть опыта от его внешних имен и форм. Благодаря разуму мы можем усваивать саттвический компонент опыта и избавляться от раджастической и тамастической составляющих. Нарушение психического пищеварения происходит в случае, когда нам не удается преобразовать имена и формы опыта в энергии истины. Тогда непереваренные имена и формы накапливаются в поле нашего ума и притупляют восприятие. Мы начинаем принимать внешние формы объектов за их истинное значение.
  • Сознание – усвоение опыта. Когда разум переварит очередную порцию впечатлений, они проникают в форме опыта или воспоминаний в слой глубинного сознания (читта), воздействуя на него согласно своим свойствам (гуны). Опыт, поглощенный глубинным сознанием, становится частью его структуры, – точно так же, как переваренная пища становится частью тканей физического тела. Опыт, не переваренный должным образом, наносит ущерб самому уму, подобный тому как непереваренная пища повреждает ткани тела. Опыт, переваренный как следует, не оставляет шрамов и рубцов на уме. Он позволяет нам жить и действовать спокойно и уверенно. Рассмотрим на нескольких примерах, как проходит этот процесс. Если мы с открытым сердцем любуемся прекрасным закатом это впечатление легко переваривается и привносит в наше глубинное сознание энергию света и покоя. Если кто-то нападает на нас и пытается нас ограбить, наш ум выходит из равновесия. Переварить такое впечатление нелегко, и оно оставляет осадок в виде гнева, фрустрации или страха. Наша жизнь полна ситуациями такого рода. Непереваренный опыт снова и снова всплывает из глубин подсознания, вторгаясь в текущее психическое состояние, – до тех пор, пока мы не осознаем этот осадок и не избавимся от него.

3 состояния: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон

  • В состоянии бодрствования мы накапливаем впечатления с помощью внешнего ума (манас) и 5 чувств.
  • В состоянии сна со сновидениями мы перевариваем впечатления посредством разума (буддхи). Наши тонкие чувства воспринимают этот процесс в форме разнообразных сновидений.
  • В состоянии глубокого сна продукты переваривания становятся частью нашего глубинного сознания (читта).

Процесс психического пищеварения отражается в наших сновидениях.

  • Приятные сны свидетельствуют о хорошем психическом пищеварении.
  • Неприятные сны – признак расстройства психического пищеварения.

Схожим образом, крепость глубокого сна указывает на развитость тела сознания: чем крепче глукий сон, тем развитее сознание.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии