Высшее «я»: что это и функции

Высшее «я» – наша божественная сущность | Истинное «я» и психические функции

Высшее «я» – наша божественная сущность

Ум не является источником сознания и осознавания. Всякое обусловленное сознание, то есть сознание, зависящее от мыслей, эмоций или ощущений, не является истинным сознанием. Оно подобно отраженному свету, а не подлинному источнику света. Истинное сознание – превыше всех объектов и качеств. Он не зависит ни от каких физических, сенсорных или ментальных инструментов. Это чистое сознание нашего истинного «я». Это необусловленное «я», в котором мы едины со всем сущим. Это высшее «я» (параматман) Веданты – ведической философии, лежащей в основе Аюрведы.

Высшее «я» превыше всех существ, всех миров и самих 3-х гун. Если обусловленное сознание (читта) состоит из мыслей, то истинное «я» – это осознание, свободное от мыслей (чит). Истинное «я» – это истинный свет, озаряющий все формы ума, которые, со своей стороны, не могут оказать на него никакого воздействия. Истинное «я» – это единство, превосходящее душу и Бога, объемлющее весь мир Природы в бесформенном Абсолюте. Это непоколебимый покой в средоточии ума, достигнув которого мы мгновенно преодолеваем все психологические проблемы.

Отрешившись от эго и пробудив свою душу (дживу), мы постепенно входим в контакт с высшим «я». Всякое соприкосновение с нашим истинным «я» возвышает нас над всеми проблемами. Эта тема глубоко исследуется в учении Веданты. Для излечения психических расстройств иногда бывает достаточно вернуться к правильному использованию обусловленного ума. Но для того, чтобы избавиться от всех страданий, необходимо познать свое истинное «я», и всякая психотерапия становится эффективнее даже при самом поверхностном контакте с нашей истинной природой.

Очищение ума от негативной обусловленности необходимо не только для психического равновесия, но и для самореализации. Различие в том, что для восприятия истинного «я» требуется гораздо более глубокая свобода от обусловленности, чем для разрешения психологических проблем. Забота йога – развивать сознание для того, чтобы оно стало подобающим сосудом для восприятия истинного «я», вечносущего в наших внутренних небесах, но скрытого за облаками переменчивых мыслей. Забота аюрведического врача – помогать пациенту развивать сознание, чтобы ему легче было справляться со своими обыденными проблемами. Но и в том, и в другом случае необходимо очищение сознания. Это самый важный шаг и на пути к психическому здровью, и на пути духовного роста.

Истинное «я» и психические функции

3 главных слоя ум: сознание, разум и чувственный ум – функционируют в пространстве между эго, или ложным «я», с одной стороны, и истинным «я» – с другой. Проявления их в огромной мере зависят от того, в каком направлении они сориентированы. При ориентации на истинное «я» проявляются высшие психические функции. При ориентации на эго и внешний мир высший потенциал этих уровней ума остается в латентной форме, а сами они конфликтуют между собой.

Сознание (читта) теснее связано с истинным «я», а чувственный ум (манас) – с эго. От разума (буддхи), расположенного посередине между ними, в первую очередь зависит, в каком направлении мы сориентируемся. Благодаря своей способности к решающему восприятию, разум обладает большим потенциалом духовной трансформации, чем чувственный ум или глубинное сознание. Он может очистить сознание от обусловленности и взять под контроль чувственный ум. Он может подвергать сомнению притязания эго и четко отличать низшее «я» от высшего «я».

Истинный разум распознает нашу высшую индивидуальность, открывающую путь к нашей истинной природе. Это индивидуальность сознания, а не образа «я» или эго, существование которых зависит от объектов или качеств. Через высший аспект разума, развивающий весь ум в согласии со светом истины, проявляется душа. Истинное «я» пробуждается тогда, когда мы обращаем разум ввысь и вглубь, тем самым переключая внимание с внешнего мира на поле сознания в целом. Если же разум попадает во власть чувственного ума, направленного вниз и наружу, мы запутываемся в сетях внешнего мира, влекущего нас к невежеству и страданиям.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии