Агнисара-дхаути: техника выполнения и действие

Эта крийя состоит из 3-х частей. Первая известна также как сахаджа-агнисара-дхаути. Эта техника была разработана Шри Свами Шиванандой. Однажды, работая с больным дизентерией, он потерпел неудачу, применив классический вариант агнисара-дхаути-крийи, и дополнил эту технику еще одной фазой. Эффект превзошел все ожидания даже самого Шри Свами Шивананды.

Техника выполнения

  • Первая часть. Положить кисти рук на талию – большой палец сзади, остальные 4 – на животе. Вдохнуть. Сделать выдох. Задержать дыхание и мягко надавить растопыренными пальцами на живот, стараясь прижать область пупка к позвоночнику. Отпустить. Повторять, пока продолжается задержка. Вдохнуть. Выдохнуть. Задержать дыхание и повторить массаж. Повторять до тех пор, пока общее количество нажатий не достигнет 108 раз. Эта фаза агнисара-дхаути выполняется не чаще 2-3 раз в неделю.
  • Вторая часть. Вторая часть агнисара-дхаути-крийи – это уддияна-бандха на вдохе. Встать прямо. Положить руки на талию. Кисти расслабить. Выдохнуть, выполнить джаландхара-бандху. Вдыхая, подтягивать переднюю стенку живота к позвоночнику за счет напряжения ее мускулатуры. После завершения полного – до ощущения распирания – вдоха расслабиться и выдохнуть неспешно. Повторить не менее 9-12 раз. 36 раз будет вполне достаточно, хотя классическое число повторений для практикующего йогина – 108 (то есть человека более чем просто здорового).
  • Третья часть. Третья фаза агнисара-дхаути-крийи – быстрое чередование глубокой вакуумной уддияна-бандхи с расслабленным выпячиванием живота за счет нисходящего толчка диафрагмой. Встать прямо, положить руки на талию. Сделать глубокий вдох и полностью выдохнуть. Наклонить прямое туловище вперед до горизонтального положения. Выполнить джаландхара-бандху. Глубокой уддияна-бандхой подтянуть переднюю стенку живота к позвоночнику и на 3-5 секунд зафиксировать это положение. Расслабить живот и толчком выпятить его насколько возможно. Быстро чередуя втягивание и выпячивание живота, повторять столько раз, на сколько хватит задержки дыхания. Выпрямиться, убрать джаландхара-бандху и вдохнуть. Если нужно – отдышаться. Желательно постепенно довести общее количество втягиваний-выпячиваний в одной серии до 18 с удержанием каждой уддияна-бандхи в течение 10 секунд. Повторить все с самого начала, но уже без джаландхара-бандхи.

Повторить обе стадии – с джаландхара-бандхой и без нее, – держа туловище под углом в 45°, затем еще раз повторить все – стоя прямо. В пределе общее количество повторений составляет 108 – 6 серий по 18.

  • Внимание

При освоении агнисара-дхаути-крийи необходима осторожность. Чрезмерное усердие дает побочные эффекты, которые неблагоприятно влияют на состояние сердца.

Действие

Агнисара-дхаути-крийя – совершенно уникальный по своей эффективности метод развития агни-грантхи.

В даосской Йоге аналогом агнисара-дхаути-крийи является массажная практика Ци-Нэй-Цзан в сочетании с огненным дыханием, разогревающим нижний котел, – аналогом классической бхастрика-пранаямы, выполняемым в варианте нижнего (брюшного) дыхания. Даосские мастера утверждают, что Ци-Нэй-Цзан является самой эффективной из омолаживающих физическое тело практик. Это обусловлено психознергетическим действием этого типа практик. Не только в тибетских системах психофизического тренинга, но также в классической и в даосской Йоге целый ряд базовых техник имеет своей целью «обращение направления вращения главного вихря Изначальной Силы».

Символически это изображается обратной свастикой и обратным символом Тай-цзи – Великого Предела.

«Когда же вихрь прямой уступит место обращенному, Солнце и Луна поменяются местами, и вспять потекут реки огня, время же внутри тела изменит бег свой из вечности в вечность, от старости направив поток обратно в сторону юности».
«Дхара-Даршана»

Практики типа агнисара-дхаути «разогревают нижний котел», то есть снабжают центральный узел вихря изначальной силы дополнительной энергией, как бы придавая его вращения «больший момент инерции». В результате обратное направление вращения вихря изначальной силы сохраняется достаточно долго после окончания тренировки. Средняя скорость течения потока личного времени при этом замедляется.

Агнисара-дхаути немыслимо повышает жизненную силу всего организма в целом и незаменим при лечении любых недугов, в особенности – заболеваний органов пищеварения. Действие этой крийи проявляется очень быстро.

  • Внимание

В острых стадиях заболеваний, в частности язвенной болезни и при тяжелых инфекциях (дизентерия, брюшной тиф, холера, чума и т. п.), при применении агнисара-дхаути-крийи необходимо проявлять исключительную осторожность и осмотрительность! В любом случае спешка при освоении этого метода опасна и может, кроме всего прочего, весьма неблагоприятно сказаться на работе сердца. В выигрыше, как всегда, тот, кому нечего больше терять. При любых болевых ощущениях нагрузку необходимо уменьшить.

Детям в возрасте до 12 лет, а также женщинам в период беременности и во время менструаций практика первой фазы агнисара-дхаути-крийи – сахаджа-агнисара-дхаути – противопоказана.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии