Тридоша: суточные, сезонные и жизненные циклы

Всему свое время: жизнь в согласии с природой | Суточные циклы | Сезонные циклы | Жизненные циклы

Всему свое время: жизнь в согласии с природой

«Разве не прекрасно устроена жизнь с ее детством, зрелостью и старостью? И у дня есть рассвет, полдень и закат, и у года есть свои сезоны, и хорошо, что обстоит это именно так. Нет ничего хорошего, ни дурного в жизни, кроме того, что хорошо для своего сезона. И если мы примем биологическую точку зрения на жизнь и постараемся жить в согласии с сезонами, только самодовольный глупец или неизлечимый идеалист посмеет возражать против того, что человеческая жизнь может быть прожита как поэма».
Линь Ютан

С аюрведической точки зрения, смена времен года не только влечет за собой перемены в жизни растений, но и отражается на психофизиологии человека. Солнечные и лунные циклы не только влияют на жизнь медведей и сов, но и оказывают тонкое воздействие на человека. Мы состоим из тех же элементов и энергий, что и все сущее в природе. Мы – частицы великой космической экосистемы, где все взаимосвязано, и поэтому наша внутренняя природа должна постоянно адаптироваться. Но если прочие представители животного царства инстинктивно живут в гармонии с силами системы, то человек как существо, наделенное свободой воли, может избрать для себя образ жизни, противоречащий его собственной природе, – и зачастую так и поступает. Так называемые «примитивные» культуры и традиционные аграрные общества гораздо точнее согласуются с естественными ритмами, чем общества технологические. Современный человек, подчиненный тирании часов, однако переставший чувствовать ход времени из-за электрических ламп, кондиционеров и перелетов со сверхзвуковой скоростью, бывает часто оторван от естественных биологических ритмов. Когда мы достаточно долго живем в разладе с этими внутренними ритмами, доши выходят из равновесия, что неизбежно влечет за собой болезнь того или иного рода.

Изменив распорядок дня согласно рекомендациям Аюрведы, можно синхронизировать нашу деятельность с ритмами природы. Доши управляют не только различными биологическими процессами в организме, но и различными периодами суток и года: доши усиливаются в соответствующий им период. Капха, питта и вата (именно в таком порядке) поочередно управляют 6-ю 4-часовыми интервалами, начало отсчета которых совпадает с восходом солнца, и 3-мя «сезонами» года. Тот же цикл капха-питта-вата правит жизнью человека от детства до старости. Согласовав свой образ жизни с этими циклами, мы сможем сохранить внутреннее равновесие.

Суточные циклы

Начало утреннего периода капхи – момент восхода солнца. В таблице мы условно соотнесли его с шестью часами утра, однако в действительности время солнечного восхода варьируется в зависимости от места вашего проживания и от времени года.

капхапиттавата
6:00-10:00
18:00-22:00
10:00-14:00
22:00-2:00
14:00-18:00
2:00-6:00

Каждый период дня отражает особенности доминирующей в это время доши.

  • В периоды капхи усиливается инерция: вот почему мы часто чувствуем вялость, когда просыпаемся утром слишком поздно, а в вечерние часы обычно замедляем темп деятельности.
  • Полдень – энергичное время питты. Именно поэтому пищеварение интенсивнее всего в часы ленча, и в это же время пика достигают наши физические силы.
  • Вата управляет нервной системой, поэтому в послеполуденные часы ум оживляется, а физические силы идут на убыль.

Вообще говоря, ложиться спать лучше всего до 22:00, когда все еще преобладает спокойная энергия капхи. Если вы встаете поздно, то на пике активности питты, около полуночи, у вас, вероятно, открывается «второе дыхание». Ночью энергия питты работает на переваривание ужина и омоложение тканей тела. Вата включает фазу так называемого быстрого сна – стадии сновидений.

На пике утреннего периода ваты, около 4:00, начинают пробуждаться растительное и животное царства. На самом деле по пению некоторых утренних птиц можно проверять часы: они заводят свои песни каждый день в одно и то же время. Разреженная атмосфера середины утреннего периода ваты вдыхает жизнь во всю природу, и если вы сами – ранняя пташка (а это вероятно в том случае, если в вашей конституции доминирует вата), то помните, что это время отлично подходит для подъема и медитации. Если же нет, то старайтесь просыпаться по меньшей мере за полчаса до восхода солнца, пока на первый план не успела выйти энергия капхи, навевающая сонливость. Поднимаясь с постели в часы, когда энергия ваты еще сильна, вы будете чувствовать, что по-настоящему хорошо отдохнули.

Особое внимание подобным эффектам следует уделять в те периоды, когда наступает время активности доминирующей в вашей конституции доши. К примеру, вставать в утренние часы капхи трудно всем, но самые большие проблемы с этим испытывают люди капха-типа. Им ни в коем случае не следует поддаваться своей врожденной склонности спать больше, чем необходимо: это лишь еще больше усилит капху. Бодрящие физические упражнения, стимулирующий массаж или даже чашка кофе (если уж без этого нельзя обойтись) принесут представителю капха-типа гораздо больше пользы, чем несколько лишних часов утреннего сна. Людям вата-типа, напротив, желательно вздремнуть, но не утром, а в послеполуденные часы, на пике обессиливающего их периода ваты. А вот перед людьми питта-типа стоит проблема совсем иного свойства. Около полудня, когда жар питты разгорается ярче всего, эти люди нередко теряют над собой контроль, поддаются гневу и раздражению. Поэтому им желательно не планировать на эти часы важных совещаний и переговоров.

Познакомившись ближе с аюрведическими принципами, вы сможете и сами придумать множество способов так согласовать свою повседневную жизнь с ритмами природы, что сможете обрести равновесие, силы и выносливость.

Сезонные циклы и панчакарма

Кроме суточного, существует также годичный цикл дош – цикл времен года, или сезонов. В аюрведическом календаре – всего 3 сезона, и в основе его лежат не столько лунные циклы, сколько изменения климатических условий в течение года. Следовательно, начальный момент каждого сезона зависит от географического местоположения: например, когда в Нью-Йорке жаркий сезон, в Сиднее – холодный.

Для Северной Америки сезонные циклы распределяются приблизительно так:

  • Капха – холодные, сырые месяцы поздней зимы и весна (от середины февраля до конца мая).
  • Питта – жаркие, влажные месяцы лета (от начала июня до конца сентября).
  • Вата – прохладные, сухие, ветреные месяцы осени и ранней зимы (от начала октября до середины февраля).

Как уже было сказано, это лишь приблизительные даты: февральская погода в Тампе непохожа на обычную для того же февраля погоду в Торонто. Поэтому определять время смены сезонов вам каждый раз придётся самостоятельно, наблюдая за погодой.

Распознать смену сезонов можно также зная качества элементов, составляющих доши.

  • Холод и влажность – качества земли, одного из элементов капхи, – рождают зимний лед, а жидкостью воды, второго элемента этой доши, пронизана весенняя оттепель и грязь.
  • Согретый разгорающимся огнем питты, тающий снег питает быстрые реки и орошает пышные цветущие сады. Но в конце концов вода под действием огня испаряется, и наступают влажные и теплые, а затем и знойные дни июля, августа и начала сентября.
  • Воздушная стремительность ваты рождает резкие осенние ветра, а второй элемент этой стихии, пространство, дарит нам те прохладные, ясные, безоблачные дни, в которые так приятно гулять на свежем воздухе.

Естественно, что климатические изменения вызывают сходные перемены и в каждом из нас. В соответствии с принципом «подобное усиливает подобное», каждая доша накапливается в теле в течение своего сезона, а также в подвластные ей периоды суток.

  • В летние месяцы, когда в природе пик активности питты, все мы становимся более «горячими», то есть более раздражительными и вспыльчивыми. Особенно возбудимы в это время представители питта-типа, и кожа у них страдает летом сильнее, чем у других людей: именно им чаще всего достаются солнечные ожоги, веснушки, аллергические реакции, сыпь и меланома.
  • В сезон ваты все до некоторой степени испытывают обезвоживание (особенно после того, как в домах включается отопление). Но у людей вата-типа к этой проблеме зимой добавляется и множество других: трещины на губах и подошвах, перхоть и т. д. Единственный способ избежать этого – тщательно соблюдать режим, успокаивающий вату.
  • Весенняя влага стимулирует секрецию у всех людей, но представители капха -типа в особенности склонны в это время к запорам, задержке жидкости, угрям, возобновляющимся после временного перерыва, связанного с зимней сухостью.

Исследуя влияния сезонных изменений погоды на здоровье, западные ученые недавно «открыли» феномен, связанный все с той же циклической сменой активности дош в течение года. Географы из Делавэрского университета, изучив архивы местных больниц, обнаружили, что ежегодно число случаев госпитализации по поводу астмы удваивалось за период от начала сентября (около 4000 пациентов) до начала октября (более 8000). Следующий пик приходился на весну, а летом снова наступал спад. Это открытие полностью согласуется с аюрведическими прогнозами.

Сентябрь – это переход от лета к осени, когда усиливается вата; ветер – «порождение» ваты – разносит аллергены, что приводит к ухудшению состояния у астматических больных. А весной, когда набирает силу капха, естественная тенденция к застойным явлениям увеличивает риск осложнений у страдающих более тяжелой формой бронхиальной астмы.

Очевидно, что в человеческом организме доши неизбежно выйдут из равновесия, если мы не постараемся противопоставить этим внешним влияниям дош соответствующие изменения в своем режиме и образе жизни. При широком выборе терапевтических методик, который открывает перед нами Аюрведа, сделать это несложно. Однако следует помнить, что подбор методов, пригодных для уравновешивания дош, составляющих вашу личную конституцию, и удобных в ваших личных жизненных обстоятельствах, – дело сугубо индивидуальное, и вскоре мы расскажем о том, как справиться с этой задачей.

И все же полностью нейтрализовать климатические изменения невозможно: с началом каждого нового сезона одна из дош в той или иной мере обязательно накапливается в организме. Накопление – это первый этап развития болезни, когда симптомы дисбаланса еще локализованы в отдельных органах и легко поддаются коррекции. Поэтому в Аюрведе рекомендуется с каждой сменой сезона или, по крайней мере, раз в год проводить под руководством специалиста курс внутреннего очищения, чтобы вывести из организма избыток дош и предотвратить развитие болезни.

Особая очистительная и омолаживающая терапия носит название «панчакарма», что означает «пять действий». Эти 5 действий суть 5-ти методов очищения:

  • Терапевтическая рвота. Рвота помогает устранить застои, связанные с дисбалансом капхи
  • Прием слабительных. Слабительные очищают кишечник, уравновешивая питту.
  • Клизмы. Клизмы очищают прямую кишку, уравновешивая вату.
  • Очищение носа
  • Очищение крови

Не каждому человеку показаны все методы. Эти методы – основа комплексной терапии, включающей, кроме собственно панчакармы, также подготовительный и заключительный этапы. Подготовительные процессы включают массаж, потение, благодаря которым токсины «разжижаются», приходят в движение и поступают в желудочно-кишечный тракт. Оттуда их выводят методами панчакармы, после чего наступает заключительный этап, на котором корректируется диета и проводится омолаживающая терапия. Панчакарма применяется также для детоксикации организма при лечении кожных и других заболеваний.

Правильно выполненная панчакарма в полном объеме – это мощная медицинская программа, служащая для устранения и предотвращения дисбалансов и болезней. Назначить и провести ее подобающим образом может только опытный аюрведический врач. Поскольку проводить ее самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, мы не стали включать в эту статью ее полного описания. Однако повторим еще раз, что панчакарма под руководством профессионала – чрезвычайно эффективное средство, позволяющее предотвращать болезни и замедлять процессы старения.

Жизненные циклы

Согласно Аюрведе, вся наша жизнь от рождения до смерти также подчинена циклу дош:

  • Время от младенчества до наступления юности – это период капхи.
  • Юность и зрелость подчинены питте.
  • Старость – вате.

На каждом из этих этапов влияние соответствующей доши проявляется весьма наглядно.

  • Капха управляет ростом, а следовательно, ей подвластен и рост тканей тела, в том числе костей. Очевидно, что наиболее активный период роста – детство. Другие типичные проявления капхи – нежная, гладкая кожа и «младенческий» жирок, потребность в большом количестве сна и способность к обучению, а также распространенные детские заболевания, такие как кашель, простуда, астма, застойные явления, боли в горле и ушах и даже подростковые угри.
  • На смену бурному росту приходит активный период построения карьеры и семьи. Для него характерны развитие качеств питты (независимость, честолюбие, уверенность в себе, общительность и ум) и виды деятельности, связанные с питтой (стремление к интеллектуальным, творческим и профессиональным целям, развитие социальных связей и зрелых отношений с людьми). Как правило, именно в этот период проявляются и типичные заболевания питты: изжога, повышенная кислотность желудочного сока, язвенная, болезнь, геморрой, гипертония.
  • В пожилом возрасте усиливается вата, вызывающая обезвоживание, затрудняющая движения и течение жизни в целом. Соответственно, кожа высыхает и покрывается морщинами, угасает чувство вкуса, снижается аппетит, кости становятся хрупкими, выпадают зубы, появляются варикозные вены, сокращается продолжительность сна, суставы теряют гибкость, человек становится забывчивым и начинает страдать артритными и другими всевозможными болями.

Соотношение 3-х этих циклов – суточного, годичного и жизненного Дипак Чопра уподобляет «колёсам внутри колес». Действительно, при мысли о том, как можно сбалансировать эти накладывающиеся друга на друга влияния дош, голова идет кругом. Как, например, человеку, вошедшему в возраст питты, поддержать равновесие во время периода суточной активности ваты в день, который приходится на самый разгар сезона капхи? На этот вопрос нет ответа (по крайней мере, такого, который можно было бы сформулировать и изложить в статье), потому что не существует никакого рационального способа постоянно удерживать эти вращающиеся «колеса» в идеальной гармонии. Правда совершить это чудо все-таки возможно, но лишь начав непосредственно воспринимать чистое сознание: манипуляции только с интеллектом здесь не помогут.

Помнить о смене циклов необходимо для того, чтобы осознавать полный спектр внешних влияний на доши вашей конституции. Это знание поможет вам в каждую данную минуту совершать наилучший выбор, основанный на вашем уникальном жизненном опыте и знании индивидуальной конституции. Чем больше вы знаете о причинах и последствиях дисбаланса, тем легче вам избежать его, и чем быстрее вы способны распознать, что вышли из равновесия, тем больше в вашем распоряжении средств восстановить баланс. Так, если человеку среднего возраста предстоит напряженная работа в жаркий летний день, он может заранее понять, что ему грозит опасность проблем с питтой, и принять профилактические меры: подобрать пищу, цвета и запахи, успокаивающие питту, послушать спокойную музыку, помедитировать, посетить массажиста или выполнить соответствующие дыхательные упражнения.

Единственный описанный в Аюрведе способ определить точную причину дисбаланса и разработать оптимальную программу предотвращения болезни – это утвердиться в своем «я», то есть сонастроиться со своей собственной природой. Знание циклов, как и всякое знание, – это лишь инструмент, помогающий нам жить в гармонии со своим окружением и со своим внутренним миром. Это не правило, а лишь направляющее к действию руководство. Распорядок, рекомендуемый в Аюрведе, следует «расписанию» самой природы, а мы, следуя ему, получаем возможность действовать в согласии со своей природой. Это и есть тайна абсолютной красоты (гармонии внутреннего и внешнего).

Автор: Пратима Райчур
Источник: книга «Абсолютная красота. Сияющая кожа и внутренняя гармония: древние тайны Аюрведы»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии