Взаимоотношение между памятью и предсознанием

Предсознательная область разума – вместилище памяти и хранилище впечатлений, получаемых от 5-ти внешних чувств.

Многочисленные примеры как доказательство тому, что ничто и никогда не забывается и что забытое всегда может припомниться при соответствующих условиях. Все наши впечатления, скрываясь и накопляясь вне нашего обыденного сознания, ждут лишь подходящего момента для своего пробуждения.

Вполне ясных представлений о природе памяти или о законах, управляющих способностью помнить и вспоминать, мы еще не имеем, хотя нам и известно нечто в отношении обширной области разума, называемой психологами предсознательным полем мышления. Прежде думали, что разум сознает все в нем происходящее, но теперь лучшие современные мыслители признают, что в процессе мышления самосознание является лишь незначительной частью. Весьма существенная роль в сфере мышления отводится также бессознательным идеям, впечатлениям, чувствам и мыслям. В настоящее время установили вполне, что всякий сознательный акт имеет за собою многое, что лежит в сфере предсознательной; иначе говоря, за каждым сознательным действием скрывается что-то другое, относящееся к предсознанию или надсознанию. Не следует путать эти понятия мистической психологии с подсознанием, которое является областью действия истинктов и роднит человека с животным. Разница между сознанием (интеллектом), подсознанием (инстинктом) и надсознанием (интуицией, наитием) уже достаточно объяснена в различной литературе.

Ошибочность прежнего мнения, что разум сознает все, видна уже из того, что для достижения своего предельного самосознания разум требует много времени и упражнения, и действительно сей факт налицо: самосознание ребенка много разнится в своих суждениях от самосознания взрослого человека. Кроме того, внешний мир в отношении времени и изменяемости можно считать чем-то более постоянным, нежели самого человека; между тем такое одинаковое и неизменное действие внешнего мира на человека воспринимается им в разное время его жизни совершенно различно; в этом может убедиться всякий, сравнив впечатления детства с позднейшими впечатлениями от одного и того же явления.

За пределом сознания находится обширная область предсознания и надсознания, и она заключает в себе много таинственного, привлекающего внимание психологов и прочих мыслителей, оказавших своими трудами огромное влияние на идеи нашего времени. По их вычислениям, едва ли 10% ежедневного процесса мысли производится сознательно, остальная же мыслительная работа совершается в области «бессознательного» или предсознания. Так называемое нами сознательное мышление представляет собой как бы горные вершины, выступающие над поверхностью океана, тогда как основная часть горной гряды лежит на его дне и скрыта от взора внешнего наблюдателя океаническими водами. Мы словно находимся беспросветной ночью в темном лесу, наши факелы бросают лишь незначительный круг света, вне которого более широкое кольцо полутеней, а далее идет уже непроглядная тьма. Между тем в этой-то тьме и полутенях совершается громадная работа, и ее результаты, когда то нужно, врываются в световой круг, называемый сознанием.

Память – это одна из функций нашего предсознательного мышления

Громадная кладовая памяти именно и находится в обширной области предсознания. От момента получения какого-нибудь впечатления и до момента вторичного его появления в поле сознания работают силы предсознания. Так получается и так откладывается нами впечатление.

Куда же оно откладывается? Не в область сознания – тогда бы оно было всегда перед нами, укладывается оно именно в области предсознания между другими впечатлениями и так старательно, что мы с трудом потом находим его, когда оно понадобится.

Где же лежит оно иногда целыми годами, отделяющими момент укладки впечатления от момента следующего за этим извлечения его? В громадной кладовой предсознания. Что же происходит, если мы хотим вызвать какое-либо впечатление снова?

Воля приказывает «рабочим», занимающимся в этой кладовой, отыскать и вынести на свет когда-то спрятанное впечатление. Чем тщательнее научились они прятать полученные ими вещи и замечать их места, тем скорее они при надобности и вынесут их на свет.

Нельзя рассматривать сознание как синоним разума

Если рассматривать сознание и разум как понятия равнозначные и исключить понятие предсознания, то у нас не будет возможности объяснить, где в продолжение известного состояния сознания находится остальная часть разума; куда скрылись все прочие части умственного орудия, кроме тех, что находятся в употреблении. Поле сознания в отдельные моменты очень ограничено, как будто, смотря в телескоп или микроскоп, мы видим только то, что находится в поле зрения нашего прибора; все остальное в это время как бы не существует. Разум воспринимает идеи, впечатления постоянно, но мы их еще не сознаем, пока они не появляются в поле сознания.

Сегодня, в пору программирования и кибернетики, мы, быть может, в состоянии несколько яснее выразить нашим читателям разницу между сознанием, предсознанием и надсознанием. Сознание (интеллект) – это всего лишь оперативная память; предсознание (память) – это жесткие диски, с записанной на них информацией и техническими средствами, позволяющими ее быстро укладывать и отыскивать; и, наконец, подсознание (инстинкт) – это операционная система с программами командования и управления.

Для пользы дела, наверное, имеет смысл углубить и продолжить эту аналогию. Вообще аналогия – чрезвычайно эффективный инструмент познания. Способность мыслить аналогиями не только развивает воображение, но и бесконечно раздвигает наш умственный кругозор.

Так вот, в нашей аналогии процессор вместе с корпусом и электрооборудованием представляет собой физическое тело индивида, наделенного искусственными сознанием, предсознанием и подсознанием. При этом электрооборудование компьютера (включая провода и кабели) представляет в данной системе органы, ответственные за функции дыхания, кровообращения, пищеварения, усвоения и выведения.

Описанная нами система, как понимает читатель, все еще оказывается неполной: в ней отсутствует самое главное – интуитивный ум, наитие, душа, Высшее «Я». Что же в данной системе должно выступить в функции этого наиважнейшего начала? Это начало в данной системе, как и в системе физического человека, целиком привходяще. Здесь в его функции выступит оператор, работающий на данном компьютере; его сознание, воля и личность.

Есть предположение, что всякое полученное впечатление, всякая возникающая мысль, всякий совершаемый поступок – где-нибудь да остаются в предсознательном складе нашей памяти, и, стало быть, ничто не забывается окончательно. Многое, уже, по-видимому, совершенно забытое по прошествии ряда лет, вновь приходит в область сознания, вызываясь к жизни ассоциацией мыслей, желанием, необходимостью или усилием. Конечно, многие умственные впечатления не вернутся никогда в область сознания, потому что к этому не представляется необходимости, но они останутся навсегда в области предсознания, властно влияя на наши мысли, идеи и поступки. Другие впечатления в ожидании своей очереди будут скрыты в тайниках памяти, подобно свету и теплу, таящихся в пластах каменного угля, который лежит на обнаженных слоях земной поверхности и ожидает лишь времени, когда он будет употреблен в дело.

В отдельные моменты нами сознается лишь очень небольшая часть того, что сохраняется в нашей памяти. Иногда многое, что является как бы забытым и что мы часто силимся припомнить, возвращается помимо нас в область сознания словно по собственному произволу. Мы часто стараемся вспомнить какую-нибудь вещь, но она ускользает, и мы прекращаем усилия, но спустя некоторое время эта мысль вдруг ярко вспыхивает в нашем сознании. Кажется, что наше желание что-нибудь вспомнить побуждает к труду молчаливых работников предсознания, а потом, когда мы уже совсем забыли о своем желании, они возвращаются, торжественно принося желаемое впечатление. Кроме того, случайное слово постороннего лица в состоянии открыть нам обширное поле воспоминаний, давно уже утерянных нами из вида. Часто мы видим во сне давно забытые лица, слышим и узнаем голоса, звук которых давно уже заглох. Многие случаи так забываются, что, кажется, никакое усилие воли не может вызвать их снова, но они, однако, крепко держатся где-нибудь в предсознании и какой-нибудь выходящий из ряда побудитель, усилие или особое физическое состояние выносят их снова на поверхность с такою ясностью, словно они только что произошли.

В горячечном бреду люди говорят о том, что уже давно забыто, о чем они едва ли вспомнят по выздоровлении, но что, если справиться, окажется действительно бывшим в их молодости или детстве. Утверждают, что перед глазами утопающего возникает вся его прошедшая жизнь, и много интересных заметок по этому поводу собрано в известнейших трудах по новейшей психологии. Сэр Фрэнсис Бофор, спасенный из воды, утверждает: «Казалось, каждое событие моей жизни в обратном порядке пронеслось у меня в памяти, картина ширилась, и я видел перед собою будто панораму всей своей жизни».

Кольридж рассказывает, что одна молодая женщина, не умевшая ни читать, ни писать, заболев горячкой, заговорила по-латыни, по-гречески и по-еврейски. Записаны были целые цитаты; смысл их было крайне затруднительно разобрать ввиду слабой их связи одной с другою. Лишь немногие из еврейских фраз ее можно было отнести к библейским изречениям, прочие же скорее принадлежали языку раввинов. Женщина эта была крайне невежественна, почему и не могло быть речи об обмане, и ее сочли бесноватой. Однако один врач, сомневавшийся в возможности такого беснования, решился раскрыть эту тайну и после многих усилий узнал, что она с 9-ти лет была в услужении у старого священника. Последний имел привычку ходить взад и вперед по галерее, смежной с кухней, и цитировать вслух тексты из сочинений раввинов, а также греческих и римских Отцов Церкви. Ознакомившись с его книгами, нашли в них все произнесенные девушкой стихи. Горячка явилась побудителем для предсознания, чтобы обнаружить некоторые из старейших ее сокровищ.

Карпентер рассказывает об одном английском священнике, посетившем замок, в котором, насколько тот помнил, он никогда прежде не был. При приближении к воротам ему представилось, что он был здесь когда-то и видел, как ему казалось, не только ворота, но и ослов у арки и людей возле нее. Сильно пораженный таким обстоятельством, он несколько времени спустя обратился к своей матери, надеясь, что она сможет отчасти объяснить это приключение. Она рассказала, что когда ему было года полтора, она в большой компании отправилась с ним в этот замок, посадив его на осла; часть компании села завтракать под аркой, а ребенок был оставлен внизу с прислугой и ослами. Вид ворот при вторичном посещении вызвал старые воспоминания детства, показавшиеся ему сном.

Аберкромби рассказал об одной даме, доживавшей свои дни в деревне. Из Лондона к ней привезли проститься ее маленькую дочь и после короткого свидания увезли обратно. Мать умерла, а дочь выросла, совершено не помня своей матери. Уже в преклонном возрасте ей случилось снова посетить тот дом, где умерла ее мать, и даже войти в ту самую комнату, не зная, что именно здесь скончалась она. Войдя в комнату, она остолбенела, а когда присутствующее при этом лицо спросило о причине ее испуга, она сказала, что вполне ясно вспоминает, что когда-то была здесь и что дама, лежавшая в противоположном углу и, по видимости, опасно больная, склонилась над нею и плакала. Итак, впечатление сохранилось в кладовой предсознания детского разума, оставаясь неизвестным, пока его владелица уже сама не достигла преклонных лет. При виде комнаты это впечатление возобновилось, и память выдала одну из своих тайн.

Вот самые убедительные доказательства того, что ничто не забудется совершенно, если только оно воспринято разумом. Никакое впечатление, раз пережитое, не прекратит своего существования. Оно не затеряно, но только потускнело и продолжает существовать по ту сторону области сознания, куда снова может возвратиться много времени спустя, усилием ли воли или ассоциацией.

Хотя многие воспоминания и не возобновляются никогда ни при посредстве воли, ни при посредстве ассоциации, но впечатление все-таки существует и влияет так или иначе на наши мысли и действия. Если бы можно было спуститься в глубину предсознательного мышления, то мы нашли бы там всякое полученное когда-нибудь впечатление, каждую мысль, возникшую в нас, и воспоминание о каждом своем поступке. Все это заключается там хотя и невидимым, но оказывающим свое влияние на нас. Благодаря нашим вчерашним мыслям, словам и действиям, благодаря тому, что мы видели и слышали, мы и являемся сегодня таковыми, а не иными.

Человек есть результат своего прошедшего

Нет ни одного впечатления, поступка или мысли в нашей прошедшей жизни без того, чтобы они не имели своей доли влияния на образование интеллектуальных или моральных особенностей нашей жизни. Наши настоящие мысли и мнения являются в значительной степени следствиями длинного ряда незаметных опытов прошедшего, хотя и давно забытых и никогда не приходящих нам на память.

Займитесь вопросами об упражнении предсознания, о тщательном сохранении, запоминании тайников, где хранится то или другое впечатление, и скором розыске и предъявлении желаемого по приказанию воли. Вы увидите, что память поддается неограниченному улучшению, упражнению и развитию; сознавая, что ничто не забывается навсегда, мы уразумеем и возможность улучшить искусство воспринимать впечатления, сохранять их и снова извлекать.

Вы увидите, что чем яснее запечатлевается что-либо в предсознательной области мышления, тем тщательнее оно и сохраняется и тем легче его вызвать в область сознания.

Вы увидите, с каким успехом можно приучить работников предсознания разыскивать и находить желаемое и как можно направлять их действия к исполнению наших приказаний.

Автор: Йог Раманантата, Йог Рамачарака
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии