Кухня - самая главная больница в мире

«Желудок – дом заболевания.
Диета – главное лекарство»
.
Пророк Мухаммад, «Сахих Муслим»

Мирская жизнь – один из этапов путешествия к Богу, а тело – наша повозка на этом пути. Поэтому путешественнику следует содержать тело в оптимальном состоянии, чтобы неудобства и боль не мешали ему сосредоточиться на цели.

Пищеварение – это процесс принятия пищи через рот с последующим усвоением ее элементов телом. Слова «желудок – дом болезни» означают, что болезнь возникает именно тогда, когда не сбалансирован пищеварительный процесс. Слова «диета – главное лекарство» дают нам понять, что уравновешивать и восстанавливать пищеварительный процесс следует при помощи самой же пищи. Пища используется как средство доставки в тело некоторых целительных средств, как травяных, так и нефизических.

Исключение из этого общего правила могут представлять случаи, когда тело и его органы подвергаются таким жестоким травмам, что у него уже не остается собственных регенеративных сил на восстановление этого органа или системы тела в целом. В таких случаях иногда неизбежно приходится прибегать к хирургическому вмешательству или другим радикальным мерам. Однако если человек всю жизнь, начиная с раннего детства, следует принципам сохранения здоровья, то вероятность заболеть у него не больше, чем вероятность попасть под молнию. На самом деле я знал весьма немного мужчин и женщин (живущих, главным образом, на Востоке), которые ни дня в своей жизни не болели. Они никогда не страдали даже головной болью и ни разу не бывали у врача. Возможно, здоровье лучше всего определить как состояние, когда человеку не приходится помнить о своем теле. Иными словами, здоровый человек не получает сигналов боли, беспокойства или раздражения – ведь все они служат обозначением тех или иных факторов нестабильности в теле. Тем не менее, если мы вспомним путь эволюции души, начинающийся со стоянки эготизма, то поймем, что эти факторы нестабильности развиваются у многих людей.

Давайте-ка рассмотрим процесс пищеварения и определим, где и почему возникает нестабильность.

Одна из наиболее заметных характерных черт суфийских шейхов состоит в том, что они чрезвычайно гостеприимны и могут предложить гостю самые изысканные и вкусные блюда, какие только можно себе вообразить. Во многих историях о шейхах речь идет о пище: не только о ее приеме, но и о воздержании от нее.

Когда-то, оказавшись в Балхе (Афганистан), я захотел нанести визит одному шейху из линии Хазрата Мавлана Руми. Имам (предводитель молитвенного собрания) главной мечети в Балхе объяснил мне, как добраться в расположенную километрах в пятнадцати от Балха деревню Эсрак, где я смогу найти кханаках (владения) старого шейха. После чрезвычайно интересного путешествия в эту деревню я встретил шейха у дверей его дома, словно он только меня и поджидал. Едва войдя, я увидел группу дервишей, они тесно уселись в круг и как раз собрались пообедать. Шейх предложил мне присоединиться к ним, и я сел. Через несколько минут внесли большую деревянную чашу и поставили ее перед шейхом. В чаше была одна деревянная ложка. Шейх отведал из чаши, оставил там ложку и передал блюдо человеку, сидящему справа от него. После полудюжины человек очередь дошла и до меня. Я зачерпнул полную ложку супа из огурцов и йогурта, и это нехитрое блюдо оказалось невероятно вкусным. И я не помню, чтобы мне приходилось в своей жизни отведать что-то лучшее, чем этот суп, разделенный с горсткой дервишей, усевшихся у самой вершины мира.

Один из великих шейхов ордена чишти, Хазрат Низамуддин Авлийа, более семи лет держал при себе полдюжины своих муриидов и при этом никогда не позволял им наедаться досыта. Бывало, они чуть не умирали от голода. Однажды к дверям шейха подошел нищий в лохмотьях и разбил перед глазами голодных дервишей глиняную чашу с мукой. С того дня и до конца своей жизни Хазрат Низамуддин устраивал самые великолепные праздники для всего Дели.

Почему шейхи так беспокоятся о том, чтобы обеспечить своих последователей пищей? Прежде всего, кормить голодных, по-настоящему нуждающихся людей, – дело благое. Но еще важнее то, что шейхи обладают определенными знаниями о воздействии пищи на тело и на эволюцию души, и поэтому, дав своим ученикам и больным ту или иную пищу, они могут помочь им.

Предлагая людям пищу, нужно хорошенько продумать ее со всех сторон. То есть человек, готовящий и подающий людям еду – будь то мать, отец или шейх,- должен принимать во внимание время года, время дня, высоту над уровнем моря и расстояние до него, распространенные сейчас в этой местности заболевания и вирусы, необычные миграции насекомых и т.д. Люди, живущие близко к природе, вполне способны замечать все эти и многие другие факторы.

При приготовлении блюда наиболее важны замысел и намерение. В Соединенных Штатах люди, кажется, не только редко задумываются о пище с этой стороны, но даже нечасто выбирают время, чтобы сесть и поесть как следует; они предпочитают бумажные пакеты с холодной пищей, падающие им в руки, когда они проезжают мимо раздаточного окошка.

Мы с моей женой Имам всегда совещаемся по поводу того, какие блюда включить в свое меню. Она рассказывает мне обо всех мелочах, касающихся состояния здоровья детей, и обо всех сезонных продуктах, появляющихся на рынке. В соответствии с ситуацией мы вносим поправки в меню. Например, на Востоке очень распространено представление о том, что не следует есть вместе молоко и рыбу. Биохимические исследования показали, что и в рыбе, и в молоке высока концентрация одной и той же аминокислоты. Когда мы едим их вместе, то концентрация этой аминокислоты в организме повышается настолько, что это может вызвать аллергическую реакцию.

Еще одно важное соображение состоит в том, что фрукты и овощи в начале сельскохозяйственного сезона оказывают на организм целительное воздействие, а в конце – могут стать причиной заболевания. Подтверждением служат яблоки. В самом начале сезона они очень кислые и вяжущие. Но после морозов содержание сахара в них резко возрастает, и они легко могут привести к избыточному накоплению слизи. Результатом бывают лихорадка, простуда и подобные заболевания.

Следует уделять побольше внимания выбору и покупке пищи. Где вы покупаете продукты? Откуда их доставляют? Не выращивают ли их с помощью химикатов? Если да, то каких? Большинство продуктов следует покупать в той местности, где вы живете. Всегда покупайте лук и картофель, растущий недалеко от вас (не больше одного дня пути), ибо они содержат в себе лекарства от вирусов и бактерий, распространенных именно в вашем регионе. Не следует пренебрегать луком из вашей местности в пользу лука, преодолевшего по пути к вам тысячи миль. Конечно, если вы живете там, где лук и картошка не растут, то вам вообще не стоит много есть этих продуктов. Эскимосы редко едят бананы (если вообще едят)!

Людей, приходящих в супермаркет, часто радует разнообразие пищи на прилавках – настоящий рог изобилия. Однако почти все эти продукты, включая свежие фрукты и овощи, до неузнаваемости изменены химическими веществами. Прекрасно, что в магазинчике на углу вашей улицы вы можете купить манго из Египта, гранаты из Боливии, бананы из Мексики, но это вовсе не значит, что они дадут вашему организму то, что ему нужно.

Шаблонный совет по поводу выбора пищи состоит в том, что ежедневно нам следует потреблять пищу всех основных групп. Иногда эта концепция прорабатывается более подробно, и нам предлагают употреблять цельные зерна, свежие овощи и фрукты по сезону и т.д. Иногда нам предлагают анализ содержания витаминов, минералов и питательных веществ в различных продуктах, чтобы мы могли пользоваться этими данными, как ключом, при выборе пищи. Суфии же смотрят на этот вопрос по-своему. С их точки зрения, душа, (или сущность) важнее тела; точно так же они ищут сущность (или наиболее важный элемент) и в пище.

Представим себе на минуту, что мы-таки нашли правильную пищу и с наилучшими намерениями собираемся теперь кормить ею свою семью и друзей. Следующая стадия – собственно приготовление пищи. Я не устаю повторять, что самая главная больница в мире – это ваша кухня, ибо именно тут вы извлекаете сущность из продуктов и таким образом обретаете или теряете здоровье.

Когда пища приготавливается правильно и каждый этап занимает должное время, то это обязательно сопровождается изумительнейшим взрывом запахов на кухне. Если, например, на оливковом масле жарится лук, то в воздух поднимаются летучие масла и эссенции. Когда вы добавляете специи: корицу, имбирь, кардамон и подобные – у любого, кто входит в этот момент к вам в дом и ощущает запах этих прекрасных специй, сразу поднимется настроение. Изучение ароматов – важный вопрос, и сегодня очень многие всерьез интересуются эссенциями растительных веществ (включая то, что мы обычно называем специями) и их воздействием на здоровье. Тело реагирует на все эти запахи по-разному. Когда нос воспринимает определенные кулинарные запахи, внутренние органы тут же получают информацию о том, что готовится еда. Желудок, желчный пузырь, печень, толстая кишка, щитовидная железа и другие железы эндокринной системы – все они реагируют по-своему. Более того, поднятые жаром масляные эссенции уже сами по себе могут изменить настрой внутренних органов и таким образом значительно повлиять на состояние здоровья. Наименьшее, на что способны ароматы приготавливаемой пищи, это подготовить тело к процессу пищеварения. Если люди входят в столовую непосредственно перед принятием пищи и, таким образом, лишены возможности ощутить перед этим ароматы приготавливаемых блюд, то некоторые исключительно важные стадии пищеварения опускаются. Фактически процесс пищеварения начинается уже тогда, когда человек мысленно представляет себе пищу.

Эти ароматные пары не только влияют на функции тела, включая кожу, но еще оказывают благотворное воздействие на зрение. Наилучшим примером может быть лук, щиплющий глаза, когда вы его режете. В результате мыслительной и эмоциональной жизни в теле вырабатывается множество опасных токсинов. Поскольку многие люди почему-то считают, что слезы являются проявлением слабости или недостатка мужественности, они подавляют стремление тела вывести со слезами избыточные вещества. Во время приготовления пищи летучие соки лимона и некоторых других веществ тоже стимулируют истечение слез. Но человек этих слез не стыдится, ведь, когда на кухне режут лук, ничего печального в этом на самом деле нет.

Когда я берусь за приготовление пищи, я начинаю в полдень. По-моему, приготовление еды для других людей – одно из самых приятных и замечательных человеческих дел. Поварское дело – это, по сути, целительство. У меня есть блюдо, приготовляемое из риса, измельченных фисташек, миндаля, изюма и маленьких морковных ломтиков, напоминающих размером и формой зубочистки. Для того, чтобы приготовить это блюдо на 8-10 человек, мне требуется 3 дюжины больших морковок. Я усаживаюсь за стол, вооружившись острым ножом, и трачу на резку не меньше часа – пока передо мной не вырастает целая гора морковных палочек.

Однажды кто-то, помогая мне на кухне, сказал: «Слушай, что я придумал. Сейчас мы положим всю эту морковь в кухонный комбайн, и вся работа займет минуту!» Я поблагодарил своего помощника за совет и объяснил, что я предпочитаю делать эту работу вручную потому, что с каждым кусочком я возношу маленькую молитву, чтобы пища пошла на пользу тому человеку, который будет ее есть. Так что, приготавливая пищу, нужно, кроме всего прочего, сознательно желать здоровья тем, для кого она предназначена.

Мы, несомненно, можем сказать, в чем разница между пищей, которую нам подают в ресторане, и пищей, должным образом приготовленной дома. Слишком часто люди, работающие на предприятиях общественного питания, абсолютно не думают о том, что они подают людям (к тому же, эту пищу почти всегда готовят машины). И к тому же, у многих работающих в ресторанах людей их работа вызывает прежде всего злобу и отвращение, и подобные душевные вибрации неизбежно сказываются на блюдах.

Теперь давайте представим себе, что у нас есть самая лучшая, правильно приготовленная еда, уже готовая отправиться к нам в рот. И даже перед тем, как начать ее есть, мы должны на секунду задуматься: откуда пришла эта пища, и с какой целью мы ее едим? Для суфия время трапезы – это время дружбы, время празднования жизни, повод вновь посвятить себя высшим идеалам человечества. Перед едой суфий произносит: «Бисми Ллаахи ир-Рахмаан, ир-Рахиим: во имя Бога, Милостивого и Милосердного. О Господи! Я съем эту пищу лишь для того, чтобы лучше служить тебе. Сделай так, чтобы она пошла на благо мне и всему человечеству. Амиинь».

Мы едим не просто для того, чтобы получить удовольствие. Мы делаем это для поддержания тела, носящего нашу душу и помогающего нам развить в ней силу и красоту. И только после произнесения такой молитвы мы отправляем пищу себе в рот, ин шаа Аллаах.

Процесс пищеварения занимает от одного до восьми часов, в зависимости от съеденного. Научные исследования биохимической структуры пищи и организма привели к открытию некоторых фактов и развитию теорий, претендующих на объяснение процесса пищеварения.

Важнейшая концепция, касающаяся физического здоровья человека, основана на значениях двух персидских слов, «сарди» и «гарми», то есть «горячий» и «холодный». Прежде, чем изложить эту концепцию подробно, позвольте заметить, что процесс пищеварения следует воспринимать как нагревание или очередную кулинарную обработку питательных веществ. Есть персидское слово «похта», обозначающее «приготовление пищи» и одновременно происходящий в теле процесс разделения пищи на составляющие. Слово «пахта» означает, что нечто приготовлено и готово к употреблению. Так, кэрри считается похта, когда масло, чуть переливаясь, покрывает собою поверхность соуса. А до этого приправа еще не готова и подавать ее рано.

Все имеет момент зрелости. Мы легко отличаем неспелые фрукты и не трогаем их, пока не созреют. Мы готовим пищу, пока она не созреет, и само тело после этого снова «готовит» ее, пока она еще раз не созреет и не будет готова к тому, чтобы усвоиться кровью, тканями или вступить в необходимые химические реакции.

Иными словами, что-то созрело тогда, когда оно находится на вершине роста или обработки. Переработка пищи в организме происходит в несколько этапов. Работа ферментов начинается уже во рту. При этом вырабатывается жар, хотя и совсем незначительный. Сюда добавляется жар, создающийся в результате трения пищи о зубы. После того как мы глотаем пищу, она попадает в желудок, и тут ее приготовление продолжается в жару соляной кислоты. Каждый из этих этапов нагревания изменяет природу пищи. Если у человека недостаточно необходимых ферментов во рту, или он недостаточно тщательно пережевывает пищу, или страдает кислотной недостаточностью, то пищеварение будет неполноценным уже с самого начала.

Когда пищеварение в желудке закончено, еда превращается в полужидкую массу под названием «химус». Из желудка еда отправляется в путешествие по тонкому кишечнику, где на нее воздействуют новые ферменты. Далее она подходит к печени.

Начиная с этого момента, восточная и западная медицина видят пищеварение совершенно по-разному. Западная медицина пытается идентифицировать все питательные составляющие: витамины, аминокислоты, ферменты, калории, протеины, жиры и так далее. Восточная же медицина считает эти усилия в основном бесплодными. Дело в том, что каждая клетка печени содержит более тысячи ферментов. Лучше даже сказать, что западные исследователи признают существование более тысячи ферментов в каждой клетке печени, причем им известны функции примерно двух с половиной десятков из них! На самом деле в каждой клетке могут быть миллиарды ферментов. На данный момент это нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. В любом случае, теории, основанные на данных, составляющих менее трех процентов общего массива фактов, – это не больше, чем догадки.

Восточная медицина предлагает более интересный взгляд на процесс пищеварения – взгляд, доступный пониманию каждого, даже маленьких детей, кроме того, этот подход дает нам принципы выбора пищи для поддержания здоровья или быстрого и простого его восстановления. И эти концепции согласуются с всеми медицинскими системами мира: с китайской, аюрведической, арабской, еврейской, гиппократовой и галеновой. Иными словами, все медицинские системы мира на протяжении тысячелетий дружно соглашаются с этими представлениями. Исключение составляет лишь западная биохимическая медицина.

Для того, чтобы обрести ключ к здоровому питанию, нужно усвоить 2 основные концепции: о четырех субстанциях тела и о нагревающем и охлаждающем действии пищевых продуктов.

Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
Источник: книга «Суфийское целительство»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии