Как развивалась в Тибете медицина?

В последнее время ученые, изучающие историю Тибета и источники различных аспектов тибетской культуры, утверждают, что тибетской медицине, по меньшей мере, 8000 лет. В прошлом же веке считали, что тибетской медицине около 3000 лет. Последние исследования, в частности, этнологические, выявили некоторые данные, позволяющие утверждать, что тибетской медицине гораздо больше трех тысяч лет и, действительно, ее возраст может исчисляться восемью тысячами. Можно сказать, что тибетская медицина берет свое начало в каменном веке.

Мы должны понять, что в противоположность утверждениям некоторых ученых тибетская медицина абсолютно самостоятельна, то есть она развивалась самими тибетцами. Поэтому все знания тибетской медицины являются плодами исследований тибетских врачей.

Один из методов, лежащий в основе тибетской медицины, состоял в наблюдении за природой и повадками животных. Возможно, что древние люди обладали особой интуицией, позволявшей им определять лечебные свойства растений и использовать их для достижения гармонии организма. Например, некоторые раненые животные ищут определенные травы. Это поведение животных было замечено древними людьми.

В тибетской медицине насчитывается примерно 25 лекарственных растений, лечебные свойства которых были обнаружены благодаря животным. Возможно, есть и другие, открытые тем же способом, но об этих травах есть документальные подтверждения того, что их лечебные свойства были открыты благодаря наблюдениям за животными, которые применяли их для лечения некоторых болезней, включая раны и переломы. Однако знания тибетской медицины основывались не только на наблюдениях за повадками животных, но на изучении природы и свойств ее элементов. Например, древние люди заметили целебные свойства горячих минеральных вод и стали изучать их. Древние народы Тибета открыли, что у каждого источника – свои собственные целебные свойства, помогающие лечить определенные заболевания. Дело в том, что в каждом месте, где бьет горячий источник, осаждаются разные минералы, и на основании этих различий люди изучали, какой камень и какой минерал определяет целебные свойства данного источника.

Иногда особые свойства растения, минерала или других субстанций открывались некоторыми людьми во время медитации или благодаря особой интуиции.

Приблизительно 3000 лет назад народные тибетские знания стали оказывать влияние на медицинские науки и культуру Китая и Индии. Сейчас проводятся исследования на предмет проверки того, китайская ли медицина оказала влияние на тибетскую и способствовала ее развитию или наоборот. Те, кто занимается подобными вопросами, в основном историки, до недавнего времени считали, что именно тибетская медицина подверглась значительному влиянию со стороны китайской. Но в последнее время это мнение постепенно стало меняться на противоположное, и многие пришли к выводу, что тибетская медицина стала если не источником китайской, то уж во всяком случае оказала на нее серьезное влияние. К такому выводу пришли не только тибетские, но и китайские исследователи.

Не так давно в китайской печати появилась статья одного китайского ученого, который утверждает, что есть данные о том, что около 3000 лет назад тибетская медицина определяющим образом повлияла на воззрения и практику китайской медицины. Например, существует растение под названием «хонглен». Китайцы всегда считали, что это китайское название и что родина этого цветка в Китае, поскольку его применяют в китайской медицине. Однако последние исследования китайских медиков выявили, что «хонглен» – это тибетское название и что этот цветок растет только в Тибете, на высоте 4000 метров над уровнем моря, тогда как в Китае нет таких мест, где может расти этот цветок. Однако китайцы всегда применяли это растение, которое привозили из Тибета, сохранив его тибетское название.

Первый трактат по тибетской медицине, который дошел до наших дней и достоверность которого доказана, называется «Бум Ши». Это очень древний текст, и при этом он дает самое полное представление о тибетской медицине. Эта книга является первым письменным документом, в котором упоминается о лечении при помощи мантр. Существуют и другие тексты примерно того же периода, в которых говорится о лечении мантрами, но они – медицинского характера. Лечение мантрами развивалось одновременно с тибетской медициной. Некоторые считают, что лечение мантрами носило ритуальный характер, а потому не включают его в классическую тибетскую медицину. Но я считаю эту точку зрения неправильной, потому что на протяжении всей истории Тибета все великие врачи говорили о лечении мантрой. Лечение мантрой – это обширная область знаний. Например, в VIII веке жил знаменитый тибетский доктор Юток Йонтен Гонпо, который детально изложил эту систему лечения, и приблизительно в это же время жила очень известная женщина-мастер Еше Цогьял, которая применяла мантры для лечения.

В IX веке Дорбум Чограк написал 2 тома по тибетской медицине. Если мы начнем анализировать их содержание, то увидим, что около 60% посвящены объяснению того, как использовать мантру в лечебных целях. Дорбум Чограк прославился тем, что мог лечить инфекционные и заразные болезни.

В XII веке в Тибете жил другой знаменитый доктор, по имени Юток Йонтен Гонпо, по прозванию Младший, написавший много книг по тибетской медицине. В частности ему принадлежит работа «Юток Ньинтик» (Квинтэссенция Ютока). В этой работе он объясняет, что тот, кто занимается лечением мантрой в контексте тибетской медицины, должен быть практикующим, обладать глубокими и обширными познаниями и использовать мантры, строго придерживаясь предписаний.

В XIII веке жили другие известные личности, которые занимались лечением мантрой.

На рубеже XIV и XV столетий 2 знаменитых тибетских медика, Чангпа Намгьял Граксанг и Цуркар Намньи Дордже, стали основоположниками 2-х медицинских школ, или, вернее сказать, традиций,- Чан и Цур.

В XVII веке доктор Тармо Лобсанг Чограк написал несколько трудов по тибетской медицине, в частности, трактат по лечению мантрами под названием «Устные наставления, запечатанные печатью секретности». Это чрезвычайно драгоценное пособие, одно из самых важных среди всей медицинской литературы по лечению мантрой.

В XVIII столетии жили выдающиеся личности, прославившиеся кто как знатоки учений, кто – как практики тибетской медицины, среди них Димар Тендзин Гьяцо и Джу Мипам Намгьял Гьяцо.

В частности Мипам Намгьял и Джамьянг Кхенце Вангпо собрали наставления по лечению мантрой и составили из них 2 тома. Эти труды обладают невероятной ценностью, и настоящее пособие по большей части основано на них.

Лично я получил учения, устные наставления и передачи по этим 2-м томам.

Тибетская медицина основана на понятии 5-ти элементов (земля, вода, воздух, огонь и пространство) и 3-х жизненных началах тела (ветер, желчь и слизь).

Тибетская медицина рассматривает циклы, которые ведут от здорового состояния к болезни, затем к лечению, которое снова возвращает человека в здоровое состояние. Здоровье – это состояние равновесия элементов и 3-х жизненных начал, а болезнь возникает вследствие нарушения этого равновесия.

Следовательно, лечение должно основываться на приведении в равновесие элементов и 3-х жизненных начал. Поэтому тибетская медицина большое внимание уделяет пониманию причин нарушений равновесия, которые вызывают болезни. Основная причина всегда находится в уме, а вторичные причины связаны с питанием, образом жизни и другими факторами.

Автор: Нида Ченагцанг
Источник: книга «Лечение мантрами в тибетской медицине»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии