fbpx

Шамбхави-мудра: техника выполнения и действие

Шамбхави-мудра очень похожа на агочари-мудру (взгляд на кончик носа). Главное различие состоит в том, что глаза фокусируются не на кончике носа, а на точке между бровями. Эта мудра обладает, по существу, такими же достоинствами, как и агочари-мудра, и обе мудры в равной степени хороши. Они составляют неотъемлемую часть Крийя‑йоги, и потому следует достичь достаточного уровня мастерства в их выполнении, прежде чем начинать изучать и практиковать Крийя‑йогу.

Хотя эта техника называется мудрой, она также может использоваться в качестве самостоятельной медитативной практики. Поэтому, выполняя шамбхави-мудру (или агочари-мудру) в течение достаточно длительного времени, можно получить те же блага и опыт, как при использовании других медитативных техник.

Шамбхави – имя жены Шамбху (Шивы). У нее множество других имен, например, Парвати, Шакти и т. д., имеющих особое значение в индийской мифологии. Считается, что Шамбху учил Шамбхави практике шамбхави-мудры и побуждал ее прилежно заниматься, если она хочет достичь более высокого осознания. Говорят, что практика шамбхави-мудры возбудит Шамбху (сверхсознание) и заставит его появиться перед вами.

Эту практику также называют бхрумадхья-дришти. Слово «бхрумадхья» означает «межбровный центр», а «дришти» – «рассматривание». Это название точно описывает практику – рассматривание точки между бровями.

Основные моменты

Упоминания в текстах
Техника выполнения
Метод сведения глаз
Внутренняя шамбхави-мудра

Упоминания в текстах

Эта практика (как и агочари-мудра) упоминается во многих классических текстах Йоги. Например, в Гхеранда-самхите (Гл. 3:59) говорится:

«Направьте глаза на межбровный центр. Размышляйте о своей подлинной сущности. Это – шамбхави-мудра, главный секрет всех тантрических текстов».

В этом же тексте следующие несколько стихов посвящены обильным похвалам этой мудре. Среди всего прочего, там говорится:

«Человек, который усердно практикует и познает шамбхави-мудру, сам становится Господом Шивой. Он становится Нараяной (Вишну) вседержителем, а также Брахмой, создателем вселенной».

Это утверждение имеет много значений, большая часть которых понятна только тем, кто знаком с индуистской мифологией. Но можно сказать, что одно из них состоит в том, что, практикуя шамбхави-мудру в течение достаточно длительного времени, человек становится способным преодолеть оковы индивидуального эго. Благодаря этому, он может расширить свое осознание и видеть значение и суть всего существующего. Кроме того, он понимает, что его подлинная природа – это нечто гораздо большее, чем мы обычно можем себе представить.

Техника выполнения

Шамбхави-мудра
  1. Примите удобное сидячее положение.
  2. Держите спину и голову прямо, руки положите на колени и проделайте джняна-мудру, чин-мудру или чинмайя-мудру.
  3. Вначале ненадолго закройте глаза и расслабьте все тело. Затем откройте глаза и попытайтесь сфокусировать их на точке между бровями. Конечно, действительно зафиксировать взгляд на этой точке очень трудно, поскольку она находится за пределами обычного поля зрения. Однако вы должны направлять глаза внутрь и вверх, чтобы их взгляд как можно больше приближался к точке между бровями. Очень важно, чтобы оба глаза были направлены к этому центру. Если это сделано правильно, вы увидите 2 изогнутых изображения своих бровей, которые соединяются друг с другом. Они встречаются в точке переносицы и образуют V – образную фигуру. Вы должны осознавать ее, поскольку она приблизительно показывает положение межбровного центра. Если вы не видите эту V‑образную фигуру, это верный признак того, что ваши глаза не сходятся должным образом. Старайтесь не перенапрягать глаза и выполняйте мудру лишь до тех пор, пока вы не испытываете неудобства. Если у вас появились неприятные ощущения, расслабьте глаза на несколько секунд и затем продолжайте практику. Так вы будете постепенно увеличивать продолжительность рассматривания межбровного центра.

Когда вы научитесь сохранять конечное положение глаз в течение минуты или около того, не испытывая ни малейшего затруднения, то сможете исследовать свою истинную природу. Продолжайте в том же духе в течение того времени, которое вы можете этому уделить.

Метод сведения глаз

Шамбхави-мудру следует практиковать после того, как будет полностью освоена агочари-мудра, так как она несколько легче. Умение смотреть на кончик носа очень помогает добиться совершенства в рассматривании точки между бровями.

  1. Приложите палец к кончику носа (в случае необходимости повторите метод, который был описан для рассматривания кончика носа).
  2. Сфокусируйте оба глаза на кончике пальца.
  3. Затем медленно двигайте палец вверх, «приклеив» взгляд к кончику пальца.

Если все сделать должным образом, то окажется, что вы довольно легко можете выполнять шамбхави-мудру. Ваши глаза сами собой повернутся вверх и сфокусируются на точке между бровями.

Внутренняя шамбхави-мудра

Освоив шамбхави-мудру с открытыми глазами, вы можете попытаться выполнять ту же практику с закрытыми глазами. Это более эффективный вариант, поскольку в нем меньше вероятность отвлечения осознания вовне. Это прекрасный метод интроспекции. Его единственный недостаток состоит в том, что выполняя его, гораздо легче незаметно для себя расслабить глаза и прекратить шамбхави-мудру. В случае внешней шамбхави-мудры можно контролировать положение глаз по тому, видна ли V‑образная фигура в точке между бровями. При внутреннем варианте необходимо постоянно осознавать практику, чтобы гарантировать, что глаза все еще обращены вверх.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»

Это может быть вам интересно
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии