fbpx

Ум: 5 уровней

Функции различных уровней ума | Процесс восприятия | Действие | Уровни индивидуального сознания | Психологические проблемы и энергетика ума

Элементыуровни
ЭфирВысшее Я
ВоздухВнутреннее сознание
ОгоньРазум
ВодаЧувственный ум
ЗемляЭго

Функции различных уровней ума

  • Внешний ум – коридор, по которому впечатления из внешнего мира входят в наше сознание через врата 5-ти чувств.
  • Разум, или промежуточный ум, – привратник, который определяет, какие из впечатлений и энергий могут войти.
  • Внутренний ум – комната, в которой допущенные внутрь энергии откладываются в форме воспоминаний и наклонностей.

Читайте. 3 уровня ума и 2 уровня «я»

Как только впечатления отложились в нашем внутреннем уме, они взрастают, как семена, и в конце концов заставляют нас действовать в соответствии с присущим им характером. Они формируют различные мотивы, которые приводят к действиям или кармам, определяющим движение нашей жизни.

Впечатления поступают во внутренний ум отнюдь не автоматически. Они входят внутрь только тогда, когда мы реагируем на те или иные вещи, проявляя дуалистичные эмоции – приятие или неприязнь, любовь или ненависть, притяжение или отталкивание. Простое чувственное восприятие само по себе не является основанием для проникновения внешних энергий во внутренний ум. Отстраненное наблюдение преграждает внешним силам путь в глубь ума, одновременно позволяя нам различать, чем они являются, и реагировать на них в соответствии с их внутренней сущностью. Отстраненное наблюдение переваривает впечатления, позволяя нам извлекать из них опыт, но не будучи ограничиваемы ими.

Разум как привратник обладает способностью контролировать внешний, чувственный ум и определять, что именно может войти внутрь. Его работа определяется теми принципами, на основе которых он был приучен действовать. Если наша способность суждения не является чистой, тогда мы не столько различаем истинную суть вещей, сколько рационализируем свои ощущения, свои «нравится» и «не нравится». Тогда разум уподобляется подкупленному привратнику, который впускает внутрь сознания любые влияния, а потом ищет предлог, под которым они могут там остаться.

Наш внутренний ум, глубинные чувства нашего сердца, пассивен и невинен, как ребенок. Все, чему мы открываем свое сердце, сохраняется в нем. Глубинные чувства восприимчивы и ранимы. Потревожить или возбудить их может все, чему мы позволяем войти внутрь. Именно поэтому так важно правильно различать, что мы впускаем в свое сердце. Как только мы приняли что-то на уровне сердца, мы начинаем считать это своим личным достоянием и теряем способность к объективной оценке, как мать не способна критично смотреть на своих детей.

Процесс восприятия

Давайте более детально рассмотрим процесс восприятия.

  • Во-первых, мы собираем впечатления, обращая свое внимание на различные объекты. Например, мы выглядываем в окно и видим фигуру и одежду прохожего. Это функция внешнего ума.
  • Во-вторых, мы оцениваем впечатления и приходим к заключению о том, что представляет собой этот объект. К примеру, мы делаем вывод, что перед нами наш сосед Сэм. Это функция разума.
  • В-третьих, впечатление от объекта откладывается в нашем глубинном сознании в виде воспоминания. Мы запоминаем, что Сэм сегодня утром проходил мимо нашего дома. В этом процессе в определенный момент на поверхность выходит эго – как правило, после того, как объект узнан. Например, узнав своего соседа, мы вспоминаем, что он нам нравится, потому что однажды хорошо о нас отозвался.

Внешний ум отбирает и собирает впечатления. Он формирует образы, отражая объект, как зеркало: объект только представлен в нем, но не проникает внутрь. Разум (промежуточный ум) позволяет нам узнавать определенный объект, выделяя его из обширного поля впечатлений. Эго дает нам возможность идентифицировать впечатление как принадлежащее нам или субъективно прореагировать на него. Внутренний ум, или глубинные чувства, позволяет впечатлению отложиться внутри, а нам – сохранить чувства по отношению к нему.

Действие

  • Внешний, или чувственный, ум позволяет нам действовать. Это инструмент, с помощью которого идеи передаются органам движения.
  • Разум позволяет нам осознавать, что именно мы делаем. Он определяет идею, задачу или цель наших действий.
  • Благодаря эго мы можем отождествить себя с тем, что мы делаем: «я делаю это» или «я делаю то».
  • Благодаря внутреннему уму мы можем ощущать как радость или печаль то влияние, которое оказывают наши действия на наше внутреннее состояние.

Сфера наших намерений (то, что мы хотим делать), руководимая разумом, определяет, каким чувственным впечатлениям мы открыты. Таким образом, действия и восприятие всегда идут рука об руку. В любой момент времени нам доступно бесчисленно количество впечатлений, но мы регистрируем только на те, которые связаны с важными для нас вещами. В зависимости от своих планов и рода деятельности, мы постоянно движемся в определенном направлении, как человек, ведущий машину. Мы вынуждены придавать значение в основном тем впечатлениям, которые лежат по ходу дороги, выбранной нами для путешествия.

Уровни индивидуального сознания

Эго, или внешнее «я», – это способность отождествлять свое сознание с объектами и условиями. Эго постоянно привносит в ум впечатления и заставляет нас думать, что мы от них зависим. Оно говорит нам «Я тот-то» или «это мое». В результате эго действительно ставит нас в зависимость от внешних вещей в том, что касается самовосприятия и счастья. Нам редко удается осознавать изначальное пространство ума, то есть внутреннее Я. Только путем самонаблюдения в медитации нам открывается возможность различать то, чем мы являемся на самом деле, и свою внешнюю личность, внешние действия и принадлежности.

То, что мы в повседневной жизни называем мышлением, является движением внешнего ума в его планирующем и рассчитывающем качестве. Это, например, мысли вроде: «Я хочу сделать это», «Завтра мне следует сделать то» и прочая деятельность эго. Эмоции тоже, как правило, являются движением чувственного ума: «Я хочу иметь это» или «Я не хочу этого испытывать». Это эмоциональные реакции, приводимые в движение импульсами от органов чувств.

Разум включается тогда, когда мы пытаемся определить, что истинно, что хорошо, что важно, а что нет. Он также вступает в действие всякий раз, когда нам нужно опознать объекты во внешнем мире. Сердце, или внутренний ум, – это местопребывание глубинных состояний сознания, длительных и глубоких чувств, самой сущности нашего опыта. Мы входим в него только тогда, когда испытываем сильные чувства, например, в кульминационные и критические моменты нашей жизни.

Обычно все 5 функций переплетены. Когда ими управляет эго, они смешиваются между собой, и мы не в состоянии отличить действие одного уровня от другого. Эго окрашивает процесс мышления разнообразными оттенками и искажает деятельность нашего разума. Оно заставляет чувственный ум стремиться к объектам внешнего мира. Оно отбрасывает на сердце свою тень и сужает восприятие, заставляя нас сосредоточиваться на диктуемых им целях подчиненных чувству собственничества и обособленности.

Обычно наше сознание пребывает во внешнем уме, освещенном огоньками чувственного восприятия. Поскольку от органов чувств приходит невероятно много импульсов, не попасть к ним в ловушку очень трудно. В область промежуточного ума мы по-настоящему входим только тогда, когда что-либо созерцаем или глубоко обдумываем. И только когда мы испытываем глубинные чувства, в частности во время глубокого сна и после смерти, мы выходим из сферы чувственного восприятия и по-настоящему входим в область внутреннего ума.

Внутренний ум для нас – темная область, потому что наше внимание направлено вовне через внешний ум. Наш внутренний мир, сфера внутреннего ума, может осветиться только в том случае, если мы избавимся от своей вовлеченности во внешний мир чувств. Тогда, закрывая глаза, мы будем видеть не темноту, а свет. Истинная психотерапия заботится о том, чтобы принести свет во внутренний мир. Внутренний ум – темная комната. Мы его практически не осознаем. Если в нем взращиваются негативные состояния или хранится то, чего мы стремимся избежать, то мы обычно обнаруживаем это только по их проявлениям во внешнем уме, а иногда и еще позже.

До тех пор пока мы не научимся смотреть внутрь себя, мы будем оставаться в ловушке внешнего ума, не умея преодолеть заключенное внутри нас ядро неведения. Внешнее «я», или эго, держит нас взаперти, в заложниках у внешнего ума. Только в общении со своим внутренним «я» можем мы открыть тайны сознания.

Психологические проблемы и энергетика ума

До тех пор пока элементы в нашем сознании не приведены в равновесие, ум неизбежно пребывает в дисгармоничном состоянии. Дисбаланс психических энергий, так же как и дисбаланс логических начал в теле, неизбежно приводит к болезни или расстройству.

Истинная природа ума является тонкой, и ее необходим очистить от плотных элементов, в частности, от элемента земли, который накапливается при посредстве эго. Сознание и внутренее «я» имеют природу воздуха и пространства. До тех пор пока мы пребываем в ловушке более тяжелых и низких функций ума мы не способны открыть его истинную природу. Дело здесь только в том, чтобы привести силы ума в равновесие, но и в том, чтобы возвысить сам ум до состояния духовности. Мы должны ограничить низшие функции и открыться высшим. Мы должны заменить внешнюю, чувственную ориентацию на внутреннее, духовное сознание.

Психологические проблемы развиваются в сфере нашего внешнего ума тогда, когда отправной точкой в наших поисках счастья является представление о себе как о физическом сущеетве или эго. Со временем проблемы внешнего ума оставляют отметины, шрамы на уровне внутреннего ума – точно так же, как физическое заболевание, начинаясь с внешних факторов, таких как неправильное питание или воздействие патогенов, постепенно начинает оказывать влияние на наши внутренние органы и ткани. Чтобы исцелить ум, мы должны очистить его и составляющие его субстанции. А для этого необходимо понимать, что такое сознание и каковы его функции.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии