Тантра - свободный путь к освобождению ума

О тантристах | Тантрическая литература | Поклонение Шакти | Проявление Шивы-Шакти в теле

О тантристах

Тантристы считают, что все люди не могут следовать одному и тому же пути, потому что каждый находится на своем уровне развития. Как говорится, «пища одного человека может быть ядом для другого». Тантристы осознали необходимость разработки духовных путей для каждого индивидуума, будь он грубым сенсуалистом, мудрым философом или развивающимся Йогом. Они часто экспериментировали с методами, которые могут показаться необычайно грубыми и чувственными на обычный взгляд. Эти методы считались эксцентричными, так как они включали в себя медитацию перед обнаженной женщиной или мертвым телом и многие другие тяжелые техники. Многие выступали против этого и критиковали Тантру, усматривая в таких методах просто повод к чувственной распущенности, а не стимуляцию духовного опыта.

Однако, присущие тантристу искренность и твердость доказывают обратное. Если он экспериментирует с сексом, алкоголем и наркотиками, то оценивать следует не его действия, но его ментальную позицию, осознание и цель, ради которой он практикует это. Если он призывает духов и совершает обряды и ритуалы, которые считаются обычно «черной магией», мы не должны выносить суждение о нем на основании его действий, но на основании мотивов, побуждающих его так поступать.

В этом заключается существенное различие между тантристом и обычным грубым индивидуумом, который может практиковать то же самое, но исключительно ради чувственного наслаждения и материальной выгоды. Благодаря этим методам тантрист систематически высвобождает скрытые в нем потенциальные мощные силы. Страсть, страх, ненависть, любовь, гнев и т.д. представляют собой энергии, с которыми он встречается лицом к лицу. Прирученные должным образом, эти энергии могут привести ко многим высшим состояниям. Во время медитации, если он способен сохранять свою концентрацию, они являются в форме видений, образов, звуков, ясных голосов, музыки и даже может происходить материализация различных объектов, животных и человеческих существ.

Отличительным качеством тантриста является его неустрашимость. Он не бывает подавлен никаким
состоянием и не поддается страху. Человек слабой ментальной структуры, неустойчивых эмоций и рассеянного ума, осмелившись заняться подобной практикой, может пострадать от психического срыва, нервной депрессии и даже безумия.

Что такое страхи и страсти, как не проявления энергии? Эмоций, которые мы испытываем в нашей повседневной жизни, достаточно для того, чтобы свести человека с ума. Равновесие нарушается, и люди совершают безумные поступки, такие как убийство, насилие и т.п. Что случится, если ваш ум столкнется со всей скрытой в вас силой страха и страсти? Сможете вы справиться с этим? Но тантрист способен:

  • вызывать из своего подсознания любое состояние;
  • управлять этой мощной внутренней силой и превращать ее в тонкую и возвышенную силу, которой он сам руководит по своему желанию.

Однако, было обнаружено, что многие из этих методов приводят к возникающим из неисследованных измерений ума «умопомрачительным» переживаниям, которые были не под силу среднему индивидууму. Поэтому тантристы разработали другие методы, которые могли вести ищущего мягко и спокойно через последовательные состояния в пределах его возможностей. Крайние методы были оставлены для тех, кто сохраняет силу и решительность перед лицом мощных внутренних состояний. Эти мягкие техники, которые закладывают основу для усиленной практики, включают в себя:

  • Хатха-йога
  • Крийя-йога
  • Джапа
  • Таттва-шуддхи

Тантрическая литература

В тантрической литературе, конечно, перечисляются эти и некоторые другие методы. Однако, тантрическая литература необычайно обширна и часто недоступна для понимания большинства людей, так как она записана в символах, образах, мифах и аллегориях. Это сделано не без должного основания, потому что практика Тантры в руках того, кто не преодолел своей инстинктивной природы, подобна динамиту в руках ребенка.

Тантрическая практика в очень короткий срок обеспечивает результаты, которые проявляются как сиддхи, или психические силы. Но эти сиддхи не имеют существенного значения для эволюции сознания. Скорее, они часто оказываются препятствием, так как многие ищущие остаются навсегда привязанными к достигнутым ими способностям. Поэтому тантрическое знание очень мудро скрывалось от мирян таким образом, чтобы только искренний ищущий мог понимать значение символики.

В целом, насчитывается 64 тантры, то есть тантрических текстов, имеющих дело с различными предметами, такими как контроль над своим умом и также над умом другого, достижение бессмертия, обретение мужества и сексуальной силы и т.д. Известный комментатор, Бхашкарая, включил еще 8 текстов, увеличив список до 74 тантр. Тантрическая наука так разнообразна, что содержит в себе пути для каждого человека. Даже тот, кто вообще не является «духовным», может найти в ней способ расширения своего сознания.

Пураны также имеют дело с тантрической наукой. Они в основном аллегоричны, и в них тантрическая практика была еще более скрыта под одеянием мифологии. Пураны излагают легенды о девах и ракшасах (божественные и демонические существа) и через свои красочные истории ведут нас на путь Тантры. Практика таттва-шуддхи была извлечена из Шримад-Деви-Бхагаватам и Маханирвана-тантры.

Поклонение Шакти

Изучающий Тантру заметит с самого начала тот важный факт, что, хотя наука Тантры исповедует всеохватывающую реальность, она также признает и придерживается твердого убеждения в наличии двойственного аспекта «Шивы» (сознания) и «Шакти» (энергии). Шива есть статический принцип, который существует как чистое необусловленное сознание. Но только по велению Шакти, кинетического принципа, который в ином случае остается неподвижным, побуждается к действию.

Это символически выражается в знаменитом Тандава-Нритья-Шивы, то есть в танце Шивы, из-за которого он был назван Натараджей. Каждому аспекту Шивы соответствует аспект Шакти:

  • если Шива есть Шамбху, то Шакти есть Шамбхави;
  • если Шива есть Махешвара, то Шакти – Махешвари;
  • Если Шива – Бхайрава, то Шакти – Бхайрави;
  • если Шива – Рудра, Шакти – Раудри.

Шива и Шакти дополняют друг друга на каждом уровне. Эта концепция была причиной появления секты Шактов, то есть последователей философии Шакти, которые считают ее всеохватывающей реальностью. В Шакта-Пуранах, фактически, ставится вопрос, является ли высшая реальность мужчиной или женщиной. Шакты единодушно доказывают, что творцом вселенной могла быть только женщина, поскольку творение есть принцип, свойственный женщине, а не мужчине.

Поклонение Шакти достигло своего зенита только под влиянием Тантры. Ведическая теология имела мужскую ориентацию, и богини, или Шакти, получали лишь второстепенные роли. Иначе обстоит дело в Тантре. Вся тантрическая практика предназначена для пробуждения изначальной шакти, или энергии, которая является женским, или негативным принципом. Сознание не может проявиться без пробуждения этой энергии. Это заявление Тантры подтверждается сегодняшней наукой. Согласно мнению современных физиков, материя и энергия взаимозаменяемы. Тантра делает еще один шаг и утверждает, что материя, энергия и сознание взаимозаменяемы. Но без энергии материя не может трансформироваться в чистое сознание. Поэтому в Тантре Шакти стоит наравне с Шивой.

Проявление Шивы-Шакти в теле

Тантра утверждает, что аспекты Шакти и Шивы (энергии и сознания) являются не абстракциями, но осязаемой реальностью, существующей в рамках структуры тела-ума. Тантра утверждает также, что шакти, которая представляет собой тончайшее проявление энергии, лежит, свернувшись, как змея, в основании позвоночника и известна как «кундалини», а шива, или сознание, располагается на верхушке головы, в области сахасрара чакры, высшего эволюционного центра в человеке.

Однако, из-за грубости тела-ума, которые руководствуются чувственным опытом, эти две силы остаются у большинства людей в скрытом состоянии. Чтобы пробудить дремлющую силу кундалини, необходимо увеличить в месте ее расположения количество и качество праны, жизненной энергии.

Пробужденная кундалини должна направляться вверх для соединения с шивой, или сознанием, в области сахасрары. Во время своего восхождения через 6 энергетических центров, или чакр, которые являются хранилищами энергии, кундалини активизирует каждую из них. Эти чакры являются точками соединения «нади», или энергетических каналов, и вибрируют с меняющейся частотой, от грубой до тонкой. Чакры изначально заключают в себе дремлющие творческие силы, которые отчасти проявляются в повседневной жизни. Полный потенциал чакр раскрывается только тогда, когда кундалини-шакти проходит сквозь них на своем пути к шиве.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии