Творение: Пуруша и Пракрити

Прежде творения существует один Пуруша – однородный дух, пребывающий вне времени, пространства и причинности, единая точка, охватывающая собою все сущее. В этой единственности заключены все возможные потенции, ни одна из которых не получает воплощения до тех пор, пока не возникнет спонтанное желание:

«Пусть будут мною проявлены индивидуальные сущности, которые смогут видеть меня и познают меня».

В тот самый миг, когда возникает это спонтанное желание, в миг Большого Взрыва, космос обретает жизнь и начинает свою эволюцию. Не существует космоса отдельно от Пуруши, не существует Пуруши отдельно от космоса. Пуруша – это причина, космос – следствие.

Ведические ритуалы жертвоприношения, предназначенные для того, чтобы утвердить порядок как в макрокосме, так и в микрокосме, берут свое начало от великого бога Праджапати – воплощения созидательного аспекта реальности, который в предначальные времена принес себя в жертву. Из его тела и был сотворен космос. В ходе ритуала Праджапати воссоздается и вновь приносится в жертву. Тем самым утверждается божественное присутствие (и, следовательно, порядок) во вселенной в целом и на Земле в частности. Этот процесс трансформации описывается в одном из ведических гимнов, «Пуруша-сукте»: Солнце наше явилось из глаз этой божественной сущности, наша Луна явилась из его ума, огонь явился из уст его, ветер – издыхания, воздух вышел из пупка, небо – из головы, Земля образована стопами, и так далее.

Человеческое существо тоже возникает благодаря совершению жертвы, только в малом масштабе. Когда мужчина, микрокосмический Праджапати, приносит свое семя в жертву огню, то есть женщине, зарождается новый микрокосм. Желание, благодаря которому этих двоих охватывает стремление к соитию, – это отраженная толика того предначального желания, благодаря которому вселенная впервые породила в себе двойственность. Законы термодинамики, и, в частности, закон энтропии, согласно которому всякая система поступательно стремится к состоянию наименьшей организованности, противоречат развитию воплощенной жизни. И, тем не менее, жизнь развилась: сила желания Пуруши высвободила энергию в количестве, достаточном для преодоления той тенденции, которую описывает закон энтропии.

Желание – это основа существования макрокосма и микрокосма. Оно присутствует в каждом атоме творения, потому что каждый атом – это частичка той изначальной сущности, которая некогда впервые ощутила желание ощущать. В известном нам мире это желание достигло наибольшего выражения в человеческих существах, но, так же как и сознание, оно присутствует повсюду – даже в камнях и других формах «инертной» материи, хотя и очень слабо. По мере того как обитающие на Земле организмы восходят по эволюционной лестнице, качество их сознания постепенно возрастает, пока не достигает уровня человеческого существа – того создания, в котором развилась наиболее сложная (на сегодняшний день) из известных нам форм сознания. Каждая клетка в человеческом организме в какой-то мере причастна к этому сознанию, каждая клетка осознает каждую из остальных клеток тела и вступает с каждой из них в контакт. Перефразируя Чараку, жизнь- это сознание. В момент сотворения макрокосма одновременно родились и относительно бессознательная физическая материя, и сознание, пребывающее внутри нее. И точно так же в момент сотворения микрокосма вызываются к жизни и относительно бессознательное тело, и пребывающие в нем сознательные ум и дух.

Прежде творения существует только Пуруша, Абсолют. Когда желание впервые нарушает абсолютность Абсолюта, возникает Пракрити, или природа, – матрица всей проявленной вселенной. Природа – это все то же непрерывное сознание, которое отлично от Пуруши только тем, что убеждено в своей отличности от него; ее ощущение отделенное – это основа всего существования. Когда Пракрити осознает свое существование, она обретает состояние недифференцированного трансцендентного разума, или космического сознания, известного как Махат. Этот разум осознает себя сначала как единую форму, а затем развивает множественное самоосознание и разделяет сам себя на узелки ахамкар – эго.

«Ахамкара» буквально означает «делающая Я». Это та сила, которая обеспечивает «самость» организма. «Самость» заключает в себе самой парадокс: чувство индивидуальности, отличности от всего остального космоса, отделяет нас от единства жизни, но в то же время без этой силы не существует жизни, потому что только ахамкара может побудить все составляющие существа взаимодействовать друг с другом как части одного целого. Корень «ахам» образован из «а» и «ха» – первой и последней букв санскритского алфавита, его альфы и омеги. Таким образом, ахамкара – это выражение на уровне индивидуальности всей совокупности потенциальных проявлений; то, как именно осуществляется эта манифестация, зависит от конкретных обстоятельств.

Ахамкара обладает 3-мя гунами, или качествами:

  • Саттва (равновесие).
  • Раджас (действие) – «я» в действии, представляет собой волны кинетической энергии.
  • Тамас (инерция) – «я» как бессознательная сущность, порождает объективные частицы потенциальной энергии (которую мы также называем материей).

Объективность тамаса дает начало 5-ти объектам чувственного восприятия:

  • Звук
  • Тактильное ощущение
  • Форма
  • Вкус
  • Запах

Они, в свою очередь, порождают 5 великих элементов, из которых и формируется физическая вселенная:

  • Эфир
  • Воздух
  • Огонь
  • Вода
  • Земля

Саттва, или «я» как сознательная сущность, – это субъективное сознание, которое воспринимает материю и энергию и манипулирует ими. Субъективное состояние сознания преобразуется в ум и 10 чувств:

  • 5 чувств познания (слух, осязание, зрение, вкус и запах), посредством которых мы получаем информацию из окружающего мира.
  • 5 чувств действия, посредством которых мы проявляем себя в мире: речь (символизирующая все виды коммуникации), руки (символизирующие всякую творческую деятельность), ноги (перемещение), гениталии (размножение) и анус (выделение и очищение).

Воплощенное существование определяется в Аюрведе следующим образом. Это деятельность как единого целого в одном и том же месте и в одно и то же время 5-ти великих элементов, 5-ти чувств познания с соответствующими им объектами, 5-ти чувств действия, ума, эго и разума, а также индивидуальной души – частички космического Пуруши, которая также называется Пурушей. Таким образом, в воплощенном существе проявлены все принципы, посредством которых формируется вселенная. Под воплощенным существованием, как правило, подразумевается воплощенное человеческое существование, хотя первое не ограничивается лишь последним: до сего дня сохранились аюрведические тексты, посвященные деревьям, лошадям и слонам, а в прошлом, весьма вероятно, существовали также тексты, посвященные и другим животным: коровам, козам, овцам, ослам, верблюдам и ястребам.

Хотя сознание у низших животных и у растений является менее активным, оно все-таки присутствует и в них: в мире бытия сознание вездесуще и всепроникающе. Ученые убедительно доказали, что растения ощущают страх, боль и другие эмоции, а не так давно было обнаружено, что деревья способны предупреждать друг друга об опасности, испуская в воздух особые химические вещества – феромоны. Клетки тела человека тоже обладают простейшим мышлением и передают информацию химическим путем. Однако клеточное сознание является в большей степени автоматическим и менее независимым, чем сознание человека, частью которого они являются.

Качество нашего сознания зависит от того, как взаимодействуют в нем саттва, раджас и тамас, чья деятельность основана на взаимном подавлении: то из этих начал, которое оказывается сильнее других, начинает активно проявлять себя и подавляет другие начала.

  • Саттва – это «я» как субъект.
  • Тамас – это «я» как объект.
  • Раджас – это «я» как действие, которое соединяет субъект и объект.

Полностью отделить друг от друга субъект, объект и действие невозможно, так как все они суть проявления ахамкары; изначально все они – одно, и различаются только на основании своих относительных ролей. Что является субъектом, а что – объектом, зависит в каждой конкретной ситуации от принятой точки отсчета. И для того чтобы адекватно выявить роли 3-х этих начал, необходимо оценивать их во взаимном соотношении, как при рассмотрении картины мы принимаем во внимание и фигуру, и фон, и взаимоотношения между ними. Невозможно постичь двойственность, не учтя взаимодействие между 2-мя ее фазами – воспринимающим и воспринимаемым.

Поскольку сознание вездесуще и всепроникающе, не существует такого внешнего объекта, который был бы независим от влияния мысли. Мы становимся тем, о чем мы думаем, – и тем же становится мир вокруг нас. Наш космос воспринимает влияния сознаний всех существ, населяющих его, и в первую очередь – сознания своего творца, чья сила мыслетворчества далеко превосходит ограниченное и неустойчивое мышление большинства человеческих существ. Утверждая, что всякий, кто обретет веру с горчичное зерно, сумеет сдвинуть горы, Иисус имел в виду, что все созданное воображением непременно воплотится, если энергия мыслетворчества будет достаточно велика. Каждое мгновение каждый из нас заново создает свою индивидуальную реальность. Каждое мгновение ахамкара заново утверждается в самоопределении, освобождаясь от старого и отождествляясь с новым в непрерывном потоке становления и переопределения «я». Каждая наша мысль оказывает влияние на наш организм, и чем крепче вы держитесь за свои старые представления, тем дольше они будут ограничивать ваши будущие возможности.

Потенциал положительных мыслей неисчерпаем, а насколько опасными могут быть негативные мысли, показывает следующая старинная притча.

  • Притча

Как-то один человек, устав после долгого перехода через джунгли, присел отдохнуть под тенистым деревом и сказал про себя как бы невзначай: «Вот если бы у меня сейчас оказалось манго – я был бы просто счастлив!»

Внезапно ему на колени свалился плод манго. Он поднял голову, разглядывая дерево, и подумал: «Мало того, что сейчас не сезон для манго, так это и вовсе не манговое дерево. Значит, это дерево исполнения желаний! Настал наконец мой счастливый день! Попробую-ка я еще раз, чтобы убедиться окончательно!» Он собрался с мыслями и произнес вслух: «Хочу, чтобы для меня был накрыт полный обед под этим деревом». И в тот же миг появился обед.

Человек так разволновался, что едва-едва мог есть, но все же ухитрился отведать каждое блюдо и оценил по достоинству кулинарное искусство чудесного дерева. Потом он пожелал себе дом, стадо коров, красавицу жену и миллион золотых монет. Все появлялось в точности как человек того хотел, и он уже было начал испытывать чувство полного довольства, как вдруг неожиданно подумал: «А что, если сейчас здесь появится голодный тигр и проглотит меня, а я так и не успею как следует насладиться всем этим?» – и тигр не замедлил появиться.

Здоровые мысли формируют здоровье; мрачные, безнадежные мысли заставляют ваш организм утратить ориентир и уступить болезни. Разница между медициной и религией состоит только в сфере приложения усилий. Если ваши ум и дух спокойны, то и тело также будет пребывать в состоянии покоя; но если в вашем сознании поселились конфликты и разочарования, то и тело поддастся болезни. Изучение Аюрведы – это хорошее начало духовного пути, так как физическое здоровье позволяет легче достичь здоровья психического и духовного. Ваше здоровье – это шаг к здоровью в вашей семье, в среде ваших близких, в вашей стране и в мире, а ваше нездоровье, напротив, порождает страдание во всем, что вас окружает: человек – это Природа в миниатюре. Ваша способность к здоровью зависит от уровня развития вашего сознания. Ум провидца ясен и собран, он взаимодействует с телом свободно, без всяких искажений. Визуализируя себя таким, каким он желает стать, провидец заставляет ахамкару сделать его именно таким.

«В теле заключено все, что как-то связано с индивидуальным Пурушей».
Чарака

Дух – это единственное сознательное начало из всех начал, составляющих вселенную; всякое сознание во вселенной обязано своим существованием только Пуруше, а всякая материя возникает исключительно из сознания. В контексте живого существа это сознание прочно укоренено в теле, и качество проявлений сознания зависит от того, здоров организм или болен. В санскрите основное слово, обозначающее здоровье, – «свастха», которое буквально переводится как «утвердившийся в себе». Таким образом, Аюрведа учит живых существ тому, как утвердить себя в себе.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии