Диетология: идеальная диета и диетические принципы

Белки, жиры и углеводы | Кровь и сбалансированная диета | Основные моменты | Идеальная диета | Традиционные диетические принципы для всех в соответствии с индийскими священными писаниями

Белки, жиры и углеводы

  • Белковые продукты. Белковые продукты можно разделить на 3 категории:
    • К первой относятся продукты, наиболее богатые самыми ценными в пищевом отношении белками: соя, бобовые, орехи, творог и сыр.
    • Ко второй относятся продукты, также достаточно богатые белками, но в пищевом отношении с точки зрения йогинов менее ценные, и продукты, ценные в пищевом отношении, но не столь богатые белками: мясо животных и птиц, яйца, рыба, зерна злаков.
    • К третьей категории относятся пищевые продукты, которые ценны наличием в них других составляющих, но белками не богатые: овощи, молоко и фрукты.
  • Продукты, содержащие жиры. Избыточное потребление жиров всегда неблагоприятно отражается на состоянии организма, повышает кислотность и может привести к несварению. Продукты, содержащие жиры, также можно разделить на 3 категории:
    • К первой относятся продукты, наиболее богатые ценными в пищевом отношении жирами: топленое и сливочное масло, растительные масла, все сорта орехов, творог и сыр из цельного молока, соя, оливки.
    • Ко второй относятся богатые жирами, но менее ценные в пищевом отношении продукты, а также ценные продукты с меньшим содержанием жиров: мясо животных и птиц, яйца, крупная рыба, бобовые, а так же зерна злаков.
    • К третьей категории относятся продукты, содержащие малое количество жиров: фрукты и овощи.
  • Продукты, содержащие углеводы. Избыток углеводистой пищи приводит к повышению кислотности и несварению. Продукты, содержащие углеводы, можно разделить на 2 категории:
    • К первой относятся продукты, исключительно богатые углеводами: ар, фруктовый и пальмовый сахар, мед, черная патока, изюм, финики, фиги (инжир), зерна злаковых, пальмовое саго, горох, зеленый горошек, чечевица, тамаринд, куркума.
    • Ко второй категории относятся ценные в пищевом отношении продукты, содержащие углеводы в несколько меньшем количестве: картофель, редис, свекла и другие овощи, морковь, лук, сладкий картофель, плоды манго и другие фрукты, кокосовые орехи, земляные и другие орехи, кардамон, гвоздика, тмин, кориандр, имбирь, бобовые.

Кровь и сбалансированная диета

Йогины считают, что кровь бывает 3-х видов:

  • Саттвическая, то есть кровь качества саттва (ее также называют наичистейшей).
  • Раджасическая, то есть та, в которой преобладает гуна раджас (такую кровь называют нечистой).
  • Тамасическая, то есть та, в которой преобладает тамас (ее именуют попросту грязной).

Качество крови йогины определяют по ее цвету, для чего существует особая техника извлечения крови из желудка с помощью вамана-дхаути. Очень интенсивная практика вамана-дхаути приводит к гиперемии стенок желудка, при мощных сокращениях его стенок во время позывов к рвоте мелкие сосуды лопаются и кровь выбрасывается наружу вместе со слизью и желудочным соком.

Чтобы достичь этого эффекта, йогин продолжает практиковать вамана-дхаути уже после того, как вся выпитая им вода покинула желудок. Чистая, нечистая и грязная кровь различаются по цвету.

  • Саттвичная кровь. Йогины полагают, что саттвическая кровь должна быть на 2/3 или немного более (на 60-70%) щелочной. Возможно, имеется в виду нормальная слабо щелочная реакция крови здорового человека – рН=7,37-7,42 для женщин и рН=7,36-7,42 для мужчин. Такая кровь преобладает у людей, имеющих отличное здоровье.
  • Раджастичная кровь. Если щелочная часть крови уменьшится до величины от половины до чуть менее, чем 2/3 (50-60%), кровь сделается раджасической или нечистой Среда крови близка к нейтральной – рН ближе к 7,00.
  • Тамасичная кровь. Еще большее уменьшение щелочной части крови сделает ее грязной или тамасической. Дальнейшее приближение свойств крови к кислотным – рН около 7,00 или ниже. Такая кровь – кровь наихудшего качества.

Подавляющее большинство относительно здоровых людей имеет раджасическую кровь, что отражается на свойственных им тенденциях к активному проявлению в социуме и неспособности в полной мере контролировать свою эмоциональную и умственную деятельность. Те же, чья кровь относится к категории грязной, не могут не быть подверженными физическим недугам.

Зная, каким образом та или иная пища воздействует на качество крови, можно оптимизировать ее реакцию путем выработки сбалансированной диеты. Древние мудрецы придерживались того мнения, что все сладкие и кислые фрукты, все зеленые овощи, различные бобовые, молоко, простокваша и пахта являются пищей, которая способствует приобретению кровью щелочных свойств.

Рыба, мясо, яйца и продукты, богатые углеводами, закисляют кровь.

Жиры являются «нейтральной» пищей, если употребляются в умеренных количествах. Однако будучи очень концентрированными, в чрезмерных количествах они не могут быть полноценно усвоены. Их токсичные остатки закисляют кровь.

Любая концентрированная и тяжелая пища – излишне жирная, подвергавшаяся сложной кулинарной обработке (две и более операций) и та, в которой для большей калорийности и «универсальности» совмещено несколько полноценных продуктов разных категорий (более 3-х) – являет собой проблему для организма и перегружает пищеварительную систему.

Не имея возможности полностью такую пищу переработать, организм вынужден искать различные способы справиться с нею, задействуя дополнительные резервы и перенапрягая органы, ответственные за избавление организма от ненужных и вредных веществ. Однако все равно часть избыточной пищи остается «непобежденной» и разлагается внутри тела, загрязняя и отравляя его, а также способствуя развитию в органах пищеварения гнилостных процессов.

Кишечник подавляющего большинства людей, ведущих обычный образ жизни, непременно содержит гниющие отходы в большем или меньшем количестве. Йогины считают, что именно проистекающей от этого аутоинтоксикацией в значительной степени обусловлена жуткая ситуация, сложившаяся в человечестве. Попробуйте найти среди обычных людей человека абсолютно здорового. Сколько таких отыщется на тысячу. Один? Два? Может быть, десять? Хотелось бы верить. А если поискать тех, кого можно назвать «в общем полностью здоровыми»? Может быть, их на тысячу отыщется сто? Ну, хотя бы пятьдесят… Вряд ли…) Потому человеку нужна не столько калорийная пища, сколько сбалансированная и легко усваиваемая. Особенно это существенно для тех, кто болен, и для тех, кто практикует различные виды психофизического тренинга, связанные с огромными психическими и достаточно большими физическими нагрузками.

Йогины полагают, что сбалансированная диета должна состоять на 2/3 из «щелочной» пищи и на 1/3 – из «кислотной». Следовательно, тому, кто употребляет животную пищу, не следует забывать, что рыба, мясо, яйца, рис, хлеб и т. д. не должны превышать 1/3 их ежедневного рациона, оставшиеся же 2/3 пусть будут составлены овощами, фруктами, бобовыми и молоком. Вегетарианцам также необходимо помнить, что углеводистая пища, т. е. хлеб и другие продукты из зерен злаковых, не должны превышать 1/3 их ежедневного рациона, 2/3 пусть приходится на бобовые, овощи, фрукты, молоко, орехи и т. д. Такова примерная формула того, что йогин назвал бы сбалансированной диетой.

  • «Облегчение молока»

Йогины предпочитают употреблять в пищу так называемое «облегченное молоко». Процесс «облегчения» предельно прост. Молоко нагревается так, чтобы, дойдя до точки начала кипения, оно один раз «поднялось». Едва это произошло, сосуд с молоком тут же убирают с огня. Пьют такое молоко теплым.

Основные моменты

К вопросу о плотоядности человеческих существ
К вопросу о пристрастии к спиртному
К вопросу о человеческой агрессивности

К вопросу о плотоядности человеческих существ

Подавляющему большинству человеческих существ, обитающих ныне на Земле, свойственна привычка употреблять в пищу рыбу, мясо животных и птиц, животные морепродукты, яйца и т. п., однако при всеядности своей человек относится скорее к травоядным. Телесное устройство чисто плотоядных животных имеет некоторые особенности, которыми человеческий организм не обладает.

Однако полностью отнести человека к травоядным также нельзя, ибо организм его обладает широчайшим диапазоном приспособляемости. Природа снабдила человека механизмами, которые позволяют ему в экстремальных условиях при отсутствии пищи растительной без вреда переходить на животную пищу.

Однако, если без особых на то оснований эта способность становится основой повседневных пищевых привычек, избежать раньше или позже проявляющихся разрушительных последствий воздействия такого искажения на тело и – в первую очередь – на психику человека как правило не удается.

К вопросу о пристрастии к спиртному

Массовая привычка к употреблению спиртных напитков является наиболее прискорбной слабостью человеческой цивилизации. Как явствует из истории, жертвами ее становились целые народы и нации. Приучение противника к спиртному в известных случаях оказывалось гораздо более радикальным стратегическим ходом, чем многолетние военные действия. Именно таким способом были покорены и практически истреблены индейские племена Северной Америки вместе с их тысячелетней культурой, а также народы Сибири.

На основе опыта многих столетий йогины справедливо полагают, что спиртное временно нейтрализует кислотные яды, образующиеся в организме при чрезмерном употреблении мясной пищи. Потому жадный поглотитель мяса естественным образом обретает жажду к спиртному. Пристрастившись же к пагубному зелью, он уже не способен со своей страстью расстаться.

К вопросу о человеческой агрессивности

Употребление мясной пищи разжигает в человеке агрессивность. Поэтому древнеиндийскими священными писаниями мясное питание разрешалось только тому, кто принадлежал к касте воинов. Война и кровь были его дхармой – долгом и законом жизни. Профессиональный воин – воин по рождению – должен был быть агрессивным, чтобы справиться с задачей защиты своего народа от свирепых завоевателей.

В тренировке воинов применялись техники, позволявшие направить агрессивность в заданное русло, потому употребление мяса не приводило к неконтролируемым состояниям психики, которые являются нормой жизни для нынешних цивилизованных наций «неосознающих мясоедов».

Брамину же – тому, чья дхарма заключалась в следовании по пути духовного поиска, употребление в пищу рыбы, мяса, яиц и т. п. строжайше запрещалось, а принадлежавшим к остальным кастам – не рекомендовалось.

Идеальная диета

Все разнообразие возможных пищевых продуктов в Йоге принято разделять на 3 категории:

  • Саттвическая пища. Полноценные продукты, употребление в пищу которых способствует сохранению здоровья и силы, формирует мощный иммунитет, а также обеспечивает физическое, умственное и духовное равновесие, относятся к категории саттвических или превосходных. Согласно утверждениям авторов древних классических трактатов, именно такого рода продукты составляют идеальный рацион для практикующего йогина. Саттвическое питание сохраняет покой ума и тела, доставляя человеку удовольствие.
  • Раджасическая пища. То, что в нынешнее время принято называть сбалансированной пищей, йогической классификации относится к категории раджасической. В ней в определенных пропорциях сочетаются качественные продукты животного и неживотного происхождения. Следует, однако, помнить, что некорректные методы приготовления могут превратить даже вполне доброкачественные продукты в яд, переведя их из категории саттвической пищи в категорию раджасической или даже тамасической. Саттвические продукты, приготовленные с добавлением большого количества специй, например, перестают быть таковыми, пополняя собой категорию продуктов раджасических. Также к раджасической пище относятся все корректно приготовленные животные продукты. Мы, конечно, помним, что молоко и молочные продукты, несмотря на их животное происхождение, в йогической диетологии принято относить к неживотным. Под животными же понимаются лишь те, которые содержат плоть живых существ, стоящих по уровню эволюционного развития выше растений. Явного вреда пища раджасической категории в общем-то не приносит, особенно молодым людям, у которых пищеварительная система работает достаточно эффективно, однако, возбуждая ум и генерируя телесную неудовлетворенность, она толкает человека в пучину потакания страстям, желаниям и похоти и потому не позволяет ему достичь уравновешенного состояния. Отсюда – невозможность для того, кто питается раджасической пищей, устойчиво следовать по пути целенаправленного развития самоконтроля, расширения осознания с вытекающим из последнего совершенствованием и приближением к состоянию просветления. Суетность состояния ума неизменно рано или поздно толкает такого человека к совершению ошибок, пагубно отражающихся на его эмоциональном статусе, работоспособности интеллекта и способности контролировать волю. Поэму тот, кто питается раджасической пищей, с возрастом неизбежно ввергает себя в пучину болезней и неадекватных состояний психики, особенно если жизнь его сопряжена со стрессами. Тот же, кто намерен всерьез посвятить себя продвижению по пути духовной эволюции, а также тот, кого интересует отменное здоровье, должен, следовательно, отдать предпочтение исключительно пище саттвической.
  • Тамасическая пища. Пища несбалансированная, зажаренная, подгоревшая, несвежая, нечистая, разлагающаяся и пересушенная относится к категории тамасической, или наихудшей. Такого рода пища однозначно вредна для умственного и физического здоровья любого, даже самого стойкого индивида.

При этом учитываются не только биохимические свойства того или иного продукта, но также качество свойственных ему тонких субстанций.

«Заполняя желудок наполовину, должно йогину есть то, что чисто, на вкус приятно, нет в чем горечи и также нет остроты. Такова умеренность в еде. Половину желудка наполняют пищей, четверть остается для воды и еще одна – для воздуха и газов. Трапеза же йогина всегда составлена тем, что переваривается легко и быстро, не обжигает и подходит для построения тела. Пусть избегает он всего, что долго стояло, будучи приготовленным, того, что переваривается с трудом и в кишках загнивает, а также того, что прямо с огня и горячо чрезмерно».
«Гхеранда-Самхита», 5-21,5-22,5-29,5-30

«Пища молочная и сладкая, которая посвящена Шиве и четверть желудка оставляет свободной, – вот умеренность в еде. Не следует йогину есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее, орехи и листья бетеля, рисовое масло и сезам, горчицу, вино, рыбу и мясо, творог, сливочное масло, черный перец, асафетиду и чеснок. Пищи остывшей, разогретой, пересоленной и прокисшей следует избегать, ибо она суть нездоровая. Не опасаясь, может йогин взять пшеницу, рис, ячмень, молоко, топленое масло из молока буйволицы, сладости, мед, сухой имбирь, огурцы, овощи и хорошую воду. Для практикующего Йогу это благоприятно. Ибо силу дает пища, приготовленная с топленым маслом и молоком, и тело ублажает, его потребностям отвечая вполне».
«Хатха-йога-прадипика», 1-60,1-61, 1-62,1-64,1-65

Как следует из приведенных выше цитат, йогины выступают за полное исключение из рациона мяса животных, рыбы и яиц. Они утверждают, что для поддержания полноценного белкового баланса достаточно молока и молочных продуктов и бобовых – разнообразных видов фасоли, бобов, чечевицы, гороха и сои. Никакого вреда от употребления в пищу бобовых быть не может. 50-70 г в день вполне достаточно для взрослого человека. Дети пусть едят столько, сколько захочется.

  • Известный факт

Примечателен известный факт из древней истории: воины «императорской гвардии» Древнего Рима – отборные войска, состоявшие только из умудренных опытом множества сражений бойцов в возрасте не моложе 40 лет – не употребляли в пищу мяса и рыбы, питаясь в основном чечевицей и кашей из ячменных зерен. При этом воины императорских когорт успешно выигрывали сражения даже с десятикратно превосходившими их по численности войсками противника.

Традиционные диетические принципы для всех в соответствии с индийскими священными писаниями

Согласно установкам индийских священных писаний, детей до 6-7 лет, вне зависимости от кастовой принадлежности и места рождения, кормить мясной пищей не разрешалось, им нельзя было давать даже мелкую рыбу, дабы не причинить вреда здоровью малышей.

Употребление в пищу крупной рыбы, мяса и яиц запрещалось до 10-летнего возраста. Мясо животных, убитых на общественных бойнях, считалось отвратительной пищей, пригодной разве что для питания самоубийц и неприкасаемых.

По достижении истинной зрелости – возраста максимального расцвета, то есть 50 лет, – любой, даже воин, согласно предписаниям, полностью, отказывался от животной пищи, переходя на растительно-молочное питание.

Все это соблюдалось во многих местностях Индии вплоть до первых десятилетий нынешнего столетия. Затем на смену сложившемуся укладу пришла дикая смесь традиционных взглядов и извращенных понятий о питании, принятом на Западе. И если раньше наилучшим завтраком для человека любого возраста и общественного положения считалось несколько орехов или горсть размоченного в воде мелкого зеленого горошка, несколько сочных фруктов и чашка молока, то теперь на смену этому пришла модная яичница, бифштекс, кебаб из мяса и магазинные сладости.

Последствия в виде катастрофического всплеска как традиционных для страны, так доселе невиданных «современных» болезней не заставили себя долго ждать.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии