Таттва-шуддхи: ритуал как важность осознания каждого совершаемого действия

Западный тип мышления, сложившийся в основном под влиянием греческих мыслителей, начиная с Гераклита и Парменида, является по преимуществу объективным и не доверяет субъективному внутреннему опыту. Сегодня его представления уступают место той идее, что сознание и субъективный опыт являются необходимыми факторами в определении природы космоса.

Тантра, с другой стороны, не признавала четкого различия между субъектом и объектом, сливая одно с другим в силу глубокого понимания связи внутреннего субъективного опыта человека с космосом. Тем самым подразумевалось, что ритуалы – это не просто символические действа, но отражение событий космического масштаба.

В силу этого представления ритуалистическая часть Тантры и ее яркие образы развились в многосложную систему экзотерических и эзотерических символов. Каждому эзотерическому переживанию соответствует в Тантре экзотерический акт, разработанный на основе научного принципа соотносительности субъективного и объективного опыта. Этот принцип играет в существовании значительно большую роль, чем мы можем вообразить. Поэтому Тантра с самого начала подчеркивала важность осознания каждого совершаемого действия.

Тантра твердо придерживается точки зрения, что сознание человека, которое всегда развивается и расширяется, подвержено влиянию внешнего окружения, образа жизни, общественных и этических норм, характера питания и всей мирской повседневной деятельности. Одновременно внешняя жизнь также находится под влиянием внутренних переживаний, которые происходят в результате расширения сознания. Поэтому Тантра разработала как ритуалистическую, высоко организованную и упорядоченную экзотерическую науку, так и абстрактную и глубоко эзотерическую науку.

Тантрический ритуал

Основной формой экзотерического тантрического поклонения (упасаны) является ритуал «пуджи», совершаемой для Божеств. Для этого сооружаются храмы по указаниям мандолы, в которых устанавливается скульптурное изваяние Божеств, наделеямое жизнью и силой через церемонию «прана-пратхиштха». Храмовый пуджари омывает Божество, наряжает в искусно сделанные одежды и украшения и предлагает пищу или прасад.

В благоприятные дни Божество вывозят на улицы на особо украшенной платформе для всеобщего обозрения и восхищения. Считается, что Божество воплощает в себе все особенности человеческого поведения, которое, по мнению Тантры, не является чуждым божественному. Существует особое время для омовения, сна и еды, когда никто, кроме служителя, не должен входить в храм. Существует также определенная пища, которая считается наиболее благоприятной. Различные Божества предпочитают различные цвета и их наряжают соответствующим образом, и так далее, и тому подобное.

Когда преданный приходит в храм для созерцания Божества (даршана), он предлагает пищу, драгоценности, одежду, цветы, благовония и другие благоприятные предметы, простирается перед статуей и медитирует на образ Божества. В этом акте созерцания все чувства возбуждаются обилием красок, огней, музыки, а также мантрой и мандалой Божества.

Храмовый служитель, который совершает ежедневное поклонение, выбирается из определенной кулы, или семейной линии. Его задача состоит в том, чтобы в присутствии преданных привлекать божественные силы в божество. Поэтому он должен быть искусным в пении тантрических мантр и знать досконально всю процедуру церемонии. Чем более компетентен пуджари, тем более волнующим и захватывающим является драматическое действо тантрического ритуального поклонения.

Конечная цель экзотерического поклонения состоит в освобождении через полное отождествление с Божеством. Первой ступенью в этом процессе является освящение служителем всего своего тела посредством «анга-ньясы» и «кара-ньясы», когда он прикасается определенными пальцами к различным частям своего тела и произносит соответствующие мантры. Это считается эффективным методом пратьяхары, способствующей внутренней сосредоточенности и полному отстранению от чувств. Аналогичную практику можно увидеть в христианском крестном знамении: прикосновениях ко лбу, животу и каждому плечу, символизирующих крест.

За этим следует концентрация (дхарана) посредством мысленного представления 5-ти таттв в теле. Через панчопчару, то есть растворение одного элемента в другом, сопровождаемую символическими экзотерическими ритуальными действиями, служитель превращает все свое тело и ум в микрокосм вселенной и подобающее вместилище для нисхождения божественной силы.

Весь процесс сопровождается «киртаном» или божественными песнопениями, которые исполняет специально подобранная для этой цели группа людей. По мере того, как темп музыки постепенно возрастает, служитель входит в своего рода транс, погружается в дхьяну, становится единым с божеством и впадает в божественный экстаз.

По завершении этого, служитель помещает дух божества, который он познал внутренне, во внешнее изваяние. Вплоть до этого момента изваяние считается неодушевленным объектом, но теперь оно превращается в аспект божественного.

Этот осуществляемый служителем процесс является эффективным средством пратьяхары, дхараны и дхьяны также для тех искателей, кто следует другой эзотерической тантрической практике. По этой причине акт ришьяди-ньяса (тантрической церемонии) в измененном виде представлен здесь для блага тех, кто желает практиковать таттва-шуддхи, как часть тантрического поклонения.

Ришьяди-ньяса-пратьяхара

Кара-ньяса:

  • Храм Ангуштабхьям Намаха – большим пальцам.
  • Хрим Тарджанибхъям Сваха – указательным пальцам.
  • Хрум Мадхйамабхьям Васат – средним пальцам.
  • Храим Анамикабхьям Хум – четвертым пальцам.
  • Храум Канистабхьям Ваусат – мизинцам.
  • Храх Картала-приштабхьям Пхат – ладоням.

Анга-ньяса:

  • Храм Ангуштабхьям Намаха – сердцу.
  • Хрим Тарджанибхьям Сваха – голове.
  • Хрум Мадхьямабхьям Baсат – верхней задней части головы.
  • Храим Анамикабхьям Хум – защитной силе.
  • Храум Канистабхьям Ваусат – трем глазам.
  • Храх Картала-приштабхьям Пхат – животу.

Дхарана

Панчопчара:

  • Лам твоей форме притхви я предлагаю «гандха» (сандаловая паста).
  • Вам твоей форме апас я предлагаю «наиведья» (пища).
  • Рам твоей форме агни я предлагаю «дипа» (огонь).
  • Йам твоей форме вайю я предлагаю «дхупа» (благовоние).
  • Хам твоей форме акаша я предлагаю «пхула» (цветы).

Дхьяна

Медитация на «Ишта девата» (личное божество)

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии