Эволюция индийской медицины

Сложно сказать, кто и когда ввел такое понятие, как индийская меди­цина, назвав этим термином Аюрведу. В настоящее время в Индии суще­ствует несколько медицинских направлений, вышед­ших из аюрведичес­кого знания. Это собственно Аюрведа как она есть, тибетская медицина (распространенная в основном на севере страны, причем, не очень широ­ко), Сиддха (охватываю­щая в основном северо-запад Индии) и Юнани, являю­щаяся конкуренткой Аюрведы, особенно на юге страны. О том, что собой представляют Аюрведа и тибетская медицина, читатель какое-то, даже если и смутное представление, но имеет, а вот о Юнани и Сиддха медицине вряд ли слышал.

Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те време­на, ког­да мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции или были вывезены по приказу шейха Аль-Рашида в Персию. Там они пе­реняли знания грече­ских, персидских и иранских врачей (в частности, Абу Али Ибн Сино и Бируни), соеди­нив их практический опыт со своим собственным аюр­ведическим знанием и передавали эти тра­диции своим детям и внукам – так родилась эта система ме­дицины. В своей практике Юнани ши­роко использует ароматиче­ские масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов. Например, Хуббей Джавахар Мохра – сердечный препарат, назначаемый при инфаркте миокарда, кардиалгии и нарушениях сердечного ритма, состоит из специально обработанных порошков рубина, сапфира, изумруда, турмалина и топаза. Будучи в большей степени ответвлением персидской медициной, услугами врачей Юнани в первую очередь пользуется мусульманское население Индии.

Сиддха пользуется большой популярностью у людей, поклоняющихся господу Шиве. Эта система врачевания использует для ле­чения людей мистические силы, в том числе шакти врача, амулеты, обряды, заго­воры и заклинания, магические травы и ритуалы. Другими словами, можно сказать, что это тантрическая медицина. Большое внимание в Сиддха уделяется астрологической точности изготовления того или иного препарата, начала проведения обрядов и лечебных процедур. Не стоит путать тантрическую медицину Сиддха с одноименной медицинской системой, распространенной в индийском штате Тамил-Наду.

Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах – самых древ­них на земле священных писаниях. Однако считать, что меди­цинская наука поя­вилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанными Вья­садэвой, не­сколько неверно. Дело в том, что Веды были известны с нача­ла творения этого мира, но записаны около 5000 лет назад, и, сле­довательно, аюр­ведические тексты также были записаны много позже, чем были составлены или пове­даны.

Во всех 4-х Ведах – Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхар­ваве­де, в Махабхарате (5-й Веде), в Пуранах и Тантрах можно найти стихи, по­вествую­щие о свой­ствах лекарственных трав, строении человечес­кого тела, бо­лезнях и их ле­че­нии, медицинс­кие заговоры и заклинания. Например, в Ригве­де описывается явление Господа Дхан­вантари (Р.В.9.112.), собраны мо­литвы, обращенные к Индре, Ашвини-Кумарам и другим полубогам с прось­бой помочь сохранить здоро­вье или вылечить болезни людей, а также гимны-восхваления за много­численные исцеления известных мудрецов, воинов и царей (Р.В.1.116-120; 2.39.4-7; 5.74.5.), упоминаются медицин­ские свой­ства воды – «В водах – Амрита, в водах – целебные свойства. Выпивая чис­тейшую воду, о кони, вы получаете силу…», даются мантры покло­нения водам. В Яджурведе и Самаведе так же есть много стихов о лечеб­ных свойствах трав и минералов.

Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена ме­дицинс­ким знанием. В ней можно найти не только шлоки о меди­цинском при­менении трав и минералов, но и информацию о при­чинах и сути болез­ненного процесса (А.В.1.23-24;1.36.). Эта Веда содержит гимны о внут­риутробном развитии человека, о 5-ти ви­дах внешней праны и о 5-ти видах праны, действующих в теле че­ловека. В ней упоминаются имена авторов классических аюрведичес­ких текстов: Чараки и Сушруты. С дру­гой стороны, Чарака в Чара­ка-самхите перечисляет мудрецов, собрав­шихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе, и, напи­санной несколько позже, Махабхарате. Много в Атхарваведе заговоров и закли­на­ний, направленных на изгнание духов, вызывающих некото­рые бо­лезни; на концентрацию в руках праны для лечения наложением рук, лечение укусов змей и скорпионов, и др. Помимо собственно медицинской информации, в Ведах собраны гимны, описывающие историю образования и развития аюрведиче­ской науки.

Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие ос­новные аюрведические трактаты, доподлинно определить невозможно, суще­ствует множество всевозможных измышлений по этому поводу. Совре­менные ученые относят их к добуддийской эпохе (3000-1500 лет до н. э.), потому что история Индии со времени явления Госпо­да Будды более-менее из­вестна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапа­мятные времена господом Брахмой – творцом этого мира, прародителю человечест­ва и всех живых существ Дакше Праджапати. Праджапати научил Аюрве­де Ашвини-Кума­ров, двух братьев-близнецов, богов ветра, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных. Следующим в цепи ученической преемст­венно­сти стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников – после Индры об­разо­валось несколько цепей преемственности этого знания, спе­циализирую­щихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.

Существует 2 основных лечебных направления в Аюрведе – терапевтическое и хирургическое. Терапевтическое направление возглавил Атрея-муни; помимо Агнивеши, у Атреи было еще 5 учеников: Бхела, Джату­карна, Парашара, Харита и Кшарапани-муни, которые осно­вали свои школы Аюрведы. Таким образом, одна парампара, цепь ученической преемственности терапевтического направления Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Агнивеши, другая – от Хариты, третья – от Бхелы, четвертая – от Джатукарны, пятая – от Парашары, а шестая – от Кшарапани. Педиатрией занимался мудрец Кашьяпа, а лечением болезней головы – муни Ними. Хирургическое направление было основано Господом Дханвантари, который поведал это знание Аупадхенаве, Вайтаране, Паушкалавате, Аурабхре, Каравирье, Гопураракшите и Сушруте.

Бхарадваджа, Атрея, Агнивеша и Чарака жили прак­тически в одно время, и, не­смотря на то, что Атрея является воплоще­нием Господа (Кришна Атрея), Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем.

Со времен написания аюрведических писаний и Шри Мадхавы, одно­го из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута-самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведи­ческие тексты, последний из которых, Гангад­хара, жил и работал в конце 19 столетия. И хотя ино­гда они находились в разных учени­ческих приемственностях, опыт одних комментаторов и учителей прини­мался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы. В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе, и существует множество институтов (коллед­жей), преподающих аюрведическую науку. За последние 50 лет написаны величайшие трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по исследованию лекарственных растений, минеральных веществ и классических препаратов, практически во всех крупных госпиталях и клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма терапии. До сих пор в неко­торых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энту­зиастов, желающих вернуть их на свет Божий и имеющих средства на их публикацию.

Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из дру­гих стран, ведь Аюрведа играла в Азии такую же важную роль, как в Европе древнегреческая медицина, она распространила свое влияние на Малую и Среднюю Азию и страны Индокитая, включая Тибет. В I веке нашей эры были сделаны переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетс­кий и арабский, в 40-х годах XX века – на немецкий, а в 90-х – на английский. В настоящий момент ведется работа по их переводу на русский язык.

Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического зна­ния, а гармонич­но с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв при этом несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаве­дой Атхарваведы, ибо каноны, приня­тые в этой традиции, не противоречат явленным ведическим писаниям. Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а исто­рия имеет свойс­тво утаивать и стирать знания из памяти людских поко­лений, но Аюрведа не исчезла в глуби веков и выдержала самую главную проверку – проверку временем.

Автор: Матхура Мандала даса
Источник: книга «Фундаментальные основы Аюрведы»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии