fbpx

Древнеиндийская медицина и современная действительность

Ослепленные научно-техническим прогрессом, мы привыкли хулить и забывать знания наших предков, считая их никчемными и устаревшими. А вдруг они были правы, что, пиявки рождаются из ила, а вши – из пота, что эпидемии вызываются не бактериями и вирусами, а коллективным сознанием людей, и наши потомки также будут смеяться над нами, гордящимися «победой» над Природой, как мы смеемся на уроках истории? Соревнуясь между собой, фармацевтические компании разрабатывают все новые и новые лекарственные препараты, не обращая внимание на побочные эффекты и необратимые изменения в организме человека, которые они вызывают, а больные, словно загипнотизированные рекламой, не раздумывая их принимают, забывая про лекарственные травы и минералы, рожденные самой Природой для здоровья человека.

Однажды, в начале пятого века нашей эры, странствия китайского буддийского монаха Фасяня привели в индийский город Паталипутру. Когда-то этот город был столицей древней Индии. Находясь под впечатлением от диковинной страны, Фасянь пишет:

«Города и поселения этой страны являются самыми великими из всех в Срединном Царстве. Жители богаты и процветают, они соперничают друг с другом в практике добродетели и праведности… Главы семей вайшьев в них строят в городах дома благотворительности и медицины. Все немощные и обездоленные в стране, сироты, вдовы и бездетные мужчины, увечные и калеки, все больные приходят в эти дома и получают определенного рода помощь, а врачи определяют у них болезни. Они получают пищу и необходимые в их случае лекарства, и им становится легче; а когда они начинают чувствовать себя лучше, они сами уходят».

Этот текст Фасяня, наравне с древними аюрведическими текстами, является одним из самых ранних описаний городской поликлинической и больничной систем в мире. Ученые предполагают, что Индия, возможно, стала первой страной в мире, в которой была развита организованная общегосударственная система медицинского обеспечения.

Что же такое Аюрведа, и почему в последнее время все больше людей проявляют к ней повышенный интерес, и не только в самой Индии, но и на Запа­де?

Все аюрведические тексты относятся к древнейшим Священным Пи­саниям и включают в себя не только данные о здоровье и болез­нях чело­века, но и о строении окружающего мира, принципах мо­рали и нравст­венности, обо всей жизни в целом. Аюрведическое знание согласуется со всеми 4-мя Ведами и со всеми религиоз­но-философскими системами древней Индии. К сожалению, за многие тысячелетия своего существова­ния некоторые аюрведичес­кие писания были безвозвратно потеряны в толще эпох и не дошли до нашего времени, но те тексты, которыми мы располагаем (Чара­ка-самхита, Сушрута-самхита, Аштанга-хридаям-самхита, Аштанга-сам­гра­ха и многие другие), а также комментарии к ним, да и труды врачей последних столетий поддерживают реку Аюрведы в грани­цах ее бе­ре­гов, не давая ей обмельчать и исчезнуть.

В наше время многие люди начинают понимать, что их здоровье нахо­дится только в их руках, и традиционная медицина с ее таблет­ками и хи­мически синтезированными на громадных фармацевтических предприятиях лекарственными препаратами не только не открывает и не лечит причину заболевания, но и ведет к образованию бесконечного множества лекарственных аллергий, болезней печени и почек, к все­возможным побочным эффектам и забо­леваниям. Человек – неотрывная частица, клетка живой природы, поэтому мето­ды лечения дисбаланса в его теле, уме, энергетике и психике должны быть точно та­кими же натуральными и природными, как и он сам.

Аюрведа отличается как от традиционной медицины, так и от нетрадиционных целительских школ. В отличие от со­временной медицины, ее методы лечения абсолютно безвредны, природ­ны и натуральны, они неразрывно связаны с че­ловеком, его природой и индивидуальностью. В отличие же от нетрадиционных школ, Аюрведа обладает знанием, и это знание не спекулятивно, не надуманно, а прове­рено тысячами поколений врачей. Одни из основных предметов в аюрве­дических колледжах – аюрведическая анатомия и физиология – Шарирак­рия-вигьяна, а также Падартха-вигьяна – физические принципы строе­ния вселен­ной, природы и человека. Грубо и глупо подходить к человеку только как к думающему, говорящему и двигающемуся физическо­му телу, забывая, что он – Микрокосм, абсолютно на всех уровнях взаимо­действующий с Макрокосмом, этим феноменальным миром, и их невоз­можно разъединить.

Очень жаль, что современная западная медицина утратила свои корни, ухо­дящие в глубину религии, культов и обрядов. Многие гениальные врачи, светила от медицины, были глубоко верующими людьми. Точно не известно, ко­гда произошло разделение этих двух наук – науки о Боге и науки о че­ловеке, но для западной медицины этот шаг оказался роковым. Она забы­ла об истинной природе человека, забыла, что человек возник не в силу эволюции древней обезьяны, а был сотворен Богом, что он открытая система и должен находиться в рав­новесии с природой, что «ширьяте ити шари­рам» – каждое мгнове­ние тело меняется, а самое главное – она забыла объ­яснить человеку принципы здорового образа жизни и почему так необхо­димо быть здоровым. Эта деградация западной медицины, по-видимому, свя­зана с общим упадком духовности и религиозности в Европе и в Аме­рике за последние 200-250 лет. Еще одной фатальной ошибкой европейской медицины является твердая и неукоснительная вера в идеи древнеримского врача Клавдия Галена о том, что лекарственные свойства растений зависят не от свойств растения в целом и обусловлены не совокупностью веществ, входящих в состав растительного сырья, а каким-то одним активным фактором, который можно из него выделить и использовать в медицинских целях. Однако не стоит ругать и хулить аллопатическую медицину, формировавшуюся в лихолетье сложнейших исторических этапов развития человечества – она помогла спасти сотни тысяч людских жизней во время войн и катаклизмов, коими богат этот период истории Западной Европы. Да и в лечении хирургических болезней ей нет равных.

К сожалению, многие аюрведические тексты утрачены безвозвратно, но Аюрведа живет в явленных писаниях и прекрасно справляется с болезнями, вне зависимости от климата, языка людей или их убеждений. Закон гравитации фунда­мен­тален и действует на все тела без исключения в любой точке земного шара. Также и Аюрве­да.

Чарака-самхита, да и многие другие аюрведические тексты начинается со шлоки, объ­ясняющей, зачем много тысяч лет назад людям было дано аюрведическое знание:

дхарма артха кама мокша
намарогьям муламуттамам

(Ч.С.1.1.15.)

Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для ре­лигиоз­ности и исполнения своего долга (дхарма), принесения жертв и отдания долгов предкам, полубогам и родителям (артха), а также для поддержания тела – нор­мального сна, еды, физической нагрузки, работы, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т. д. (кама). Дхарма, артха и кама способс­твуют контролю ума и ведут человека к состоянию мокша – освобождения. Дхарма-шастры (Ману-самхита, например) настоя­тельно рекомендуют че­ловеку поддерживать свое здоровье на должном уровне, мотиви­руя это тем, что в здоровом теле легче исполнять свои обязанности, самосовершенствоваться и идти к Богу.

Автор: Матхура Мандала даса
Источник: книга «Фундаментальные основы Аюрведы»

Это может быть вам интересно
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии