Категории упражнений по характеру их тренировочного и психоэнергетического воздействия

Принцип прогрессивной тренировки | Категории упражнений

Принцип прогрессивной тренировки

Тем, кто избавился от недуга посредством применения определенной терапевтической схемы тренировок, рекомендуется развивать достигнутый успех, выбрав для себя упражнения с тем, чтобы выполнять их ежедневно сообразно индивидуальной программе. Желательно эту программу постепенно развивать и усложнять. Назовем такой подход принципом прогрессивной тренировки.

Когда материала, изложенного на этом сайте, станет недостаточно, следует обратиться к более полным работам – уже по Йоге, а не по Йога-терапии – или же найти себе компетентного учителя, что, вне всякого сомнения, гораздо лучше (при условии, разумеется, что он действительно компетентен).

Категории упражнений

Тренировочное воздействие
Психоэнергетическое воздействие

Категории упражнений по характеру их тренировочного воздействия

  • Нижняя часть тела: шалабхасана, падахастасана, гомукхасана, триконасана, джану-ширшасана, макарасана, ваджрасана, супта-ваджрасана, падмасана, джану-ширшасана, пашчиматанасана, дханурасана, уштрасана, ангуштхасана, акарша-дханурасана, ардха-чакрасана, бхадрасана.
  • Промежность, таз, живот, поясница: ардха-курмасана, ардха-чакрасана, триконасана, падахастасана, дханурасана, павана-муктасана, акарша-дханурасана, макарасана, пашчиматанасана, халасана, уддияна-бандха-мудра, наули-крийя, маха-бандха, маха-ведха, маха-мудра, уштрасана, джану-ширшасана, ангуштхасана, супта-ваджрасана, матсьясана, ардха-матсьендрасана, бхадрасана, баддха-падмасана, маюрасана.
  • Торс, плечевой пояс, руки: бхуджангасана, дханурасана, падахастасана, ардха-чакрасана, куккутасана, баддха-падмасана, пашчиматанасана, уштрасана, випарита-карани, матсьясана, ардха-матсьендрасана, гомукхасана, маюрасана.
  • Позвоночник: пашчиматанасана, триконасана, падахастасана, халасана, бхуджангасана, шашакасана, уштрасана, ардха-чакрасана, ардха-матсьендрасана, джану-ширшасана, баддха-падмасана, халасана, бхадрасана, матсьясана, супта-ваджрасана, ангуштхасана (вытягивание за счет веса, приложенного к нижнему концу), маюрасана.

Категории упражнений по характеру их психоэнергетического воздействия

  • Притхви-грантхи: бхадрасана, акарша-дханурасана, пашчиматанасана, джану-ширшасана, падахастасана, все перевернутые асаны, куккуттасана, маюрасана. гомукхасана, ангуштхасана, мула-бандха, ашвини-мудра, уддияна-бандха, шакти-чалана-мудра, триконасана, все прогибы назад.
  • Вари-грантхи: макарасана, гомукхасана, мула-бандха-мудра, маха-мудра, маха-бандха, маха-ведха, ашвини-мудра, шакти-чалана-мудра, все пранаямы, бхадрасана, акарша-дханурасана, халасана, пашчиматанасана, все прогибы назад, сарвангасана, випарита-карани, ширшасана, маюрасана, супта-ваджрасана, ардха-матсьендрасана.
  • Агни-грантхи: йога-мудра, уддияна-бандха-мудра, наули-крийя, агнисара-дхаути, сахаджа-агнисара, халасана, матсьясана, пашчиматанасана, ардха-матсьендрасана, все перевернутые асаны, все прогибы назад в сочетании с маюрасаной, джану-ширшасана, павана-муктасана, куккутгасана, падахастасана. особое значение для развития агни-грантхи имеет регулярная практика пранаямы.
  • Вайю-грантхи: все пранаямы и упражнения для торса, плечевого пояса, рук и позвоночника.
  • Висма-грантхи: випарита-карани-мудра, матсьясана, сарвангасана, халасана, уштрасана и другие прогибы назад, баддха-падмасана, все пранаямы.
  • Ахам- и махат-грантхи: шашакасана, мукта-падмасана, баддха-падмасана, ширшасана, ардхаматсьендрасана, падахастасана, ардха-чакрасана, матсьясана, маюрасана, все мудры и все пранаямы.

Пранаямы являются более эффективным средством, чем асаны, ибо если последние практикуются без осознанного дыхания, соответствующего предписаниям и превращающего их в динамическую пранаяму, польза, ими приносимая, весьма ограничена и нередко сопровождается нежелательными побочными эффектами, иногда сводящими на нет их благотворность.

  • Необходимо помнить:

Всякая асана и мудра суть не более чем канва для процесса правильного дыхания, без этого корректный психоэнергетический эффект практики принципиально недостижим. И еще раз: для укрепления здоровья больные люди могут пользоваться только сахаджа-, пашчатья- и враджана-пранаямами. Все полные пранаямы и пранаямы высших типов в терапевтических целях неприменимы, ибо опасны. Ими пользуются только для духовного развития и обретения магических сил те, кто раз и навсегда решил для себя проблемы здоровья. Для того же, кто ограничен несовершенством физического тела, практика высших пранаям неизбежно сопряжена со смертельным риском. Доказывать что-либо самому себе в данном случае просто глупо, ибо вина за переоценку своих возможностей в полной мере ложится на самого практикующего.

Всему свое время. Пожалуйста, не спешите! Эта просьба в основном обращена к тем, кто излишне самоуверен. Как явствует из опыта, именно такие люди чаще всего попадают в ультимативные ловушки, расставленные ими на самих себя.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии