Сознание: слои и функции ума

Слои сознания и психические заболевания | Функции ума

Слои сознания и психические заболевания

  • Манас – внешний слой сознания, посредством которого мы участвуем в сиюминутных событиях.
  • Буддхи – средний слой сознания, позволяющий нам наблюдать как за сиюминутными событиями, так и за устойчивыми состояниями.
  • Читта – глубинный слой сознания, в котором хранятся устойчивые структуры.

Когда мы обучаемся чему-то новому – например, завязывать шнурки на ботинках, – то первым делом в работу включается манас. С его помощью мы исполняем это новое действие, опираясь на данные органов чувств. Буддхи руководит действием и помогает нам совершенствоваться в мастерстве. Когда же мы вполне усваиваем это действие, оно становится привычным и превращается в функцию читты. После этого мы уже завязываем шнурки автоматически, не задумываясь над тем, как это сделать. Слои сознания обычного человека распределяются следующим образом:

ЧиттаБессознательное, но также и потенциал высшего сознания
МанасПодсознание
БуддхиСознание
АхамкараСамосознание

Читта и манас по большей части являются подсознательными. В этом отношении они близки друг другу. Осознанной областью сознания является только буддхи. Буддхи отделяет читту от манаса, поэтому сенсорные реакции не формируют обусловленность на глубинном уровне. Ахамкара – это самосознание, или эго, которое делает нас подверженным внешним влияниям. Атман наблюдает эти функции и превосходит их все; связь с ним осуществляется посредством высших функций буддхи.

Факторами болезни (дошами) являются нарушения функций внешнего ума и разума, причиной которых, в свою очередь, является эго. Эго привносит в поле ума ментальные доши – раджас. Тамас в форме негативных мыслей, эмоций и впечатлений. Оно заставляет нас использовать свои органы чувств, эмоции и интеллект ради эгоистичного удовольствия, а не для развития высшего сознания. Нарушение функций разума (буддхи) – главный фактор болезни, поскольку именно буддхи руководит использованием ума и чувств.

Указанные факторы повреждают читту. Подобно тому как при нарушении функций органов чувств и при плохом пищеварении повреждаются ткани тела, так и при нарушении психических функций повреждается сама субстанция ума. Чтобы избавиться от болезни, необходимо удалить эти ментальные токсины и восстановить психическую субстанцию. В обычной аюрведической терминологии избыток дош – ваты, питты и капхи – наносит вред тканям тела (дхату); поврежденная ткань при этом называется «душти». В аюрведической психологии буддхидоша становится причиной читтадушти – то есть нарушение функций разума повреждает сустанцию сознания.

Функции ума

Каждая функция ума характеризуется тем или иным естественным качеством (гуной или сочетанием гун), но качество это может изменяться под действием других гун. Выявление гун ума и преобразование всех тамастичных и раджастичных функций в саттвичные – ключ к психическому здоровью и духовному развитию. Все духовное развитие и вся психотерапия на практике сводятся к переходу от тамастического образа жизни к саттвическому.

Каждый день в своей повседневной жизни мы проходим стадии различных гун. Когда мы спим или пребываем в апатии, мы находимся в фазе тамаса. Когда мы бодрствуем и проявляем восприимчивость, мы находимся в фазе саттвы. Когда же мы активно действуем или когда наше внимание рассеивается, мы находимся в фазе раджаса. Как правило, в фазе саттвы (умиротворенности) мы не вполне одобряем те поступки, которые совершили в тамастической или раджастической фазе – проявления невежества, бесчувствия или глупости (тамас) либо агрессии, возбуждения или импульсивности (раджас). Однако не следует огорчаться.

У просветленного человека бывают моменты погружения в тамас, когда он может совершить то, о чем впоследствии будет жалеть. Наша карма определяется не одними только тамастическими состояниями, а взаимодействием всех 3-х гун в поле нашего ума.

Присмотритесь внимательнее к этому взаимодеиствию. К примеру, некоторые люди в утренние часы более саттвичны, а к вечеру становятся вялыми и входят в фазу тамаса. Другие, напротив погружены в тамас утром, а вечером приходят в саттвическое состояние. Одни более активны (раджастичны) утром, другие – вечером. В целом, саттва должна преобладать в утренние и вечерние часы, раджас – в середине дня, а тамас – только во сне.

Обратите внимание на то, как влияют на вас окружающая среда и другие люди. В общении с саттвичными (духовными) людьми и в саттвичных ситуациях вы и сами проникаетесь саттвой. В окружении тамастичных (апатичных) людей и в тамастичных ситуациях вы чувствуете себя вялым и подавленным. Среди раджастичных (беспокойных) людей и в раджастичных ситуациях вы испытываете прилив возбуждения. Наблюдайте за тем, как течет ваша жизнь в целом. Становитесь ли вы с годами более саттвичным (духовным), раджастичным (деятельным) или тамастичным (пассивным)?

Функции ума

саттвараджастамас
Сознание (читта)внутреннее спокойствие, самоотверженная любовь, вера, радость, преданность, сострадание, восприимчивость, ясность, хорошая интуиция, глубокое понимание, непривязанность, бесстрашие, внутреннее безмолвие, хорошая память, спокойный сон, гармоничные отношения с другими людьмитреволнения, необузданное воображение, неуправляемые мысли, беспокойство, недовольство, страстные желания, раздражительность, гнев,расстроенная память, беспокойный сон, беспокойные отношения с другими людьмиглубоко укоренившиеся эмоциональные блоки и привязанности, неспособность избавиться от старых схем и навязчивых
воспоминаний, неистребимые привычки, волнения, фобии, страх, тревога, депрессия, ненависть, чрезмерно долгий сон,неудовлетворительные отношения с другими людьми
Разум (буддхи)способность отличать вечное от преходящего, ясность восприятия, твердые нравственные установки, терпимость, отказ от насилия, умение доверять, честность, чистотакритичный ум, склонность к осуждению, упрямство, своеволие, самодовольство, самоуверенность, узость мышления, искаженное восприятие, убежденность в реальности внешнего мира, склонность принимать частные имена и формы за истинунедостаток ума и восприимчивости, глубоко укоренившиеся предрассудки, недостаток совести или нравственных принципов, нечестность, подверженность иллюзиям, убежденность в реальности своих мнений
Ум (манас)хороший самоконтроль, власть над чувствами, способность контролировать половое влечение, способность переносить боль и действие стихий (жары и холода), непривязанность к телу, согласие между словом и деломсильная чувственность и сексуальность, подверженность разнообразным желаниям, агрессивность, напористость, дух соперничества, своенравность, необузданное воображение, беспокойные сновидения, расчетливостьлень, недостаток самоконтроля, склонность подпадать под чужое влияние, бесцельное блуждание мыслей, грезы наяву, неспособность переносить боль, зависимость от чувственных ощущений, множество привычек и пристрастий, злоупотребление наркотиками, разгульный образ жизни
Эго (ахамкара)духовная идея «я», самоотверженность, смирение, духовное служение, самопознание, забота о других людях, уважение ко всем живым существам, состраданиечестолюбие, напористость, установка на достижение внешних целей, своеволие, высокомерие, тщеславие, самовосхваление, склонность манипулировать другими людьми, прочное самоотождествление с такими объектами, как семья, страна или религиянегативная идея «я», робость, раболепие, несамостоятельность, нечестность, боязливость, самоотождествление по преимуществу с собственным физическим телом

Средства развития психических функций

ЧиттаПранаяма, мантры, медитация на бесконечное пространство или пустоту, техники сосредоточения и развития внимания, самадхи, путь служения (Бхакти-йога) в сочетании с путем знания (Джнана-йогой), развитие правильных представлений, восприимчивости, ясности, веры, любви, спокойствия, радости и чувства общности, установление гармоничных отношений с другими людьми, сатсанг (духовное единение)
БуддхиСосредоточение, медитация, исследование Я, мантры, размышление об универсальных инстинах, Йога знания (Джнана-йога), самонаблюдение, развитие совести и нравственности, способности к правильным суждениям и самодисциплины, развитие теджаса (внутреннего огня).
МанасРелигиозное служение (лучше всего с обращением к какой-либо конкретной форме или образу божества), самодисциплина (пост и т. п.), контроль над сексуальной энергией, мантры, медитация на внутренний свет и звук, визуализации, труд, служение, йога служения (Бхакти-йога), развитие оджаса, правильное усвоение впечатлений, правильное питание, развитие терпения, характера, силы воли и контроля над внешними чувствами.
АхамкараДуховные устремления, преданность Богу, бескорыстное служение, самодисциплина, самоанализ, самонаблюдение, установление гармоничных отношений с людьми.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии