fbpx

Визуализация и воображение - способ увеличения сил ума

Воображение, источник творческого могущества | Воображение должно быть под контролем | Образ «папа-пуруши», греховного человека

Одно из основных условий быстрого прогресса искателя заключается в осуществлении тщательно разработанного процесса внутренней визуализации, принятого во всей тантрической садхане. Творчески визуализируемые внутренние образы не возникают случайно, но они имеют глубокую связь с миром души, который есть мир символизма. Исследование символа приводит ум к идеям, не поддающимся рациональному объяснению, но которые, тем не менее, неопределимым образом связаны со структурным прошлым человека.

Сегодня под влиянием западных мыслителей и философий миру в большей степени импонирует знание, основанное на фактическом доказательстве или объективном опыте. Однако, многие явления существуют за пределами человеческого понимания; их невозможно проверить в лаборатории, но только посредством личного опыта, обретенного в темных глубинах ума. Несмотря на субъективность такого анализа, мы должны принять его во внимание, так как эти внутренние переживания обладают трансформирующим качеством.

Для развития внутреннего видения необходимо, чтобы вы дали волю своему творческому воображению и способности к визуализации. Воображение является динамическим процессом, посредством которого мыслитель создает измерение опыта, не достижимое через процесс рационального мышления. Чем более свободным и раскрепощенным является воображение, тем шире сфера переживаний.

Конечно, мы все способны представить в воображении ту или иную форму, но этого недостаточно. Эти образы ограниченны и не выходят за границы внешнего правдоподобия. Они заключены в пределы стандартных общественных норм поведения и мышления. Кроме того, они не выходят за пределы мысли; они никогда не принимают форму видений. Если бы было иначе, мы все стали бы визионерами или провидцами. Провидец есть тот, кто может видеть внутри себя; тот, кто развил свою способность воображения до такой степени, что все знание поступает к нему в форме визуальных картин. Он пользуется той же способностью, какой наделен каждый из нас, но делает это более динамичным и универсальным способом.

Воображение – источник творческого могущества

Известно, что только те, кто имеет большую силу воображения, обладают способностью творить, потому что воображение является ментальной силой, которая может быть использована любым образом. По мере того, как вы создаете внутренний мир образов и символов, силы ума становятся могущественнее, поскольку вы творите эти образы посредством своей собственной ментальной энергии, черпая их из обширного потенциала, скрытого в вас в форме архетипов. Когда способность воображать и создавать ход мысли, которому вы желаете следовать, развивается силами ума, тогда спонтанно развивается также способность добиваться всего, к чему устремлено ваше внимание.

Не так давно процесс внутренней визуализации был успешно применен как средство, способствующее излечению от раковых заболеваний. Известный д-р Энсли Мейрс из Австралии и д-р Симонтон из Америки экспериментировали с идеей визуализации больным внутреннего процесса излечения. Пациент осуществляет ряд визуализации, где больные клетки и ткани уничтожаются здоровыми, подобно тому, как одна армия уничтожается другой. Успех зависит главным образом от способности пациента сосредоточиваться и представлять внутри себя этот процесс. Результаты были на самом деле значительными.

Само собой разумеется, что идея излечения раковых заболеваний таким способом обязана своим появлением Тантре и Йоге, уделявшим этому аспекту особое внимание. В Тантре визуализация и творческое воображение действуют, как мост между объективным и субъективным мирами. Ваше воображение может быть сосредоточено на ваших объективных переживаниях, но образы, которые вы создаете, являются чисто субъективными.

По этой причине Тантрой было развито сложное искусство иконографии. Иконы действуют как основа, дающая воображению искателя направление, фокус и средство для концентрации внимания. Абстрактное воображение несомненно более могущественно, но очень немногие имеют способность к нему, по крайней мере в плане его творческого применения для достижения благотворного результата. Большинство людей нуждаются в руководстве и направлении на каждом шагу вследствие неподготовленности ума, который очень легко выходит из-под контроля. Иногда это может быть опасным, если ваше воображение основывается на разрушении. Именно поэтому йогические дисциплины становятся необходимы, чтобы ум постоянно мог оставаться под контролем искателя, до каких бы высот он ни поднимался.

Чтобы использовать свое воображение как творческую силу, необходимо создать мысль, визуализировать ее и поддерживать концентрацию внимания до наивысшего предела, или истощения. Только тогда ум приобретает силу. Однако проблемы, которые он создает в этом процессе, вызывают у среднего человека разочарование и уныние.

В таттва-шуддхи вы поощряетесь к внутреннему исследованию. Вам дается возможность создавать цвета, звуки, образы и предлагается подробно останавливаться на абстрактных идеях, визуализируя их как конкретные формы. Вам представляют как гротескные, так и приятные образы, и, хотя в помощь вам даются некоторые определенные указания, вы имеете максимальный простор для своих исследований.

Вначале образы существуют только в форме мысли, но постепенно они развиваются в ясно различимые картины. Это происходит только тогда, когда ум достигает большей концентрации. По мере того, как ум подробно останавливается на этих картинах, которые вы сами создаете, вы проходите через такие переживания, которые в ином случае остаются незамеченными.

Воображение должно быть под контролем

Мы должны понимать процесс воображения и визуализации как метод развития тонких и глубоких внутренних переживаний, так же как способ увеличения сил ума; не как метод «промывания мозгов», что предполагается многими нашими критиками. Символы и образы, которые мы используем в практике таттва-шуддхи, были выбраны благодаря своему универсальному характеру. Их можно рассматривать как результат субъективных переживаний, подтвержденных объективно. Они являются вечными архетипическими символами, способными вызывать глубокие духовные переживания в человеке, независимо от его национальной и религиозной принадлежности. Они были исследованы под проницательным взором тех, кто оживил свое внутреннее видение. И они есть единственное связующее звено между вами и вечным духом, к постижению которого вы стремитесь.

Тантрические образы часто выходят за границы разумного объяснения. Некоторые из них имеют 16 рук и 3 глаза, некоторые изображаются обнаженными и пьющими кровь или несущими оружия уничтожения. Кали изображается с гирляндой из черепов, и Шива – со змеями, обвивающими все тело. Помимо того, что они предлагают свое символическое значение, эти разнообразные изображения являются тантрическим способом утверждения того, что жизнь никогда не может быть приспособлена к одному шаблону, одной идее, одному типу мышления. Это просто обеднило бы разнообразие жизни. Скорее, мы должны познавать многообразие и противоречивость, чтобы мы могли жить полной жизнью.

Фактически, Тантра сегодня оказывается единственной духовной традицией, которая сохранила эту сферу практического применения воображения живой и действенной как научный подход к человеческому уму и сознанию. Тантра полагает, что воображение и внутреннее переживание не должны быть оставлены на произвол переменчивого настроения человека, но скорее, должны быть приведены в подчинение его воле. Человек должен уметь создавать мысль, развивать и визуализировать ее и затем обходиться без нее. Это является основанием для духовного опыта и также для всякого достижения в вашей материальной жизни.

Для этого вы должны будете подчиниться правилам и предписаниям, заложенным в тантрической практике. Тантра предписывает не только символы и образы для оживления желаемой идеи, но и каким образом вам следует сидеть, дышать, должны ли вы находиться в темной комнате или светлой, и в какой момент вы должны представлять определенный символ. Все это необходимо делать под строгим руководством учителя.

Образ «папа-пуруши», греховного человека

Практика таттва-шуддхи включает в себя медитацию на многие необычные образы, из которых самым эксцентричным является папа-пуруша, греховный человек, символизирующий причину вашего страдания и несчастья вследствие эго, привязанности, ревности, гордости и т. д. В процессе таттва-шуддхи вы представляете себе полную трансформацию его формы, происходящую в вашем теле, и через эту трансформацию вы действительно изменяете себя. Эту трансформацию папа-пуруши следует понимать как внутреннюю трансформацию конфликта между негативными и позитивными силами энергии, которые стремятся к соединению, чтобы пробудить ритм и равновесие третьей нейтральной силы.

Трансформация папа пуруши должна быть ясно понята в этом свете. Идея конфликта и дисгармонии, которая дает начало отклонениям в нашей личности и природе, является в такой же степени физиологической, как и психологической. Две силы иды и пингалы, солнца и луны, жизненной и ментальной энергии, которые свойственны каждому существу, постоянно воздействуют друг на друга. Любое нарушение равновесия между этими двумя силами в конечном итоге переходит в ментальную и психологическую сферу, и наоборот. Поэтому трансформация папа-пуруши – это не просто акт очищения себя от грехов и пороков. Предполагать так, значило бы давать только чисто моральную и этическую интерпретацию. В конце концов, если бы грехи могли быть искуплены актом исповеди, жизнь была бы очень простой.

Папа-пуруша не означает греховного человека, как это было бы понято с этической и религиозной точек зрения, но является символом всего, что находится в состоянии конфликта, дисгармонии и неуравновешенности. Тантра подчеркивает необходимость опытного познания конфликта с целью достичь гармонии. Представление о дуалистических и противостоящих силах, которые мы должны понимать как необходимый феномен вселенной, выступает в качестве основной доктрины Тантры.

Тантра говорит о двойственности на всех уровнях творения. На высшем уровне существует Шива и Шакти. Они – две стороны одной монеты, и этот аспект можно наблюдать в каждой сфере существования и опыта: день и ночь, солнце и луна, жар и холод, любовь и ненависть. Без дня не может быть знания о ночи. Мы способны распознавать явление ночи только благодаря нашему дневному опыту, который предшествует или последует ей.

Принцип иды-пингалы основан на той же самой теории. Ида представлена луной, питала представлена солнцем. Ида символизирует ментальную энергию, питала праническую, или жизненную энергию. Ида холодная, питала горячая, и так далее и тому подобное. В силу своих противоположных качеств они создают определенного рода «напряжение» или «натяжение» друг между другом, и в этом эволюция жизни.

Если бы не существовало напряжения или противоречия, мы перестали бы развиваться. Мы остались бы на уровне тамаса, пресыщенными, инертными и бездеятельными. Однако, в силу существующего противоречия, возникает напряжение, и благодаря напряжению, мы всегда стремимся найти равновесие. В своем поиске равновесия мы обращаемся к духовному опыту, и таким образом наше развитие продвигается все выше и выше.

Поэтому гротескный маленький человек, которого мы воплощаем в своих телах, является символическим творением выведенной из равновесия энергии внутри всей системы, называемой нами как ум и тело. Он не дьявол или сатана. Конечно, он изображается таковым с целью оказать влияние на то, что глубоко укоренено в каждой личности. Идея греха является частью коллективного бессознательного, которое появляется через родовое прошлое и вызывает сильный отзвук.

Образ папа-пуруши удачно предлагается в тот момент практики, когда вы находитесь в стадии свидетельствования, отстранившись от некоторой части своего ума, чтобы наблюдать каждое действие, каждую мысль и объективно оценивать свои реакции. Только тогда, когда вы можете рассматривать себя объективно, вы видите многие грани собственной личности, которые ваше эго до сих пор скрывало от вас, заставляя вас отворачиваться от этой отвратительной части вашей личности, в наличии которой вы стыдились признаваться.

Однако Тантра говорит: «Нет! Вы должны быть способны видеть себя таким, какой вы есть на самом деле; не так, как вам хотелось бы думать о себе. Вы должны иметь твердую волю, чтобы встретить лицом к лицу свои слабости так же, как свою силу. Вы можете начать что-то делать с этим только тогда, когда вы смотрите на себя. Это должен быть не поверхностный и случайный, но глубокий проникающий внутрь взгляд. Тогда вы сами узнаете, что нужно делать, и это знание будет внутренним знанием, которого невозможно достичь, если не смотреть внутрь».

Поэтому различные методы были разработаны для того, чтобы научить искателя смотреть в себя. Некоторые из этих методов связаны с подсознательным и бессознательным умом через представление мандал, так как мандала обладает способностью привлекать то, что существует в этих сферах ума.

Таттва-шуддхи является такой практикой, в которой создаваемые мандалы связаны с обеими частями вашей личности, одной трансцендентальной и другой очень грубой, и вам, искателю, предлагается решить, с которой из них вы хотите соединяться и отождествляться. Однако, прежде всего вам будет предложено обратить взгляд на себя, вам дается несколько методов, развивающих низшую таттву тела в высшую таттву ума. Вам предлагается принять решение только тогда, когда вы утвердились в высшем состоянии ума, потому что это решение должно быть точным. Отождествление с папа-пурушей или с Деви – этот выбор вам предлагается сделать. Вы должны определиться посредством высшего, а не грубого ума.

Это важно. Таттва-шуддхи требует от вас терпения. Подождите, пока не откроется ясность внутреннего видения, имеющего наибольшую силу и точность. Если ваша практика приводит вас к очень глубокому осознанию себя, вы отождествляете себя с Божеством, но если такая высота оказывается недоступной, то вы отождествляете себя с более грубым уровнем, т.е. папа пурушей. Все зависит от того, насколько глубоко вы способны идти. Практика таттва-шуддхи показывает путь, давая вам понимание того, что притхви, апас, агни, вайю и акаша таттвы являются только следствиями, но не причиной. Пока вы не вернетесь к причине, вы не сможете обнаружить корень своего существа. Там лежит ответ.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии