Мула-бандха-мудра: техника выполнения и действие

Обычно практика мула-бандхи «встроенна» в практику других упражнений, но здесь приводится описание мула-бандхи как отдельного упражнения, которое не только исключительно благотворно влияет на все органы сексуальной сферы, но также позволяет как следует разобраться в технических аспектах мула-бандхи как средства управления восходящими праническими потоками.

Связанный пост. Бандхи в йогической практике: джаландхара, уддияна, мула

«Мула» – корень, источник, начало. Над промежностью внутри таза находится образование энергетического тела, именуемое «канда» – яйцо. Это – небольшое яйцеобразное пространство, от которого начинаются все нади – каналы энергетического тела. Сжатием канды прана вытесняется в каналы, отчего потоки в них усиливаются. Эта манипуляция осуществляется с помощью сокращения мускулатуры тазового дна, что называется мула-дхара-мудрой – замком корневого потока.

Муладхара-мудра – центральная часть мула-бандхи. Кроме того, в мула-бандху входят также еще задняя ее часть – ашвини-мудра и передняя часть – ваджроли-мудра, совмещенная с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота. Муладхара-мудра стимулирует корневой поток, который распределяется по всем каналам тонкого тела равномерно.

Ваджроли-мудра – сокращение сфинктера мочевого пузыря с подтягиванием полового органа вверх сокращением мышц живота без прижимания их к позвоночнику – стимулирует восходящий поток в передней части серединного кольца.

Ашвини-мудра стимулирует восходящий поток в объеме тонкого тела и в задней части серединного кольца.

В сочетании с ваджроли-мудрой и прижиманием мышц низа живота к спине, ашвини-мудра концентрирует поток в задней части серединного кольца. В сочетании с ваджроли-мудрой и ашвини-мудрой муладхара-мудра направляет поток в 3 главных внутренних канала – центральный, левый и правый – соответственно, сушумну, иду и пингалу. Таким образом, полная мула-бандха, сжимая канду со всех сторон, заставляет прану подниматься вверх по всем 4-м главным каналам – центральному, правому, левому, переднему серединному и заднему серединному, достигая ахам-грантхи и махат-грантхи. После того как мышцы, посредством сокращения которых выполняется мула-бандха, расслаблены, прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота – в области вихря манипура-чакры, откуда энергия может быть взята непосредственно и использована без дополнительной обработки на любом уровне тонкого тела – таково качество энергии манипуры (им обусловлена функция манипуры как главного хранилища и источника жизненной силы).

Таким образом, практика мулабандха-мудры собирает энергии всех (нижних уровней, из которых наиболее мощной является сексуальная энергия, поднимает ее вверх, модулирует тонкими вибрациями верхних чакр, изменяя тем самым ее «информационное» качество, и затем концентрирует в виде творческой жизненной энергии в хранилище личной силы, откуда она может быть взята для непосредственного использования любой системой, энергетический
потенциал которой по какой-либо причине пострадал.

Техника выполнения

Сесть в падмасану или любую другую медитативную позу . Полностью выдохнуть. Приостановив дыхание после выдоха, выполнить ваджроли-мудру, сократив сфинктер мочевого пузыря и подтянув половой орган вверх, как в маха-бандха-мудре.

Медленно вдыхая, выполнить ашвини-мудру и напрячь нижнюю часть передней стенки живота, прижав ее к спине. Одновременно с этим напрячь мышцы тазового дна. Общее движение должно быть направлено на сжатие внутритазового пространства и как бы «вытеснения» его содержимого вверх.

Сделав полный вдох, следует выполнить джаландхара-бандху – вытянув вверх к макушке головы шею, прижать к подъяремной выемке подбородок – и, остановив дыхание, но не перекрывая голосовую щель, еще сильнее напрячь все мышцы внизу, как можно плотнее сжимая канду в нижней части внутритазового пространства. Начать выдох. Убрать джаландхара-бандху . С медленным выдохом расслабить все. Поначалу остановка дыхания может не практиковаться, так как это иногда вызывает нежелательные последствия, неблагоприятно сказываясь на работе сердца.

По мере освоения мула-бандхи пауза после вдоха может быть несколько увеличена. Желательно дожидаться момента, когда ощущение восходящего потока праны заполнит голову . Тогда очень легко будет проконтролировать его нисходящее движение во время выдоха и собирание праны в области живота.

Для начинающих практика этой мудры должна ограничиваться только 10-ю повторениями утром и вечером. Постепенно увеличить количество повторений до 20 дважды в день.

Действие

Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности – геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т.д.

Йогины утверждают, что регулярная практика мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста.

При регулярной практике мула-бандха-мудра обеспечивает накопление праны в области живота – местонахождении основного вихря. Если с помощью перевернутых асан и мудр направление вращения этого вихря изменено на обратное, накопление энергии в этой области придает вращению вихря дополнительную инерцию и увеличивает его скорость. В результате процессы старения организма замедляются в еще большей степени, чем при практике перевернутых асан, не подкрепленной выполнением мула-бандха-мудры.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии