Маха-бандха-мудра - символ великого замка

Маха-бандха — весьма специфическое упражнение, предотвращающее утечку сексуальной энергии и позволяющее перераспределить ее, направляя на устранение «слабых мест» в тонком теле. Учитывая тот факт, что сексуальная энергия есть более мощный источник жизненной силы в человеческом организме, также то, что в подавляющем большинстве своем люди распоряжаются ею исключительно бездарно, не только транжиря в ходе столь общепринятого неконтролируемого полового акта, но и растрачивая на истощающие сознание мыслеобразы, мысли, эмоции, слова и прочее,- всякое упражнение, позволяющее хоть немного приблизиться к способности управлять проявлениями сексуальной энергии, может оказать огромную помощь в укреплении как физического, так и психического здоровья. Отсюда — то значение, которое йогины придают практике маха-бандхи — первого шага к осознанию и контролю сексуальной силы.

Техника выполнения

Встречается несколько вариантов техники исполнения маха-бандха-мудры. Маха-бандха-мудра может выполняться в 2-х асанах — сиддхасане (которую мастера часто именуют ваджрасаной) — позе совершенства и ардха-падмасане — полулотосе.

Существует 3 основных варианта cиддхасаны:

  • Первый — самый простой — иногда описывают также как один из вариантов cвастикасаны — «благодатной позы». Чтобы принять эту асану, нужно сесть прямо с вытянутым вверх позвоночником и, согнув ноги, поместить пальцы правой ноги в коленную впадину левой (рис. 1). Согнув затем левую ногу и тем самым зафиксировав положение ступни правой ноги, следует подложить левую ступню под бедро правой ноги, снизу поместив пальцы ее ступни в промежуток между правым бедром и голенью. Выпрямиться, немного наклониться вперед, вытянуть вверх ягодицы, сесть прямо, обхватив кистями рук одноименные колени и сидеть расслабленно, вытянув вертикально вверх прямой позвоночник и свободно дыша (рис. 2).
  • Второй вариант сиддхасаны выполняется из того же исходного положения, что и первый. Согнув левую ногу, нужно положить ее ступню так, чтобы пяткой она уперлась в промежность (рис. 3). Ступню правой ноги подтянуть пяткой к пупку (рис. 4) и, скользя ею по животу вниз, аккуратно положить сверху на ступню левой ноги так, чтобы не ощущалось никаких неудобств. Привести позвоночник в прямое вертикальное положение, обхватить кистями колени (рис. 5).
  • Третий вариант сиддхасаны мало чем отличается от второго, за исключением того, что первая нога укладывается на пол тем же движением, что и вторая,- скольжением пятки вдоль вертикальной оси тела по направлению вниз от пупка (рис. 6 и 7). За счет этого промежность касается пола и итоговое положение тела оказывается более устойчивым (рис. 8 и 9). Кроме того, узел схождения трех основных энергетических каналов продольной серединной плоскости тонкого тела, именуемый «Вратами жизни и смерти», оказывается открытым в сторону земли, и изменения, которые происходят в нем при поднятии праны по переднему серединному каналу в процессе практики маха-бандхи, ощущаются наиболее явственно.

Приняв одну из вышеописанных асан — ту, которая вызывает наименьшие затруднения,- выдохнуть и затем, не втягивая живот, со вдохом движением внутрь-вверх медленно сокращать сфинктер мочевого пузыря (часть полной мула-бандхи, в некоторых источниках именуемая ваджроли-мудрой) и движением вверх к грудине — мышцы живота, подтягивающие половые органы, как бы пытаясь подтянуть их по поверхности живота вверх. Шея свободна, джаландхара-бандха здесь не выполняется.

У мужчин при этом наружные половые органы будут приподниматься, а у женщин вся область половых органов вплоть до яичников — втягиваться внутрь. С медленным выдохом расслабиться. Чередовать напряжение и расслабление, совмещенные с плавным ритмичным дыханием, повторив 10-20 раз. Сменить положение ног на зеркальное и повторить столько же раз.

Полулотос — ардха-падмасана — подобен первому варианту сиддхасаны, но ступни ног не прячутся в подколенные впадины, а просто лежат свободно: верхняя — на бедре противоположной ноги, нижняя — под бедром (рис. 10). Тот, кто не может принять ни одну из рекомендованных выше асан, пусть попытается начать осваивать маха-бандху в сукхасане — «удобной позе» (рис. 11) или в ваджрасане.

Действие

Практика этой мудры дает совершенное здоровье и позволяет развить немыслимую жизненную силу. Приобретается способность полностью контролировать проявления сексуальной энергии, что устраняет склонность к половым излишествам, половым извращениям, злоупотреблениям сексуальной энергией, излечивает импотенцию, бесплодие и нарушения кровяного давления, способствует излечению многих гормональных расстройств, нарушений менструального цикла и смещений внутренних органов у женщин, а также препятствует преждевременному появлению признаков возрастной деградации.

Тело того, кто регулярно практикует маха-бандха-мудру, становится собранным, гибким, кожа становится гладкой, чистой и источает замечательный сладковатый запах, напоминающий запах жасмина или лотоса, поднимаясь вверх, сексуальная сила трансформируется в творческую энергию, взгляд человека делается открытым, мысли — ясными и свободными.

Практика маха-бандха-мудры прорабатывает передний серединный канал, направляя в него сексуальную энергию и заставляя ее подниматься вверх. Обычное направление потока энергии в этой части серединного кольца — вниз. Изменяя направление потока на обратное, маха-бандха перекрывает сексуальной энергии путь вниз, тем самым лишая ее возможности подпитывать низменные аспекты инстинктивных животных проявлений человека и препятствуя ее спонтанному неконтролируемому истечению. Отсюда — название упражнения.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Поделитесь своим мнением, опытом или просто задайте вопрос

avatar