Маха-мудра - великий символ

Маха-бандха | Маха-ведха | Маха-мудра

Маха-мудра, или маха-мудрасана,- третья составная часть тройственной практики, состоящей еще и из маха-бандхи и маха-ведхи. Маха-мудра является квинтэссенцией тройственной практики — она заставляет прану устремляться вверх по центральному каналу, напрямую — сквозь тело — соединяющему «Врата жизни и смерти» с точкой выхода Брахмарандхры из головы — «Центром схождения потоков».

Техника выполнения

Маха-мудра, маха-бандха и маха-ведха дополняют друг друга и должны практиковаться именно в таком порядке, обычно маха-мудра выполняется посредственно перед первыми 2-мя, хотя в некоторых случаях цикл строят, начиная с маха-мудры и затем выполняя маха-бандху и маха-ведху. Сесть на пятки, выпрямить правую ногу и слегка сдвинуть тело так, чтобы левая пятка оказалась точно под промежностью (рис. 1).

Маха-мудра - великий символ
Рис. 1

Слегка наклониться вперед, подкорректировать положение ягодиц и таза, захватить кистями рук ступню вытянутой вперед правой ноги, выпрямить позвоночник. Таз и поясничный отдел позвоночника — в одной плоскости. Вытянуть вверх шею, прижимая подбородок к подъяремной выемке — джаландхара-бандха.

Как следует расправить плечи и грудную клетку, вытягивая позвоночник вверх к макушке головы. Напрячь спину, подтягивая носок правой ноги к себе,- спина плоская и твердая от напряженных мышц. Это — исходное положение (рис. 2). Выдохнуть. С медленным вдохом выполнить маха-ведху, напрячь мышцы тазового дна и мышцы передней стенки живота, подтянуть вверх диафрагму — жесткая мула-бандха с мышечной уддияна-бандхой, вытесняющая прану из яйцеобразного внутритазового пространства — канды — вверх. При этом прана не может подниматься вверх по всему объему энергетического тела, а положение тела и сжатие живота не позволяют ей двигаться по передней и задней ветвям серединного кольца. Потоку праны не остается никакого другого выхода, кроме движения вверх по центральному каналу.

Маха-мудра - великий символ
Рис. 2

Тот, кто страдает повышенным кровяным давлением или испытывает какие-либо болезненные ощущения при таком варианте практики, может вместо мула-бандхи и уддияна-бандхи при вдохе выполнять в позе маха-мудры маха-ведху или даже просто маха-бандху.

Эффект будет тем же, но не столь явным. Необходимо отметить, что уддиняна-бандха на вдохе — прием довольно сложный. После вдоха остановить дыхание на несколько секунд и затем медленно выдохнуть, полностью расслабляя живот, промежность и анальный сфинктер. Повторить от 10 до 20 раз. Поменять ноги местами и выполнить такое же количество повторений в зеркально измененной позе.

Существует вариант практики маха-мудры, в котором пауза на вдохе весьма продолжительна и уравновешивается паузой, выполняемой после выдоха. Во время второй — «пустой» паузы выполняется глубокая вакуумная уддияна-бандха. Джаландхара-бандха — прижатие подбородка к грудине — удерживается в обеих паузах и во время вдоха. Отпускать джаландхара-бандху можно во время выдоха через несколько секунд после его начала.

Действие

«Ничто не может повредить, ибо практикой этой мудры гибельное действие любых веществ разрушается. Даже самые страшные из ядов, попадая в тело, благотворны и подобны нектару . Туберкулез, проказа, геморрой, кишечные колики и все болезни органов пищеварения одолеваются маха-мудрой».
Хатха-Йога-Прадипика, 3-16, 3-17.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Поделитесь своим мнением, опытом или просто задайте вопрос

avatar