Тригуна: 3 стадии психотерапии

3 гуны и терапия | 3 стадии психотерапии

3 гуны и терапия

Для лечения психических расстройств существует множество терапевтических методов. Но чтобы они действительно приносили пользу и не вызывали побочных явлений, необходимо понимать, на каком подходе основаны эти методы и в каких случаях они применяются. И здесь нам очень помогает Аюрведа, которая показывает, каким образом та или иная терапия связана с 3-мя гунами. Это позволяет глубже понять процесс исцеления и предвидеть его вероятные результаты.

  • Саттвичные терапии работают при посредстве саттвических качеств — любви, покоя и ненасилия.
  • Раджастичные терапии работают при посредстве раджастических качеств — стимуляции, наделения энергией и возбуждения.
  • Тамастичные терапии работают при посредстве тамастических качеств — успокоения, сна и «заземления».

Аюрведические методы терапии в основном саттвичны. Раджастичные и тамастичные методы применяются в ней только при особых обстоятельствах.

  • При саттвичном целительстве используют Природу, жизненную силу и силу космического сознания через посредство лекарственных трав, вегетарианской диеты, мантр и медитации.
  • Иногда в процессе лечения может быть полезен раджас. Раджас помогает преодолеть тамас, в то время как саттва, будучи состоянием гармонии, не всегда смогла бы добиться этого. Например, для того чтобы пробудить в человеке подавленные болевые ситуации, требуется стимуляция или шок.
  • Тамас для лечения используется редко, за исключением тех моментов, когда необходимо успокоить слишком сильный раджас. Например, человеку в состоянии истерии — состоянии особо повышенного раджаса — может понадобиться трава или лекарство с сильным успокаивающим действием, то есть тамастичная терапия. В этом случае действие саттвы оказалось бы слишком мягким, недостаточным для того, чтобы успокоить раджас 1Психиатрия с ее опорой на химические препараты является тамастичной терапией. Ее методы полезны, главным образом, при избытке раджаса, когда пациент может нанести вред себе или окружающим. Краткосрочное применение химических препаратов может быть полезно и при других состояниях повышенного раджаса,- например, при острой боли или крайней тревоге, когда пациент нуждается в сильнодействующих седативных средствах. Но поскольку химические препараты обладают тамастичной природой, долгосрочное их применение угнетает саттву. Их можно применять лишь как крайнее средство или как кратковременную меру..

Цель аюрведической психотерапии состоит в том, чтобы способствовать продвижению ума от состояния тамаса к раджасу, а в конечном итоге — к саттве. Это означает переход от невежественной жизни, ориентированной на физическую сторону, к энергичному и экспрессивному образу жизни и, в конце концов, к спокойному и просветленному существованию 2Психоанализ — это, в целом, раджастичная терапия. Он позволяет перейти от подавленных эмоций (тамас) к самовыражению (раджас). Однако, к саттве он не приведет, если не использовать дополнительные методики. Всякий анализ должен завершаться практической деятельностью. Излишек анализа может помешать пациенту измениться по-настоящему — точно так же, как слишком долгие размышления о проблеме мешают нам решить ее в реальной жизни..

3 стадии психотерапии

  1. Преодоление тамаса и развитие раджаса — переход от инерции к деятельности с личной мотивацией.
  2. Успокоение раджаса и развитие саттвы — переход от деятельности с личной мотивацией к бескорыстному служению.
  3. Совершенствование саттвы — переход от бескорыстного служения к медитации.

Естественно, важно знать, какая из стадий применима для конкретного человека. Индивидууму в тамастичном состоянии требуется внешняя активность, которая поможет ему преодолеть инерцию. Нельзя предложить ему просто спокойно сидеть и медитировать. В таких случаях необходимы раджастичные (активные) методы: саттвичных (пассивных) методов может оказаться недостаточно — нужно общаться и трудиться вместе с другими людьми. Человеку в раджастичном состоянии, напротив, требуется снижение активности. Ему нужно направить свое сознание внутрь для развития саттвы. Но делать это надо постепенно, так как раджас не утихает мгновенно. Такому человеку нужно идти
к медитации через применение йогических поз, мантр или визуализаций. Человеку в саттвичном состоянии необходимы духовные практики, а не обычная психотерапия. Такой человек может
легко перейти к медитации почти без внешней поддержки.

Однако 3 указанные стадии это не просто разные уровни. В уме каждого из нас присутствуют и тамастические, и раджастические, и саттвические факторы. В какой-то степени каждому из нас необходимы все 3 процесса. Иногда наш ум пребывает в тамастичном состоянии — как, например, сразу после пробуждения утром или после дневного сна. Когда бы мы ни испытывали умственную вялость или подавленность эмоций, в нас преобладает тамас. Раджас доминирует тогда, когда мы возбуждены, встревожены, занимаемся активной деятельностью или ориентированы вовне,- например, если мы напряженно работаем с группой людей или над несколькими проектами. Саттва преобладает тогда, когда мы пребываем в тишине, покое и удовлетворенности или естественным образом входим в медитацию.

Аналогичным образом, не стоит судить о людях только на основании того, как они повели себя в момент преобладания одного из качеств. Даже у духовно продвинутых людей случаются тамастические моменты или такие периоды, когда они способны совершить что-нибудь дурное. Точно так же и у духовно неразвитых людей случаются моменты просветления, когда они могут сделать что-то вдохновенное, благородное и доброе. Надо учиться распознавать в себе и своем поведении все 3 гуны и стремиться к развитию саттвы.

  • Стадия 1. Личное исцеление — преодоление тамаса и переход от тамаса к раджасу. Для такого перехода необходим огонь. Мы должны пробудиться, приступить к действию и положить начало переменам. Необходимо избавиться от глубинных схем привязанности, застоя и депрессии. Мы должны осознать свое страдание и вынести из него уроки, посмотреть своей боли прямо в лицо, включая и те моменты, которые мы подавляли или игнорировали целые годы. Необходимо новое понимание того, кто мы есть и что нам делать. Требуется действие (раджас), и не только в области ума, но и во внешней жизни. Мы должны оторваться от прошлого, привнести в свою жизнь новые энергии — сменить работу или что-то переменить в отношениях с окружающими. Возможно, стоит даже переехать в новое место 3Современный психоанализ с его активными методами, ориентированными на общение, представляет собой раджастичную терапию. Его цель — высвободить и преодолеть подавленные (тамастичные) схемы эмоциональных реакций. Психоанализ помогает перевести ум из тамастичного (подавленного) в раджастичное (активное и мотивированное) состояние..
  • Стадия 2. Исцеление человечества — успокоение раджаса и переход от раджаса к саттве. Для этого перехода необходимо свободное пространство. Мы должны отбросить свою боль и отказаться от преследования личных целей, отпустить свои обиды и печали. Нужно пожертвовать эгоистичными устремлениями и побуждениями во имя вышего блага. Мы должны деперсонализировать свои проблемы и постараться понять состояние всего человечества и чужую боль. Освободившись от своих собственных проблем, мы должны обратить внимание на проблемы человечества, открыться страданию других людей, так, как если бы это было наше собственное страдание. Мы должны осознать тот факт, что жизнь порождает страдание, чтобы помочь нам в духовном росте. Это стадия служения и благотворительности 4На санскрите — Карма-йога.
  • Стадия 3. Универсальный покой — развитие чистой саттвы. Чтобы приблизить такой переход, мы должны развивать любовь и сознание как универсальные силы. Мы должны научиться превосходить ограничения человеческого состояния и двигаться к нашей высшей духовной природе. Доминирующей силой в нас должна стать внутренняя безмятежность. Не надо превозмогать свою боль, нужно стремиться развивать радость. Не следует больше сосредоточиваться на своих личных и коллективных проблемах, нужно стремиться к объединению со всей Вселенной и с божественными силами, работающими в ней. На этой стадии мы переходим от человеческого аспекта нашего существования к аспекту универсальному и открываемся разнообразным проявлениям жизни. Это стадия духовной практики. Она выходит за рамки терапии и предназначена для совершенствования наших отношений с Богом, или высшим Я.

Чтобы постичь эту мудрость, даруемую Аюрведой, обратитесь к самому ядру своего существа, которое является саттвичным по своей природе.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments