Тридоша: 3 типа конституции и как их почувствовать

3 типа конституции | Как почувствовать вату, питту и капху?

Если мы посмотрим на людей, окружающих нас, мы увидим, что мы не во всем похожи. Стандартный или средний человек — статистическая абстракция, которой на самом деле не существует. Каждый из нас отличается от всех остальных по многим показателям, как физическим, так и психическим. Каждый человек обладает индивидуальной конституцией, которая отличается от конституции любого другого человека. Фигуры и пропорции, темпераменты и характеры людей бесконечно разнообразны, и эти различия необходимо учитывать при рассмотрении здоровья.

Для того чтобы обрести счастье и благополучие в жизни, мы должны знать свой характер. А для гармоничного социального взаимодействия нам необходимо понимать также характер других людей. Пища, подходящая одному человеку, может оказаться не столь удобоваримой для другого. Например, один человек может быть в восторге от специй, а другой, даже во многом похожий на него, их просто не выносит. Точно так же и психологические условия, благоприятные для одного, могут оказаться неприемлемыми для другого. Одного человека конкуренция побуждает к большим достижениям, а другого — подавляет и ведет к провалу.

Непонимание особенностей своей конституции ведет к болезням. Стандартные терапевтические средства не учитывают индивидуальные особенности и поэтому не столь эффективны, как могли бы быть. Аюрведа, напротив, распознает и учитывает различные типы конституции. Она помогает нам ясно понять разнообразие людей, а также определить наши личные способности и индивидуальные особенности.

При всем многообразии конституциональных типов среди выделяются несколько типов, в которых отражаются, словно в зеркале, силы Природы. Основные типы конституции соответствуют трем биологическим началам — так называемым дошам, коренным силам, формирующим физический план бытия. На санскрите эти силы называются «вата», «питта» и «капха». По своему действию в системе «тело-ум» они соответствуют 3-м из 5-ти первоэлементов — воздуху, огню и воде. В большинстве книг по Аюрведе основное внимание уделяется физическим проявлениям этих 3-х типов. Мы же сосредоточимся на их психических проявлениях. Но прежде давайте проясним, что представляют собой вата, питта и капха и как они функционируют.

3 типа конституции

Вата — воздух
Питта — огонь
Капха — вода

Вата — воздух

Биологическое начало воздуха носит название «вата», буквально означающее «то, что дует», то есть ветер. Дополнительным элементом ваты является эфир (который также называют пространством) — поле, в котором происходит движение ветра. Места скопления ваты — полости в голове, суставах и костях.

Вата управляет движением и отвечает за разрядку всех импульсов, произвольных и непроизвольных. Она работает в основном через мозг и нервную систему. В пищеварительной системе вата связана с нижней частью кишечника, в первую очередь с толстым кишечником, в котором происходит осушение и скапливаются газы (воздух). Из чувств с ватой связаны осязание и слух, которые соответствуют элементам воздуха и эфира. Вата — это сила, направляющая и ведущая другие элементы, так как сама жизнь происходит из воздуха. Эта доша дает подвижность, приспособляемость и легкость в действии. Ее сила оживляет нас и приносит нам энтузиазм и ощущение бурлящей энергии.

Вата управляет базовой восприимчивостью и подвижностью психического поля. Она снабжает энергией все психические функции, от чувственного восприятия до работы подсознания, а также обеспечивает ментальную реакцию на внешние и внутренние стимулы. Основные типы эмоциональных расстройств, связанных с ватой,- страх и беспокойство. Эти симптомы проявляются тогда, когда мы чувствуем, что нашей жизненной силе угрожает некая опасность.

Питта — огонь

Биологическое начало огня носит название «питта», означающее «то, что обрабатывает пищу». Огонь не может присутствовать в теле непосредственно, он содержится в горячих жидкостях, таких как кровь и пищеварительные соки. По этой причине дополнительный элемент в составе питты — вода.

Питта управляет процессами трансформации в теле и уме, то есть потреблением и усвоением на всех уровнях — от пищи до идей. Область ее преобладания — пищеварительная система, в первую очередь тонкий кишечник и печень, то есть те органы, где работает пищеварительный огонь. Также питта присутствует в крови и участвует в зрении, которое соответствует элементу огня. Эта доша отвечает за тепло и свет на всех уровнях — от чувственного восприятия до клеточного метаболизма.

В психической сфере питта управляет рассудком, разумом и пониманием — освещающей способностью ума. Она позволяет нам воспринимать, формировать суждение и различать. Основным эмоциональным расстройством, связанным с питтой, является гнев — эмоция огня, которая возбуждает нас и помогает защититься от внешних нападений.

Капха — вода

Биологическое начало воды носит название «капха», буквально означающее «то, что держится, сохраняет форму». Земля — дополнительный элемент капхи. Она образует границы, в которых пребывает вода (мембраны, кожа и слизистые оболочки).

Капха управляет формой и веществом и отвечает за вес, сцепление и стабильность. Это жидкий раствор, внутренний океан, в котором движутся 2 другие доши. Капха составляет основную материю тела. Она обеспечивает необходимую смазку и выделение секретов, смягчает нервы, ум и чувственное восприятие. Капха преобладает в верхней части тела — желудке, легких и голове, то есть там, где скапливается слизь. Эта доша связана с чувствами вкуса и обоняния, которые соответствуют элементам воды и земли.

Капха управляет ощущениями, эмоциями и способностью ума задерживаться на определенных формах. Она дает душевное спокойствие и стабильность, но может препятствовать росту. Основные эмоциональные недостатки, связанные с капхой — желание и привязанность. Они возникают, когда ум слишком долго задерживается на каких-либо объектах, что может стать тяжелым грузом для души.

Как почувствовать вату, питту и капху?

Следующие упражнения помогут вам понять свойства ваты, питты и капхи и увидеть, как они действуют в природных условиях.

  • Вата. Сядьте на открытом воздухе в прохладный, сухой, ясный, ветреный день, какие обычно бывают в осеннюю пору, когда опадают листья и уже случались первые заморозки. Лучше всего выбрать холмистую или горную местность, в которой открывался бы вид на окрестности. Отметьте свою реакцию на окружение и его качества. Сначала вы почувствуете легкость, ясность, сухость и внутреннюю открытость. Но если вы пробудете слишком долго в этом месте, открытом всем ветрам, то в конце концов ощутите неуравновешенность и неуверенность, почувствуете свою ранимость и уязвимость.
  • Питта. Сядьте на открытом воздухе в жаркий влажный летний день, когда небо частично затянуто облаками. И снова сосредоточьте внимание на своей реакции на окружение. Вы почувствуете тепло, влажность, уют, и, вероятнее всего, поначалу вам будет приятно. Но вскоре вам станет жарко или душно, захочется перебраться в дом или как-нибудь охладиться. Через некоторое время вы можете почувствовать раздражение или гнев.
  • Капха. Сядьте на открытом воздухе (можно под навесом) в прохладный дождливый день, когда ветра почти нет, лучше весной во время капели или когда свежая зелень идет в пышный рост. Обратите внимание на свою реакцию на окружение. Сначала вы ощутите прохладу и влажность, испытаете покой и удовлетворенность. Возможно, у вас возникнет желание прилечь или вздремнуть. А через какое-то время вы начнете чувствовать вялость, тяжесть, застой и нежелание что-либо делать. Ваше восприятие может стать тяжелым и затуманенным.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments