fbpx

Таттвы и дыхание

В Чхандогья-упанишаде сказано, что 5 таттв эволюционировали из ума, ум из праны, и прана из чистого сознания. Таким образом, таттвы присутствуют в каждой форме творения. В физическом теле они проявляются как читта-шакти, прана-шакти и атма-шакти, которые действуют на тело и ум через энергетические каналы, или «нади», и дыхание, или «свара».

«Свара» означает «поток» или «движение». «Нади» также означает «поток». Нади – это поток шакти в тонком теле, и свара – это поток шакти в дыхании. Поэтому Свара-шастры имеют дело с наукой о нади и потоке дыхания.

3 потока шакти в дыхании направляются в теле по 3-м основным нади, известным как ида, пингала и сушумна. Утверждается, что в физической структуре тела существует система, состоящая из 72000 нади. Они разносят прану, или жизненную энергию по всему телу, но из них 3 нади: ида, пингала и сушумна – имеют основное влияние на психофизическое и духовное состояние тела, ума и сознания.

  • Читта-шакти, или сила иды является жизненной ментальной энергией, которая регулирует все функции мысли, ума и читты. Вся ментальная деятельность есть результат влияния потока иды. Последняя соединяется с потоком дыхания, проходящим через левую ноздрю, который известен, как «чандра» или лунная свара и считается негативной противоположностью энергии в теле. Он влияет на деятельность правого полушария мозга.
  • Прана-шакти, которая течет в пингале, является жизненной силой и позитивной противоположностью энергии. Она регулирует все активные физические функции. Физическая работа, которую вы совершаете в течение дня, есть прямое следствие влияния прана-шакти. Пингала соединяется с потоком дыхания, проходящим через правую ноздрю и известным как «сурья», или солнечная свара. Он влияет на деятельность левого полушария мозга.
  • Атма-шакти проходит через сушумна-нади, основной канал праны. Если ида – канал ментальной энергетической силы и пингала – канал жизненной энергетической силы, то сушумна является каналом духовной энергетической силы. Сушумна – это нейтральная энергия, и когда она находится в активном состоянии, поток дыхания проходит через обе ноздри одновременно. Тогда потоки иды и пингалы начинают течь согласованно, что имеет существенное значение для воздействия на высшие скрытые центры мозга.

В физическом теле эти 3 нади соответствуют парасимпатической (ида), симпатической (пингала) и автономной (сушумна) нервным системам. Однако, у большинства людей сушумна остается бездействующей на протяжении всей жизни. Пока человек не пробудил сушумну с помощью тантрической, йогической или другой духовной практики, он находится всецело под контролем читты и прана-шакти, иды-пингалы.

Эти 3 аспекта энергии проявляются в физическом дыхании или сварах в циклическом режиме. Поток иды, или чандра-свары, продолжается приблизительно один час, после чего пингала заменяет его на следующий час и затем снова ида. Во время перехода от одной к другой есть краткий промежуток в несколько секунд, когда включается поток третьей нади, сушумны. Этот цикл находится под сильным влиянием движений луны и солнца. Он длится день и ночь, согласовываясь со светлыми и темными двухнедельными лунными циклами.

Поскольку 5 таттв составляют всю структуру тела и ума и присутствуют в каждом аспекте нашего существования, их можно наблюдать даже в потоке свары. Каждая таттва имеет определенную праническую частоту и воздействует на различные механизмы тела. Деятельность таттв заставляет дыхание, или свару, двигаться в определенных направлениях, на различные расстояния и с различной продолжительностью, и оказывает влияние на триединую систему иды, пингалы и сушумны.

Две нади, ида, пингала, направляют шакти, или энергию в различные чакры, или энергетические центры, расположенные в позвоночном столбе, начиная с муладхары, вверх до аджна чакры. Они пересекают эти центры и усиливают их вибрацию. Влияние таттв также передается через свару. Каждая чакра находится под влиянием одного из 5 элементов:

  • муладхара – управляется землей (низшая вибрация праны);
  • свадхистхана – управляется водой;
  • манипура – управляется огнем;
  • анахата – управляется воздухом;
  • вишудхи – управляется эфиром.

Чакры выше вишудхи оказываются под влиянием более тонких элементов антах-караны.

Подобно тому, как различные свары оказывают влияние и управляют различными сферами ментального, психического и духовного опыта, 5 таттв также имеют индивидуальные свойства, которые влияют на состояние нашего ума, тела и сознания. Например, когда притхви, или элемент земли, активен, мысли человека направлены к материальным приобретениям, тогда как при потоке эфира нет никаких мыслей, но полная неподвижность, или шунья. Поэтому, чтобы понимать уровни нашего сознания, мы должны не только знать, какая таттва проявляет активность, но и какая свара течет в данный момент. В конечном итоге, физическое, психологическое и трансцендентальное состояние ума определяется сочетанием свары и преобладающей таттвы.

В Шива-свародайе сказано, что, если элемент огня преобладает во время потока сушумны, он потребит результат всех действий. Это связано с тем, что при потоке сушумны сознание поглощается тончайшей таттвой, парамтаттвой, которая вне действий и результатов. Агни-таттва в сочетании с сушумной усиливает этот эффект. Поэтому сказано, что, когда сушумна начинает течь, следует прекратить всякую работу и сесть для медитации или духовной практики.

Если элемент эфира активен во время потока сушумны, то ум перемещается с очень большой скоростью подобно быстрой ракете, он взметается в высшее состояние. Тогда можно легко превзойти материальное и внешнее сознание, и медитация в этот период несомненно даст хорошие результаты. Однако, такое сочетание случается очень редко.

Во время потока иды и пингалы 5 таттв появляются отдельно в последовательности. Каждый час чандра- и сурья-свары и все 5 таттв действуют поочередно – воздух, огонь, земля, вода и эфир
соответственно. Поток каждой таттвы имеет определенную продолжительность, и по истечении своего времени он сменяется следующей таттвой. Есть несколько способов определения преобладающей в сваре таттвы в каждый данный момент.

Таттва-йог, который обладает гьяной или совершенным знанием таттв в их отношении со сварой, может судить о своем физическом, ментальном, эмоциональном и духовном состоянии и действовать соответственным образом. Однако более важно знать, как можно вызвать переживание своей подлинной природы через осознание таттв в различных сварах.

Как осознать таттвы в дыхании

Каждая таттва имеет индивидуальный цвет, форму, вкус, расположение, направление, продолжительность, последовательность и протяженность потока в дыхании. Таттва-йог может определять активную таттву путем исследования природы возникающих от нее ощущений. Достигнув искусства определения таттв, он развивает опыт их восприятия посредством нескольких тантрических методов, связанных с выявлением потока таттв.

Одним из этих методов является тратака на таттва-янтре. Янтры можно начертать на металле или нарисовать на бумаге в присущем им цвете и с соответствующими мантрами. Затем выполняется тратака на каждую янтру по нескольку дней, с ментальным повторением соответствующей биджа-мантры. Начиная с элемента притхви, развивайте навык с одной янтрой прежде, чем переходить к следующей. По завершении каждой тратаки исследуйте поток таттв, смотря в чидакашу, пространство перед закрытыми глазами (чидакаша-дхарана), и наблюдая возникающие формы и цвета.

Читайте. Что такое тратака?

Поскольку таттвы тесно связаны с танматрами, или чувственными ощущениями, то возможно даже испытывать чувства в их тонкой форме. Это также следует отметить как важное указание. Например, можно слышать внутренние звуки, обонять ароматы, испытывать различные вкусовые ощущения или осязать что-либо без наличия внешних объектов.

Еще одной практикой, полезной для наблюдения таттв, является наумукхи-мудра (закрытие девяти врат) и йони-мудра, или шанмукхи-мудра, (закрытие шести врат). При выполнении этого вы должны анализировать цвета и формы, которые появляются перед вашими закрытыми глазами. Активную таттву также можно обнаружить способом выдыхания через нос на зеркало и наблюдения получившейся формы пара.

Чхайопасана, то есть тратака на собственную тень, является еще одной тантрической практикой, которая очень полезна для выявления потока таттвы. Однако эта практика требует большого навыка, и шастры рекомендуют для ее выполнения руководство гуру.

Эти и некоторые другие практики помогают развитию нашего осознания действующих таттв. Это научные методы закрытия дверей внешнего восприятия и открытия себя ко внутреннему восприятию цвета, звука, запаха и т.д.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии