Прана, теджас и оджас

Матричные формы ваты, питты и капхи | Психологические функции 3-х жизненных эссенций | Как формируются прана, теджас и оджас | Прана, теджас и оджас и нарушения здоровья

Матричные формы ваты, питты и капхи

У ваты, питты и капхи есть тонкие двойники на уровне жизненной энергии. Это прана, теджас и оджас – 3 жизненные эссенции. Прана, теджас и оджас – матричные формы ваты, питты и капхи. Они контролируют обычные психические и физиологические функции и позволяют нам сохранять здоровье и избегать болезней. А если их правильно ориентировать, они в дополнение к этому начинают разворачивать свой более высокий эволюционный потенциал. Это положительные эссенции 3-х биологических начал, и именно они поддерживают здоровье. Если увеличение дош приводит к болезни, то увеличение жизненных эссенций ведет к укреплению здоровья (если только одна из них не увеличивается без соответствующего развития 2-х других).

Эти 3 силы – ключи к жизненности, ясности и выносливости, и они совершенно необходимы для того, чтобы мы действительно были здоровы, бесстрашны и уверены в себе.

  • Прана. Первичная жизненная сила – тонкая энергия воздуха, первоначальная сила, которая стоит за всеми психическими и физиологическими функциями. Она отвечает за координацию дыхания, чувственное восприятие и ум. На внутреннем уровне она управляет развитием высших состояний сознания.
  • Теджас. Внутреннее излучение – тонкая энергия огня, благодаря которой мы перевариваем впечатления и мысли. На внутреннем уровне она управляет развитием высших способностей восприятия.
  • Оджас. Первичная сила – тонкая энергия воды, резерв нашей жизненной энергии, эссенция переваренной пищи и переваренных впечатлений и мыслей. На внутреннем уровне она дает покой, а также поддерживает и питает все высшие состояния сознания.

Психологические функции 3-х жизненных эссенций

  • Прана на уровне ума обеспечивает его подвижность и позволяет уму реагировать на жизненные проблемы.
  • Теджас на уровне ума позволяет воспринимать информацию и делать правильные суждения.
  • Оджас на уровне ума дает терпеливость и выносливость, что обеспечивает психическую стабильность.

  • Прана на уровне сознания поставляет нам энергию на протяжении всей реинкарнации, наделяя жизнью все аспекты нашей природы.
  • Теджас на уровне сознания удерживает понимание вещей, накопленное при помощи нашей воли и духовных изысканий.
  • Оджас на уровне сознания – материальная сила, из которой душа формирует все свои разнообразные тела.

Каждый из этих 3-х факторов имеет также свои эмоциональные проявления.

  • Прана поддерживает эмоциональную гармонию, равновесие и творчество.
  • Теджас дает мужество, бесстрашие и силу, которые позволяют нам осуществлять экстраординарные действия.
  • Оджас обеспечивает мир, покой и удовлетворенность.

Без этих эмоциональных поддерживающих сил наш ум не в состоянии совершить ничего сколь-либо значительного.

Как формируются прана, теджас и оджас

Прана, теджас и оджас формируются 2-мя путями. На плотном уровне они образуются из эссенции питательных веществ, которые поступают в тело в виде пищи, тепла и воздуха. На тонком уровне они подпитываются впечатлениями, которые мы получаем через органы чувств. Ключом к функционированию праны, теджаса и оджаса является репродуктивная жидкость, служащая их вместилищем в физическом теле. Эта жидкость – конечный продукт преобразования пищи, которую мы употребляем, и в ней содержатся самые мощные энергии нашего организма.

  • Прана – это способность к созиданию жизни, присущая репродуктивной жидкости. Это она создает потомство через половой акт, но ее можно и направить внутрь для омоложения тела и ума.
  • Теджас – свойство репродуктивной жидкости придавать мужество и смелость. Например, он позволяет животным вступать в схватку не щадя своих сил, чтобы завоевать право на спаривание. Внутренне он дает нам энергию и решимость, необходимые для того, чтобы предпринять любое важное действие.
  • Оджас – способность репродуктивной жидкости поддерживать выживаемость, что не только обеспечивает нам выносливость в половом отношении, но и позволяет справляться со всеми формами продолжительного напряжения, как физического, так и психического.

Если запас репродуктивной жидкости истощается, мы неизбежно испытываем дефицит праны, теджаса и оджаса, что может негативно отражаться как на физическом, так и на психическом здоровье. Очень важно, чтобы репродуктивная жидкость сохранялась в количестве, достаточном для поддержания этих 3-х жизненных эссенций. Аюрведа указывает нам методы развития 3-х указанных сил, позволяющие восполнить их недостаток.

На тонком уровне оджас подпитывается благодаря чувственным впечатлениям, получаемым через запах и вкус. Теджас – эссенция тепла, которое мы получаем не только из пищи, но и через кожу, которая поглощает солнечный свет. Кроме того, теджас подкрепляется через зрительные впечатления. Прана – жизненная энергия, которая поступает в организм из пищи и из жидкостей, а также через дыхание. В нашем теле прана переносится кровью и плазмой. Эти телесные жидкости, в свою очередь, насыщаются энергией из праны. Кроме того, мы получаем прану через слух и осязание.

Прана, теджас и оджас и нарушения здоровья

Психический дисбаланс тесно связан с расстройствами праны, теджаса и оджаса.

  • Прана отвечает за энтузиазм и экспрессивность души, и без этих качеств мы страдаем от депрессии и умственного застоя.
  • Теджас управляет перевариванием и впитыванием на уровне ума, и без такого переваривания нам не хватает ясности и целеустремленности.
  • Оджас обеспечивает психическую стабильность и выносливость, без чего мы испытываем обеспокоенность и страдаем от умственного переутомления.

При плохом состоянии жизненных эссенций ум не может функционировать нормально. Невозможно исцелить ум, не улучшив и не приведя в гармонию эти энергии. Хотя прана, теджас и оджас и не столь заметны, как вата, питта и капха, их, тем не менее, не стоит упускать из виду. Чтобы быстрее усвоить смысл этих понятий, полезно помнить, что они соотносятся с началами ваты, питты и капхи в их позитивных формах и с элементами воздуха, огня и воды.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии