Ислам: вегетарианство и почему Магомет позволяет есть мясо

[Вегетарианство] Ислам: вегетарианство и почему Магомет позволяет есть мясо

Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют секты, где большинство верующих — вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие, как суфии, также считают вегетарианство высоко духовным идеалом.

Читать далее

Иудаизм: вегетарианство и как готовиться кошерное мясо

[Вегетарианство] Иудаизм: вегетарианство и как готовиться кошерное мясо

Израиль занимает первое место в мире по количеству религиозных вегетарианцев,- конечно, после Индии. В Израиле за 25 лет было 3 верховных раввина-вегетарианца, и около 4% населения придерживается растительной диеты; число ее сторонников продолжает расти.

Читать далее

Иудейские законы о пище

Иудейские законы о пище

Для смирения растущего пристрастия иудеев к мясу животных вскоре были созданы законы о пище. Когда рабби Авраам Исаак Кук (1865-1935), первый Верховный Раввин современного Израиля, предполагал, что ограничения касающегося мясной пищи, были наложены Господом для того, чтобы сократить убийства живых существ, он высказал чувства многих еврейских мыслителей. Много раньше великий иудейский философ Моисей Мамонид (1135-1204) доказал, что принесение в жертву животных возникло как замена принесению в жертву детей — этот обычай был широко распространен среди древних народов. Тем не менее, все мясные жертвоприношения совершались в храме Иерусалимском, разрушенном в 70 году н.э. Сегодня существуют сложные правила приготовления кошерного мяса — единственно приемлемого в еврейской кухне.

Интересно, что еврейские законы о пище применимы только к мясным продуктам. Все фрукты, овощи, целые злаки и крупы и даже молочные продукты считаются кошерными. Только мясо нужно готовить особым способом.

Более того, согласно классическому труду рабби Самуила Х. Дреснера «Еврейские законы о пище», Кашрут (закон о питании) прежде всего учит, что само поедание мяса – в каком-то смысле компромисс… В идеале человек не должен есть мясо, поскольку для этого нужно отнять жизнь, убить животное. Тора тем самым преподает урок нравственности: человек может есть мясо только тогда, когда испытывает в нем особую потребность, лишь время от времени и в небольших количествах…

(далее…)

Иудаизм: «Будь милосерден ко всем тварям...»

Иудаизм: «Будь милосерден ко всем тварям…»

«Ты, что возымел жалость к агнцу, будешь пастырем народа моего Израиля».
Исход, Рабба 2, Мидраш

Сегодня ортодоксальный Иудаизм, как правило не признает вегетарианство заповедью. Конечно, писания говорят нам, что каждое новое поколение евреев понимает Тору хуже, чем предшествующее (трактат Беранхот, 20А, Талмуд Бавли). Возможно, этим объясняется отход от вегетарианства, практикуемый современными иудеями. В конце концов, первый закон о пище, данный человеку в Торе (известный также как Ветхий Завет или пятикнижие Моисея), несомненно, говорит о вегетарианстве: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя,- вам сие будет в пищу». (Быт. 1:29). В Книге Бытия (3:18) содержится еще одно повеление есть овощи. Повинуясь этим указаниям, люди Израиля — 10 поколений, от Адама до Ноя — придерживались вегетарианской диеты.

Однако это послушание Божьему закону было недолговечно. Животных стали приносить в жертву (Быт. 4:4), их шкуры стали носить как одежду (Быт. 3:21), и люди начали убивать друг друга (Быт. 4:8, 23). Именно в эту пору, которую Библия описывает как «развращение человеков», Господь пошел на уступки и разрешил есть плоть животных. Мясоедение стремительно распространялось.

(далее…)

Слова Иисуса о доброте к животным

Слова Иисуса о доброте к животным

Согласно «Евангелию Двенадцати апостолов», перед рождением Иисуса ангел сказал Марии: «Ты не должна вкушать мяса и пить хмельных напитков, ибо дитя еще во чреве Твоем будет посвящено Господу, и не может вкушать плоть и опьяняться брагой». Сила этого повеления свыше, если признать его достоверность, состоит в том, что оно подтверждает: Иисус действительно тот Мессия, о котором говорится в ветхозаветном пророчестве: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева в чреве приимет и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7:14, 15).

Далее в тексте говорится, что в общине, где жили Мария и Иосиф, не убивали ягненка ради Пасхи: «Родители Его, Иосиф и Мария, каждый год на Пасху ходили в Иерусалим и праздновали ее по обычаю своих братьев, избегавших кровопролития и не евших мяса…»

Упоминание об этом сообществе помогает объяснить, почему Иисус с самого детства любил животных и птиц: «В один день пришел отрок Иисус туда, где были птичьи силки. Там же были другие отроки. И сказал им Иисус: «Кто поставил силки на безвинных тварей Божиих? Говорю вам, тот сам попадется в силок»».

Неудивительно, что в этих неискаженных текстах мы находим призывы Христа к заботе обо всех созданиях, не только о людях: «Будьте же заботливы, будьте участливы, будьте милосердны и добры не только к вашему роду, но и ко всяким тварям, что ищут вашей заботы, ибо вы для них как боги, на которых они взирают в нужде своей».

(далее…)

Ранние библейские тексты о мясоедении

«И станет плоть убиенных зверей в твоем теле твоей могилой. Ибо истинно говорю вам: кто убивает, убивает сам себя, и кто вкушает от плоти мертвого зверя, вкушает от смерти».
Мирное Евангелие ессеев

Здесь упоминается та религия, которая сегодня может показаться разновидностью «исконного» Христианства, основанного на скрижалях Мертвого моря и прочих не так давно обнаруженных реликвиях христианской эры. Следует заметить, что эти находки не то чтобы относятся к «исконной» религии, но, скорее, хранят в себе память о ранних формах Христианства, близких к тому, что проповедовал Иисус. Эта книга не отстаивает и не опровергает истинности скрижалей Мертвого моря, «Наг Хаммади» или других подобных документов. Наша цель – посмотреть, в каком свете эти источники представляют вегетарианскую традицию в Христианстве.

Многие ученые подтверждают, что во время Никейского Собора (325 г. н. э.) священники и политики значительно изменили первоначальные христианские тексты, чтобы с помощью пропусков и дополнений создать версию, которая устроила бы императора Константина, в то время категорически не согласного с Писаниями. Этот шаг был предпринят с целью обратить Константина в христианскую веру и тем самым сделать Христианство официальной религией Римской Империи.

(далее…)

Совершенная христианская любовь

Совершенная христианская любовь

Все привыкли к изображению Христа как доброго пастыря и агнца Божия, но пасхальный агнец представляет собой проблему для христиан-вегетарианцев. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, при которой Христос и апостолы вкушали плоть ягненка?

Синоптические Евангелия (первые три) сообщают, что Тайная Вечеря произошла в ночь Пасхи; это означает, что Иисус с учениками ели пасхального агнца (Мф. 26:17, Мк. 16:16, Лк. 22:13). Однако Иоанн утверждает, что Вечеря произошла раньше: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час перейти от мира сего к Отцу,… встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13:1-4). Если последовательность событий была иной, то Тайная Вечеря не могла быть пасхальной трапезой.

Английский историк Джеффри Радд в прекрасной книге «Зачем убивать ради пищи?» предлагает для загадки пасхального агнца такое решение: Тайная Вечеря произошла в четверг, распятие — на следующий день, в пятницу. Однако по еврейскому счету оба этих события случились в один день, поскольку у евреев началом нового дня считается закат предыдущего. Разумеется, это сбивает всю хронологию. В девятнадцатой главе своего Евангелия Иоанн сообщает, что распятие произошло в день приготовления к Пасхе, то есть в четверг. Позже, в тридцать первом стихе, он говорит, что тело Иисуса не оставили на кресте, потому, что «та суббота была день великий». Другими словами, субботняя пасхальная трапеза на закате предыдущего дня, пятницы, после распятия.

(далее…)

Йогические кулинарные рецепты. Зимнее празднество

[Рецепты] Зимнее празднество

Повсюду в мире этот период — время особой радости.

Суп из сельдерея и орехов кешью сопровождается зеленым салатом с йогуртово-зерновой подливой.

Жареные каштаны с их ворсистой пряной сердцевиной — деликатес для строгих вегетарианцев. Они также подаются с пряной коричневой подливой.

Сладкий картофель с ананасом — это не десерт, а традиционная часть обеда в День благодарения.

Сливовый пудинг — пикантный и весьма полезный вариант традиционного рецепта, намного более богатый плодами и орехами, чем то, что вы сможете где-либо купить.

Праздничный пунш — восхитительный согревающий напиток; подается перед едой для провозглашения тоста или позже, с пряным фруктовым кексом с тофу.

(далее…)

Что побуждает христиан убивать животных?

Что побуждает христиан убивать животных?

Возможно, главная причина, которая побуждает христиан «преступить закон» несмотря на библейскую заповедь, запрещающую убийство, кроется в широко распространенном убеждении, что Христос ел мясо. Однако Иисус был известен как «царь мирный», а его учение призывает к всеобъемлющей, вселенской любви, состраданию и уважению. Трудно совместить миротворческий образ Христа и разрешение на убийство животных. Тем не менее, в Новом Завете постоянно упоминаются просьбы Христа дать ему мяса, и любители мясной пищи пользуются этими цитатами для того, чтобы оправдать собственные гастрономические вкусы. Но при внимательном изучении греческого подлинника обнаруживается, что Иисус просил вовсе не мяса.

Хотя в английском переводе Евангелий слово meat («мясо») употребляется 19 раз, греческие слова оригинала точнее было бы перевести как «пища»: broma — «пища» (использовано 4 раза), brosimos — «то, что можно есть» (встречается один раз), brosis — «питание, процесс питания» (употреблено 4 раза), prosphagion — «нечто съедобное» (использовано 1 раз), trophe — «питание» (встречается 6 раз), phago — «есть» (употреблено 3 раза).

Таким образом, «есть ли у вас мясо?» (Ин. 21:5) следует читать «есть ли у вас пища?». А когда в Евангелии говорится, что ученики пошли купить мяса (Ин 4:8), точный перевод был бы всего лишь «пошли купить съестного». В каждом случае греческий подлинник указывает просто на «пищу», а не обязательно на «мясо».

(далее…)

Шестая заповедь «Не убий» - убийство животных запрещено

Шестая заповедь «Не убий» — убийство животных запрещено

Требование сострадания и взаимной любви заложено в Шестой заповеди: «Не убий». При всей простоте и прямоте этой заповеди, ее редко понимают буквально и обычно считают применимой только к человеческим существам. Однако в Книге Исхода (20:13), в которой записана заповедь, использовано еврейское слово «lo tirtzach». Cогласно Рейбену Алкелею, «tirtzach» означает «любое убийство». Следовательно, заповедь призывает нас воздерживаться от убийства вообще. Запрет в пояснениях не нуждается. Споры вызывает слово «убить», обычно означающее: а) лишить жизни, б) покончить с чем-либо, в) разрушить жизненную, основную сущность чего-либо. Раз убить можно все, в чем есть жизнь, значит, животных тоже убивают; согласно заповеди, убийство животных запрещено.

Жизнь обычно определяется как качество, отличающее работающий, функционирующий организм от мертвого тела. При всей своей сложности жизнь заявляет о своем присутствии с помощью набора симптомов, известных как биологу, так и тому, кто просто читает книгу природы. Все живые организмы проходят 6 фаз: рождение, рост, зрелость, размножение, увядание и смерть. Таким образом, и по человеческим, и по Господним представлениям, звери являются живыми существами. Все живое может быть убито, а убить означает нарушить заповедь, не менее священную, чем все остальные: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «Не прелюбодействуй», сказал и не «убий»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10, 11).

(далее…)