Панчататтва: 5 элементов, творение материи и что происходит после смерти

5 таттв | Творение материи перестановкой и сочетанием всех таттв | Что происходит после смерти?

5 таттв

Тантра оговаривает, что вся материя образована комбинацией 5-ти таттв, или бхут, то есть элементов.

«Творение происходит благодаря пяти таттвам, и ими оно поддерживается».
«Шива-свародайя»

В «Тантрараджа-тантре» Шакти спрашивает Шиву: «Где существуют все таттвы, в теле или вне его?» Шива отвечает, что таттвы проникают во все тело и ум.

Все ваши мысли и действия находятся под влиянием этих таттв. Поэтому в Йоге необходимо знать, как ведут себя таттвы, и каким образом можно их контролировать и использовать.

5 таттв известны как:

  • Акаша, или эфир
  • Вайю, или воздух
  • Агни, или огонь
  • Апас, или вода
  • Притхви, или земля

Однако, эти таттвы не следует ошибочно принимать за физические или химические элементы:

  • Притхви – это не земля, которую мы видим вокруг нас.
  • Апас – это не вода, которую мы пьем и которой моемся.
  • Агни – не тот огонь, которым мы согреваемся, и так далее.

Скорее, их следует рассматривать как следствие световых и звуковых эманации, порожденных иной энергией, или праническими вибрациями.

Астрология утверждает, что 4 из этих элементов оказывают значительное влияние на нашу личность, ум, эмоции и судьбу, но она не учла самый тонкий и важный элемент, то есть эфир, который отвечает за духовный опыт. Но наука Тантры и Йоги, обстоятельно изучившая этот предмет, ясно доказывает, что эти 5 таттв составляют человека и непрерывно воздействуют на него.

Тантрические тексты излагают целую науку таттв, согласно которой практикующий ее может не только предвидеть будущее, но и контролировать результаты своих действий на протяжении дня. Конечно, это не должно быть целью, ради которой мы стремимся обрести это знание. Это просто указывает на тесную связь между таттвами и всей структурой вашей жизни. Благодаря «таттва-гьяне» или знанию элементов возможно даже изменить собственную судьбу.

Эти 5 таттв образуют последовательный ряд, в котором каждая последующая таттва возникает из предыдущей.

  • Первая таттва есть акаша, которая представляет собой недифференцированную материю, содержащую безграничное количество потенциальной энергии. Поэтому акаша есть тонкое состояние, когда и энергия, и материя существуют в своей скрытой потенциальной форме в недрах сознания. Когда частицы акаши начинают вибрировать, создается движение, и вайю-таттва появляется в форме воздуха.
  • Частицы вайю обладают величайшей свободой перемещения, и поэтому вайю-таттва видится как всеохватывающее движение. Чрезвычайная подвижность частиц энергии вайю производит тепло, что является причиной появления следующей таттвы, агни.
  • В агни-таттве движение энергии слабее, чем в вайю. Это уменьшение подвижности дает возможность агни-таттве рассеивать часть своего излучающего тепла и таким образом охлаждаться до состояния апас или таттвы воды.
  • С появлением апас-таттвы полная свобода движения вайю-таттвы и частичная свобода движения агни-таттвы утрачивается, и частицы ограничиваются определенным пространством, перемещаясь только в небольших пределах.
  • Притхви, возникает вследствие дальнейшего уменьшения энергетической вибрации, которое вызывает уплотнение апас до состояния притхви. Здесь утрачивается даже ограниченная свобода движения в апас. Каждая частица притхви имеет свое собственное место, и любые вибрации ограничены занимаемым ею пространством.

Творение материи перестановкой и сочетанием всех таттв

С целью создания материи эти 5 элементов проходят очень сложный природный процесс перестановки и сочетания. Каждый элемент делится на 2 равные части. Вторая часть каждого элемента далее делится на 4 равные части (то есть 1/8 целого). Затем первая часть (половина элемента) сочетается с 1/8 каждого из 4-х элементов, для образования материи, то есть половина эфира сочетается с 1/8 каждого из других 4-х элементов, и такой же процесс имеет место с каждым из элементов. Это известно как процесс пятикратного увеличения, после которого происходит перестановка и сочетание. Этот процесс превращения тонких элементов в грубую материю называется «панчикара». Он отвечает за физическое тело и всю вселенную. Утверждается, что в физическом теле эти элементы представлены в соотношении 5:4:3:2:1; за притхви, занимающей самую большую часть тела, следуют в меньших пропорциях соответственно вода, огонь, воздух, эфир. Эти соотношения определяют наши физические, ментальные и духовные возможности.

Различные перестановки и сочетания производят различные результаты. Для пояснения можно сказать, что если вы, предположим, вычтете или прибавите какой-нибудь из элементов, необходимых для формирования человеческого тела, и слегка измените их перестановку и сочетание, результатом будет обезьяна, слон или овца – кто знает? Точные комбинации и пропорции существующей материи известны только Природе, и это осталось одним из ее секретов. Раскрыв этот секрет, мы были бы не далеки от того, чтобы по собственной воле производить и разрушать материю в научной лаборатории.

Этому нетрудно поверить. Процесс телефотографии и спутниковой передачи основан на таком же принципе. Сообщения из одной страны в другую передаются не как фотографии, но как звуковые и световые волны. Позднее из этих волн воссоздается точное содержание переданного. Скоро станет возможным делать то же самое с одушевленными и неодушевленными объектами.

Например, для путешествия с Земли на Юпитер (или на расстояние многих световых лет) вы были бы сначала трансформированы в звуковые и световые волны и по достижении места назначения восстановлены в своей собственной форме. Это звучит эксцентрично, но если вам понятна идея, то вы легко можете представить, из чего и каким образом ваше тело возникло в той плотной форме, которую вы воспринимаете.

В системе эволюции эти 5 таттв произошли от тамасичных преобладающих танматр. Танматра есть абстрактное качество, посредством которого мы воспринимаем таттву.

  • Акаша воспринимается через шабда-танматру (звук)
  • Вайю через спарша-танматру (осязание или ощущение)
  • Агни через рупа-танматру (форма или образ)
  • Апас через раса-танматру (вкус)
  • Притхви через гандха-танматру (запах)

Эти танматры, или основные принципы чувственного восприятия сложным образом соединены с чувствами и индрийями, посредством которых они познают и действуют. Существует 2 вида индрий:

  • Гьянендрии – органы познания
  • Кармендрии – органы действия

Однако, индрий не самодостаточны, но зависят от ментальной способности санкальпа/викальпа (выбор и непринятие). Кроме того, чувства, возникающие при посредстве индрий, находятся также под влиянием ахамкары, которая отождествляет их как личный опыт, и буддхи, который познает всякий опыт.

Таким образом, все таттвы должны считаться продолжением чистого сознания, а не индивидуальными отдельными сущностями. Необходимо помнить, что в ходе эволюции тонкие состояния дают начало более грубым состояниям, каждое из которых имеет свою причину в предшествующем элементе. Таким образом, причина является неотъемлемой частью следствия.

  • Акаша-таттва, которая развилась из акаша-танматры, не содержит в себе качеств других 4-х таттв, так как они более грубые.
  • Из акаши выделяется вайю, который составляют как акаша-танматра, так и вайю-танматра.
  • Из вайю возникает агни-таттва, которая содержит акаша, вайю и агни-танматры.
  • Позднее агни развивается в апас, который содержит акаша, вайю и апас танматры.
  • Последняя таттва, притхви, сочетает в себе качества всех 5-ти таттв.

Теперь можно прийти к заключению, что приписываемые таттвам качества являются смешанными, и каждая таттва, имея свою преобладающую характеристику, также впитывает в себя качества той таттвы, из которой она выделилась.:

  • Эфир обладает качеством звука.
  • Воздух обладает качествами и звука, и осязания, хотя осязание преобладает.
  • Преобладающим качеством огня является форма, но с элементами звука и осязания.
  • В воде превалирует вкус, но присутствуют также качество звука, осязания и формы.
  • В земле, помимо преобладающего запаха, присутствуют и все остальные качества. Поэтому легко установить, что притхви, по широкому диапазону воспринимаемых через нее ощущений, является самой грубой таттвой, и эфир, имеющий своим посредником только звук, является тончайшей таттвой.

Эти 5 таттв, составляющие всю материю в нашем теле, были сведены в самую грубую форму в утробе вашей матери. Теперь они должны быть очищены, подобно тому, как очищают нефть, чтобы получить бензин. Задача таттва-шуддхи заключается в осуществлении этого процесса очищения, который приводит к переживаниям, связанным с более тонкими таттвами. Подобно ученому, который может наблюдать под микроскопом мельчайшие формы жизни, практикующий таттва-шуддхи приходит к возможности воспринимать материю не в ее плотной форме, но как сознание.

В «Раджа-йога-сутрах» Патанджали утверждается, что каждая таттва обладает 5-тью свойствами, для постижения которых искатель должен практиковать «самьяму» (спонтанное сочетание концентрации, медитации, самадхи). Патанджали назвал этот процесс «бхутаджайя», или совершенное владение элементами.

  • Первой особенностью этих 5-ти таттв является наличие грубой формы, которая связана с чувственными переживаниями звука, осязания, формы, вкуса и запаха.
  • Второй особенностью является качество элементов. Например, твердость земли, жидкость воды, тепло огня, движение воздуха, пустота и обширность эфира.
  • Третья – это аспект, связанный с тонкостями танматр. Помимо грубой сферы чувственного восприятия, существует более тонкое состояние, в котором таттвы ощущаются, как тонкий звук, тонкое осязание, тонкая форма, тонкий вкус и тонкий запах. Эти тонкие формы, часто называемые психическими видениями, являются сверхчувствительными состояниями чувственного восприятия.
  • Четвертый аспект таттв связан с 3-мя гунами: саттвой, раджасом и тамасом. 3 гуны, олицетворяющие сияние, деятельность и инертность, являются составной частью 5-ти таттв. Акаша, равно как и вайю, агни, апас и притхви, присутствуют в теле в своем саттвичном, раджасичном и тамасичном состояниях. Чтобы достичь духовного переживания, искатель должен преодолеть тамасичные и раджасичные состояния таттв и преобразовать их в сияние саттвы. Практика таттва-шуддхи облегчает эту задачу.
  • Пятый аспект таттв, известный как «артхаваттва», указывает назначение таттв. Писания единодушно утверждают, что таттвы созданы для наслаждения и для освобождения сознания от материи.

Другие известные свойства 5-ти таттв – это «шабда» (звук), «варна» (цвет) и «рупа» (форма), созданные движением энергии в таттвах. Различные цвета таттв указывают на вибрационную частоту энергии каждой таттвы:

  • Цвет акаша-таттвы черный, так как вибрация в ней практически отсутствует.
  • Вайю вибрирует на частоте голубого света.
  • Агни на частоте красного света.
  • Апас – белого цвета.
  • Притхви – желтого цвета.

Еще одно проявление энергии, звук, характеризуется биджа-мантрой таттв:

  • Для акаши – Хам
  • Для вайю – Йам
  • Для агни – Рам
  • Для апаса – Вам
  • Для притхви – Лам

Сочетание звука и света дает форму энергии, и поэтому:

  • Акаша воспринимается в форме круга.
  • Вайю как шестиугольник.
  • Агни как перевернутый треугольник.
  • Апас как полумесяц.
  • Притхви как желтый квадрат.

Недавние исследования показали, что свет, звук и форма являются различными стадиями проявления энергии. Для подтверждения этого мантру произносили должным образом в тоноскоп, который воспроизводил мантру в ее визуальной форме. Таттва-мантры имеют соответственные цвета и формы.

5 элементов и их характеристики

земляводаогоньвоздухэфир
ПриродаТяжелаяПрохладнаяГорячийНеустойчивыйСмешанный
КачествоТяжесть, сила сцепленияТекучесть, сжатиеТеплота, расширениеДвижениеРаспространение,
образующее
пространство
ЦветЖелтыйБелыйКрасныйГолубой/серыйЧерный
ФормаЧетырехугольникПолумесяцТреугольникШестиугольникБинду/точка
ЧакраМуладхараСвадхистанаМанипураАнахатаВишуддхи
МантраЛамВамРамЙамХам
ТанмантраЗапахВкусЗрениеОсязаниеЗвук
Функция в телеКожа, кровеносные
сосуды
Все жидкости телаАппетит, жажда,
сон
Расширение,
сокращение
мускулов
Эмоции, страсти
КармендрииАнусВоспроизводительный органНогиРукиГолосовые связки
ГьянендрииНосЯзыкГлазаКожаУши
Расположение
(как в таттва-шуддхи)
От носков до коленОт колен до
пупка
От пупка до сердцаОт сердца до
межбровья
От межбровья до
верха головы
Состояние умаАхамкара (эго)Буддхи (проницательность)Манас
(мысль/противоположная мысль)
Читта
(психическое содержание)
Праджня (интуиция)
КошаАннамайяПранамайяМаномайяВигйанамайяАнандамайя
ПранаАпанаПранаСаманаУданаВьяна
ЛокаБхуБхуварСварМахаДжняна
НаправлениеВостокЗападЮгСеверСередина и верх

Что происходит после смерти?

Таттвы существуют в общей, или вселенской сфере и в индивидуальной сфере. Космической является та сфера, где вечно происходит процесс творения, и индивидуальной является та сфера, где таттвы оказываются в ловушке материи. Когда материя распадается, эти индивидуальные таттвы возвращаются во вселенскую сферу и смешиваются со своими соответственными космическими двойниками. Во время смерти индивидуальные таттвы, которые составляют тело и ум, возвращаются к своему источнику. Акаша возвращается акаше, вайю к вайю, агни к агни, апас к апасу, притхви к притхви, ожидая творения в других формах материи.

Наконец, важно отметить при анализе таттв, что они играют свою роль только по велению «принципа разума», то есть сознания. Без сознания эти таттвы остаются неподвижными и скрытыми.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии