Таттва-шуддхи: описание практики и предпосылки

Общее описание практики | Предпосылки практики

На протяжении тысяч лет йоги утверждали, что физическое тело человека простирается далеко за пределы того, что способен воспринимать глаз; что человек есть нечто большее, чем просто плоть, кровь и кости; и, что, подобно всей материи во Вселенной, он состоит из множества грубых и тонких элементов, сочетание которых составляет его тело и ум.

Сегодня это подтверждается наукой. С приходом современной технологии наука шагнула за границы физики в область метафизики. Теперь ей известно, что «строительные кирпичики» материи состоят в действительности из миллионов электронов, нейтронов и протонов, которые движутся определенным образом, формируя то, что мы называем материей. Это было известно йогам, которые называли их «ану», «параману» и т.д.

Если это правда, то мы должны основывать наши убеждения на теории несуществования мира материи, поскольку то, что мы воспринимаем нашими глазами как осязаемое, реальное и целое — стены нашего дома, кресло, телевизор и т.д. — есть в действительности поля высоко заряженных частиц энергии, которые движутся на различных уровнях и частотах вибрации, образуя материю. Именно об этом говорили йоги с древних времен.

Из этого понятно, каким образом йог, способный поднимать свои психические частоты до уровня атомов и молекул, может видеть сквозь материю. Материя не является барьером для него. Он сознает наличие энергетически заряженных частиц. В Индии проводилось несколько экспериментов, когда сиддха, или совершенный йог, мог узнать, что происходит в соседней комнате, не заходя в нее. Наука сегодня исследует атомное ядро, трансформируя материю в энергию. Много тысяч лет назад йоги взрывали атомные ядра своего существования в лаборатории тела и ума, доказывая тем самым, что человек состоит из энергии, или праны, которая вибрирует с различной частотой и уплотняется в форму физического тела.

Тот факт, что наука вышла за пределы материи и обнаружила скрытую в форме энергию, является несомненно крупным достижением. Однако, энергия — это не последняя стадия проявления. За пределами энергии существует сознание, которое ответственно за все, что происходит во вселенной. Из сознания эволюционировало наше физическое тело, равно как и вся материя.

Хотя науке еще предстоит полностью освоить эту идею, возможность которой она только начинает допускать, существует группа ученых, уже исследующих роль сознания в каждой форме творения. Они утверждают, что эксперимент, проводимый в лаборатории двумя людьми при одних и тех же условиях, не обязательно дает один и тот же результат, поскольку на него влияет сознание наблюдателя. Таким образом, сознание становится влияющим фактором, и экспериментатор не может больше называться наблюдателем, скорее он является пассивным участником.

Поэтому одного только объективного анализа недостаточно, и следует признать, что все теории о материи и энергии, которые мы изобретаем в своих лабораториях, не являются окончательными или абсолютными. Результат также зависит от наблюдателя, чьи способности, которыми оперирует сознание, могут быть недостаточно восприимчивы к высшим частотам. В этом случае вся информация интерпретируется согласно ошибочному восприятию.

Йоги, с другой стороны, благодаря своему постоянному внутреннему поиску, давно обнаружили связь и взаимозаменяемость материи, энергии и сознания. Они утверждали, что сознание проявляется как энергия, которая уплотняется в материю. Если мы желаем узнать свободное от материи сознание, мы должны повернуть эволюционный процесс в обратном направлении, к его изначальной причине. Это достигается через очищение, устранение внешних факторов в уме и теле. Здесь таттва-шуддхи становится эффективной, как садхана.

Общее описание практики

Очищение и преображение тонких элементов, составляющих тело и ум, происходит благодаря самопознанию и медитации. Таттва-шуддхи является динамической формой медитации и самопознания. Это не пассивная практика медитации, когда вы должны часами концентрироваться на одном символе. Наоборот, она требует абстрактной ментальной активности для поддержания спонтанной концентрации через погружение ума в энергетическое поле воображения.

В практике таттва-шуддхи внутреннее сознание легко вовлекается в создание таттва-янтр (геометрических диаграмм элементов), папа-пуруши (греховного человека) и мандолы прана-шакти (формы созидательной энергии). Имеющиеся общие руководящие принципы оставляют, тем не менее, большой простор для творчества и использования огромного запаса присущего человеку воображения.

Прежде всего вы добиваетесь ментального и психического осознания элементов тела и соответствующих янтр. Вы наблюдаете процесс возникновения одной янтры из другой и таким образом входите все глубже в более тонкие слои существования. Открыв внутри себя вселенскую или космическую энергию, вы используете ее для устранения нарушений внутреннего равновесия.

Подход к проблеме внутреннего дисбаланса с более высокого уровня понимания облегчает процесс гармонизации, осуществляемый теперь при посредстве ума, который стал сильным и динамичным. По выполнении этого вы воссоздаете элементы физического тела в обратном порядке. Затем практика достигает своей наивысшей точки в видении самой праны-шакти. Именно прана, действуя через таттвы, органы действия и органы познания (кармендрии и джнанендрии), дает возможность проявиться знанию и деятельности, и поэтому заслуживает почитания.

Завершающим моментом практики является прикладывание бхасмы, или пепла. О значении бхасмы и видения праны-шакти будет сказано позже. Но с самого начала должно быть понятным, что ни то, ни другое не следует смешивать с какими-либо религиозными воззрениями. Таттва-шуддхи является практикой тантрической науки и не имеет ничего общего с религией.

Шримад-Деви-Бхагаватам-Пурана и Упанишады ясно утверждают, что действия и медитация (карма и дхьяна) ведут к освобождению (мокша). Подобно 2-м крылам птицы, позволяющим ей взлететь в небо, карма и дхьяна необходимы для поднятия сознания из тамасичного положения в высшее. Медитация в таттва-шуддхи достигается путем концентрации на таттва-янтрах и других визуальных формах, сотворенных в ментальном пространстве (чидакаша). Действие осуществляется через пост и прикладывание пепла.

Основные положения Тантры очевидны в практике таттва-шуддхи. Во-первых, эта практика является почитанием (упасана) принципа космической энергии, праны-шакти, которая дает рождение телу и уму. Поклонение Шакти считается непременной частью тантрической упасаны, потому что Тантра убеждена, что даже травинка не может шелохнуться без силы Шакти. Кроме того, традиционная практика таттва-шуддхи включает в себя как внешние ритуалы, сопровождающие акт поклонения, так и внутреннюю позицию почтения по отношению к высшей реальности.

Во-вторых, эта практика использует основные инструменты Тантры — янтру, мандолу и мантру, которые присутствуют в каждом аспекте тантры, от «черной магии» до вама-марги, тантрической музыки, архитектуры, искусства и просто йогической практики. Эти инструменты развивают целенаправленную концентрацию и являются составной частью таттва-шуддхи. Таттва-шуддхи может использоваться как помощь для медитации и продвинутой эзотерической практики и как совершенная практика сама по себе. Хотя цель практики является чисто духовной, она, несомненно, позволяет достичь благ во всех сферах существования.

Предпосылки практики

Наиболее подготовленным к практике таттва-шуддхи является тот, кто в достаточной степени усовершенствовал свои тело и ум с помощью Хатха-йоги и аджапа-джапы. Ученик должен быть способен выдерживать в течение часа устойчивую позу, предпочтительно сиддхасану, сиддха-йони-асану или падмасану. Его ум не должен при этом отвлекаться или принимать конкретную форму.

Это означает, что для практики таттва-шуддхи необходимы здоровые тело и ум. Не следует начинать практику при физическом недомогании. Лучше сначала дождаться выздоровления.

Таттва-шуддхи является системой сосредоточения (дхарана), и необходимо прежде всего уметь направлять ум внутрь, чтобы можно было легко достигать состояния сосредоточения. Поэтому Шримад-Дэви-Бхагаватам-Пурана предлагает искателю в первую очередь пратьяхару (отстранение чувств) через пранаяму или тратак.

Практика таттва-шуддхи требует основательного знания расположения энергетических центров или чакр в теле, восходящего или нисходящего путей праны в сушумне и необходимой йогической терминологии.

Помимо этого, важным фактором любой тантрической садханы является способствующее очищению внутреннее отношение или «бхава» практикующего. Если ваше отношение или бхава есть отношение преданности, восприимчивости и приятия, то последствия практики будут очень значительными. Невосприимчивый ум никогда не сможет познать единство, так как он заключен в границы пристрастия и предубеждения, которые препятствуют духовному росту.

В таттва-шуддхи следует преодолевать сомнения интеллекта и развивать преданность, которая является следствием внутренней веры и убежденности. Без состояния преданности духовная практика вырождается в обычное занятие эго и в конце концов разрушает достигнутый практикой возвышенный опыт.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии