Цифровое обучение: плюсы и минусы

В СМИ сообщалось о том, что целый ряд проблем беспокоит студентов, которые учатся во время пандемии и сталкиваются с отменой большинства очных занятий. Часть проблем, о которых сообщалось, включают:

Какова бы ни была правда таких заявлений, а некоторые из них были сильно преувеличены, появляется все больше свидетельств того, что реальная ситуация отнюдь не проста. Результаты появляющихся научных обзоров на эту тему показывают, что вызванные пандемией изменения в преподавании не повлияли на всех одинаково и что некоторые учащиеся действительно чувствуют себя лучше в таких условиях. Интересно и несколько парадоксально, что, несмотря на относительно активное использование социальных сетей, молодые люди, похоже, предпочитают, в конце концов, реальные контакты цифровым.

Был опубликован ряд исследований, касающихся восприятия студентами того, как меры, принятые университетами и колледжами в ответ на пандемию, повлияли на их обучение 4DSpace. Suddenly Online: A National Survey of Undergraduates During the COVID-19 Pandemic – Опубликовано: июль 2020. Конечно, восприятие учащимися – это одно, а реальное влияние на их обучение и способности – совсем другое. Конечно, еще рано что-то утверждать по данной теме, но, к счастью, опросы по этой теме показывают примерно одно и то же.

В одном из таких, весьма репрезентативных исследований запрашивалось мнение случайно отобранной группы, состоящей из чуть более 1000 студентов колледжей в Северной Америке. Эти студенты обучались у сотрудников, которые физически присутствовали с ними до пандемии, а затем перешли на онлайн-обучение для завершения своего курса.

Участники сообщили, что их общая оценка удовлетворенности своим курсом снизилась с чуть менее 90% до пандемии до чуть менее 60% после начала пандемии. Конечно, трудно понять, действительно ли это связано с ухудшением восприятия полученного ими обучения или это просто отражает их общее восприятие происходящих изменений их жизни.

Когда их спросили о конкретных аспектах их опыта, они ответили, что некоторые области преподавания улучшились после перехода в онлайн-режим. Около 2/3 респондентов отметили, что они лучше стали понимать, что от них ожидают на занятиях, чем при очном обучении. По мнению студентов, структура материалов в онлайн-контексте улучшилась.

Сфера, в которой студенты чувствовали, что их работа пострадала больше всего, и это отражало их общее восприятие и имела большой вес при принятии ими решений, была связана с отсутствием реального социального контакта.

В этом исследовании у 65% студентов отмечалось ухудшение совместного сотрудничества после перехода на онлайн-обучение. На самом деле именно этот аспект принес худшие оценки со стороны студентов.

«Студенты считают дистанционное обучение интересным, современным, адекватным и удобным, но не способным заменить их опыт социального взаимодействия с сокурсниками и преподавателями».
Результат опроса студентов европейских университетов 5European Journals of Education Studies. Effects of the COVID-19 pandemic on university pedagogy: Students’ experiences and considerations – Опубликовано: 2020

Похоже, что, несмотря на высокий уровень пользования Интернетом, студенты, столкнувшись с почти полностью цифровым миром, стремятся к традиционному социальному контакту, который следует рассматривать не только как для совместного обучения или встреч, но и как отражение влияния структуры социального мира на мотивацию учащихся. Отсутствие реальной социальной структуры подрывает мотивацию некоторых учащихся непосредственно к учебе.

Однако следует признать, что, хотя многие учащиеся ощущают негативные последствия отсутствия реальных социальных контактов в процессе обучения, это не является универсальным явлением. На самом деле, некоторые группы учащихся считают, что изоляция благоприятно сказалась на их способности учиться, возможно, в связи с улучшением их психического здоровья 6APA. When Social Isolation Is Nothing New: A Longitudinal Study Psychological Distress During COVID-19 Among University Students With and Without Preexisting Mental Health Concerns – Опубликовано: 2020.

В ходе опроса около 800 студентов, их самооценка психического здоровья за май 2020 года сравнивалась с их самоотчетом о психическом здоровье за май 2019 года. Результаты показали, несмотря на то, что у большинства учащихся отмечалось ухудшение самочувствия, что одна группа с ранее существовавшими психическими проблемами сообщила об улучшении психического здоровья в период пандемии. У них также было меньше депрессивных симптомов, а также меньше стресса и тревоги, чем годом ранее. Конечно, это сбивает с толку, так как психические расстройства могут не только ухудшаться с течением времени, но и исчезать.

Помимо мнения «среднестатистического студента», есть данные, свидетельствующие о том, что негативное влияние онлайн-обучения сильно ощущается студентами, находящимися в худшем социально-экономическом положении:

  • 56% учащихся утверждают, что их домашняя ситуация «никогда» или «редко» влияет на их способность учиться во время пандемии.
  • 16% учащихся отметили, что их домашняя ситуация «часто» или «очень часто» влияет на их способность учиться во время пандемии и это, в большинстве случаев, зависит от уровня дохода.

При сравнении семей с различным уровнем доходов, 20% семей с низким уровнем доходов отмечают, что их домашняя ситуация негативно влияет на онлайн-обучение, чаще всего указывая на проблемы со связью с Интернетом. Аналогичные проблемы отмечаются и в разных странах: одно исследование, проведенное среди пакистанских студентов, свидетельствует о том, что большинство их студентов, обучающихся через Интернет, не могут воспользоваться преимуществами «экономически развитых» стран, поскольку подавляющее большинство учащихся не могут получить надежный доступ к Интернету – ни по техническим, ни по финансовым причинам 7ERIC. Online Learning amid the COVID-19 Pandemic: Students’ Perspectives – Опубликовано: 2020.


То, что мы действительно знаем о влиянии цифрового обучения на восприятие учебы студентами во время пандемии,- это то, что это неоднозначная картина. Некоторые аспекты обучения – например, структуризация и обновленная подача – кажутся студентам лучше. И, действительно, некоторые учащиеся чувствуют себя лучше, когда их удаляют из типичной формы образования и погружают в новую среду.

Аспекты, получившие отрицательную оценку, по-видимому, связаны с влиянием потери социального контакта на мотивацию и благополучие обучения, пусть и не для всех. Это говорит о том, что многие учащиеся не так привязаны к своим социальным сетям, как казалось, и если организация онлайн-материалов может быть перенесена в очный класс, то это вполне может быть «выигрышем» от текущей ситуации.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии